Эксперты рассказали о расцвете южноуральского курорта при конструкторе Макееве
Его называли «маленьким Королевым» и «Уральским драконом» из-за строжайшей секретности проектов, которыми он занимался. Разработчик первой ракеты с подводным стартом и первой межконтинентальной морской ракеты Виктор Макеев стал героем восьмого выпуска специального сезона подкаста «Так культурно!», рассказывающего о вкладе известных уральских ученых, инженеров и промышленников в культуру. Проект медиахолдинга «Гранада Пресс» реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Виктор Макеев являлся первым главным конструктором Государственного ракетного центра, который сегодня носит его имя. Он внес существенный вклад в развитие Миасса не только как важного научно-промышленного, но и культурного центра. Поговорить о легендарном конструкторе в гости к ведущей подкаста Наталье Малышкиной пришли ветеран ГРЦ им. В.П. Макеева Александр Борисов, работавший под началом Виктора Макеева, заместитель директора по науке Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин и заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинского государственного института культуры Александр Мордасов.
Виктор Макеев после института по распределению попал в команду к выдающемуся ученому Сергею Королеву и включился в процесс ракетостроения. Впоследствии этот опыт он перенес в Миасс, где возглавил конструкторское бюро.
«Когда выбирали кандидатуру руководителя новой структуры на Южном Урале в Златоусте, потом в Миассе, Макеев рассматривался, но на вторых ролях, в качестве заместителя главного конструктора. Но ему хватило смелости сказать, что вторым он не поедет», – говорит Николай Антипин.
Миасс в то время уже был развитым промышленным центром – в годы войны сюда эвакуировали одну из частей завода имени Сталина. Социальный и культурный расцвет города случился как раз в начале пятидесятых годов и во многом благодаря Макееву.
Как отметил Александр Борисов, Макеев имел прямое отношение ко многим общегородским делам. Он интересовался вопросами водоснабжения, строительства и общественного транспорта. Особое внимание уделялось культуре. Сначала в новом здании управления конструкторского бюро появился актовый зал, где устраивали концерты, а затем и собственный дворец культуры «Прометей», ставший известным далеко за пределами Миасса.
«Прометей» — это заслуга в чистом виде Виктора Петровича! Были времена, когда в стране было запрещено строить объекты культурного и спортивного назначения, тяжело жилось. Виктор Петрович, пользуясь случаем, при встрече с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущёвым лично попросил у него разрешение. Так появился «Прометей»», — рассказал Александр Борисов.
Александр Мордасов вспоминает, что все артисты кино и именитые коллективы, приезжавшие в Челябинскую область, были в «Прометее». Здесь существовал сильный клуб самодеятельной песни, фотоклуб и киноклуб, которым руководил Леонид Оболенский.
«Вокруг «Прометея» собралось культурное сообщество. Мы ездили в Миасс с гастролями театра «Манекен». Нам всегда хотелось попасть в «Прометей» и показать там премьеру. Это было ответственно, потому что мы общались с умной и интеллигентной аудиторией. Мы чувствовали ее заряд и очень им дорожили», – Александр Мордасов.
Также в выпуске зашла речь о любимых песнях Виктора Макеева, помогавших ему в работе, и местах, которые могут стать частью экскурсии, посвященной знаменитому конструктору. Полный выпуск подкаста уже доступен на следующих платформах: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Музыка, Саундстрим, Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox.
Напомним, героями предыдущих выпусков стали «отец Урала» Василий Татищев, инженер и писатель Николай Гарин-Михайловский, династии Строгановых и Демидовых, Павел Аносов и Иван Бушуев, Дмитрий Менделеев и Егор Кузнецов-Жепинский.