«Равис». Кто присвоил акции Челябинской области?
Решением совета директоров от 18 июля 2011 года генеральным директором компании «Равис» был назначен Андрей Косилов. Директором по аграрным, имущественным вопросам и земельным отношениям стал его ближайший соратник и как говорят многие дальний родственник Сергей Сергеев. И с этого времени аналитики, уже осмелев, открыто заговорили о том, что один из крупнейших в стране, ранее якобы «бесхозный» агрохолдинг, на самом деле принадлежит бывшему первому вице-губернатору Челябинской области. Долгие годы «по счастливому совпадению» еще и курировавшему сельское хозяйство Южного Урала. Казалось бы, теперь-то уж никто не помешает правоохранительным и надзорным органам региона задать Андрею Николаевичу целый ряд явно неприятных для него вопросов. Но время идет, а обещанных уголовных дел как не было, так и нет…
Команда Сумина купила «Равис»
«Долей ангелов» хитрые виноделы называют количество испарившегося за время выдержки в коньячных бочках спирта, что всегда приводит к заметному уменьшению крепости этого популярного в народе напитка. Но процесс «усушки» коньячного сусла, конечно же, обусловлен, не только способностью спирта испаряться быстрее воды…. Признаем, что подобные махинации действительно встречаются в некоторых винных погребах… и как выяснилось даже в современных птичниках.
Именно тогда: 29 августа 1997 года очередное собрание акционеров "Рависа" приняло необычайно важное, но, увы, малоизвестное населению региона решение о проведении вторичной эмиссии ценных бумаг в размере 93 миллионов рублей. А самое главное о передаче контрольного пакета акций - 51 процента или "золотой акции" - государству в лице областной администрации. И что интересно самые доверенные члены команды Петра Сумина, не скрывали даже, что были вполне готовы к такому повороту событий, и вовсе не стеснялись своей заинтересованности.
В первых числах октября 1997 года на перспективной пригородной птицефабрике без ненужной огласки побывал глава правительства области Владимир Уткин. По результатам его инспекции начальник управления по координации деятельности промышленного птицеводства администрации Челябинской области Иосиф Гимпель объявил: «Проведут акционеры перерегистрацию документов, передадут контрольный пакет государству, и власть, конечно же, будет оказывать им помощь...».
«Главное было - заручиться такой поддержкой», - подчеркивал Иосиф Шлемович – «Поэтому акционеры приватизированного ранее предприятия решили передать областной администрации 51 процент уставного капитала, что гарантирует заинтересованное участие властей в воссоздании былого потенциала фабрики, решении ее проблем. С ее помощью, финансовой поддержкой, льготами в налогообложении становится реальным возобновление производственной деятельности в кратчайшие сроки. Нужно также возвратить и дебиторские средства. Всего, чтобы запустить производство на "Рависе", требуются 40 миллионов рублей и 10 тысяч тонн фуражного зерна. Племенное яйцо решено закупить на Еткульском птицезаводе. Сейчас решается проблема с комбикормами».
Действительно с точки зрения количественного подхода только обладание 51% и более голосующих акций давали руководству Челябинской области возможность полного контроля в менеджменте «Рависа». Хотя конечно, в развитых и цивилизованных странах для осуществления подобного контроля при управлении собственностью в то время достаточно было владеть 12–15% общего пакета голосующих акций корпорации. При условиях действующего тогда законодательства России государству в лице областной администрации было, пожалуй, достаточно иметь 25% пакет акций, чтобы получить реально полный контроль при управлении собственностью корпорации.
Но, конечно же, более надежным было бы разрешение всех возможных в будущем противоречий в акционерном обществе «Равис» только с контрольным пакетом акций государства, где администрация Сумина осуществляла бы права собственности в органах управления общества через своих представителей, которые должны были составить не менее 51% членов совета директоров. Практическое значение государственного предпринимательства в такой крупной корпорации как «Равис» заключалось, конечно же, в том, что областные чиновники получали полную возможность влиять на деятельность акционерного общества в целом…. А разработка эффективной системы управления государственным пакетом акций «Рависа» сулила еще и хорошую прибавку к областному бюджету.
27 октября 1977 года губернатор Челябинской области Петр Сумин своим постановлением № 725 объявил «О вхождении в состав акционеров ЗАО «Равис – птицефабрика Сосновская». Руководителю Главного финансового управления Альфреду Галимову поручалось выделить из фонда финансовой поддержки важнейших отраслей хозяйства 93 миллиона рублей. Начальнику Главного управления по госимуществу Алексею Слепышеву было велено «выступить от имени Челябинской области акционером ЗАО "Равис - птицефабрика Сосновская" с приобретением 93674 обыкновенных именных акций общества на сумму 93674000 рублей».
Портфель акций: точные цифры неизвестны
И с этого дня «Равис» оказывается, стал полностью подконтролен энергичной команде правительства Челябинской области. Населению оставалось только расслабиться и ждать обещанных дивидендов — значительной части прибыли акционерного общества, распределяемых между акционерами в соответствии с количеством и видом акций. Следовало понимать, что деликатесная курятина и весь широкий ассортимент «Рависа» в регионе будет общедоступен. А иначе, зачем же идти на подобные траты и тратить народные деньги на развитие птицеводства. Только вот беда, контрольный пакет акций Челябинской области в «Рависе», в конечном итоге незаметно трансформировался в частную собственность одного из самых уважаемых в регионе господ…
Судьбоносное постановление, подписанное Петром Ивановичем, дружно завизировали члены команды: председатель правительства Владимир Уткин, заместители главы администрации и правительства области: Игорь Сербинов, Алексей Согрин, Альфред Галимов; начальники управлений: Елена Дубровина, Алексей Слепышев, Вячеслав Егоров и Иосиф Гимпель. Дальнейшая новейшая история Челябинской области в случае ее рассекречивания сведется к подковерной драке за активы «Рависа». При этом судьбы практически всех подписантов постановления № 725 представляют, конечно же, особый интерес.
Возьмем, к примеру, Альфреда Галимова. Только 19 января 2011 Председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Альфред Галимов будет досрочно освобожден от занимаемой должности по инициативе нового южноуральского губернатора. Спикер Заксобрания тогда признался, что 63-летний Альфред Галимович, руководил Контрольно-счетной палатой долгих 11 лет, а до этого он был, оказывается с января 1997 года начальником Главного финансового управления администрации области. Согласитесь, чертовски удобно. Сначала Галимов щедро расходовал областные деньги, а затем еще и контролировал собственные же траты, проверяя законность своей же финансовой деятельности. Теперь конечно нам понятно, почему до сих пор судьба областного пакета «Рависа» есть тайна за семью печатями. Скажу только, что официальные активы администрации Челябинской области тех лет, представленные в любопытнейшем засекреченном экономическом трактате «Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации на примере Челябинской области» вызывают у вдумчивого читателя удивление и даже недоумение. Ну как могли, к примеру «доли в предприятиях» на январь 1998 года составлять всего 52,1 миллиона рублей, когда только за акции «Рависа» областные власти в октябре 1997 года отстегнули более 93 миллионов рублей. Или вот еще всего одна цитата «однако, комитет по управлению имуществом Челябинской области не имеет точной информации о составе портфеля акций, долей предприятий по состоянию на первое января 1998, 1999 и 2000 годов. Однако, по их оценкам, в течение отчетного периода данный состав активов постепенно и незначительно увеличивался. Очевидно, что представлена заниженная, минимальная оценка стоимости пакетов акций». Как говорится, приплыли. Ценные бумаги и доходы по ним, принадлежавшие Челябинской области, оказывается, даже не считали. А вы говорите, куда же вдруг испарился контрольный пакет акций агрохолдинга «Равис» выкупленный администрацией Южного Урала еще в 1997 году?
Косилов долгий путь в «Равис»
Как то так получилось, что птицефабрика, еще недавно кормившая бройлерами половину области,
искусственно разоренная после убийства ее бывшего владельца Михаила Лежнева досталась команде Сумина за сущий бесценок.
Но уже тогда знающим людям было очевидно, что при хорошей бюджетной подпитке она в скором времени будет
гарантированно приносить хорошую прибыль. Как бы не складывалась ситуация в стране,
а пищевая отрасль всегда будет востребована…
И именно таким был Андрей Косилов - заместитель главы администрации Челябинской области, ближайший соратник Петра Ивановича. В недавнем прошлом бывший номенклатурный сотрудник обкома ВЛКСМ Косилов в 1989 году на выборах народных депутатов СССР был к тому же доверенным лицом победившего тогда директора совхоза Михаила Лежнева. Особого, пожалуй, внимания в биографии Лежнева заслуживает именно период с 1991года по 1995 год, когда необычайно ловкие Андрей Свиридов и Андрей Косилов помогали владельцу птицефабрики «Сосновская» - ныне «Равис», в его политической и предпринимательской деятельности. Для этого они даже организовали вначале 90-х годов прошлого века первый в Челябинске демократический клуб избирателей. Понимали, что денег без власти не бывает.
В 1989-1991 гг. Андрей Косилов к тому же еще и работал помощником председателя облсовета и облисполкома Петра Сумина. В 1991 году стал управляющим делами областного Совета. Но, конечно же, Андрею Николаевичу хотелось большего. И в первую очередь больших денег. А этого не давала даже работа в кампании скандально известного на всю страну Андрея Свиридова. С 1993 года до декабря 1996 года Андрей Косилов тесно сотрудничал с Андреем Александровичем Свиридовым президентом корпорации "Уралинвест", проходившим фигурантом по "делу Фильдшина" - попытке обмена Советом Министров России 140 млрд. рублей (следователь Генпрокуратуры СССР В. Калиниченко). По делу проходили еще житель ЮАР Пирсон и англичанин Гиббинс, оба значились в розыске Интерпола. Гиббинс был заочно приговорен к пожизненному заключению. По мнению некоторых экспертов ООН эта афера - попытка предположительно колумбийской или турецкой наркомафии отмыть свои деньги в России. Также Андрей Свиридов организовал известную акцию по продаже танков АНТом.
В 1995 г. Михаил Лежнев вновь был выдвинут кандидатом в Государственную Думу – по Кыштымскому избирательному округу Челябинской области. Поэтому же округу баллотировался в депутаты и Петр Сумин. Перед Андреем Косиловым невольно встал весьма непростой выбор…
Поздно вечером 7 декабря 1995 года, шедший чуть впереди в непростой предвыборной гонке, кандидат в Госдуму генеральный директор фирмы "Равис" Михаил Лежнев был убит прямо на пороге своего нового коттеджа снайперским выстрелом в голову. Мало кто помнит, но в те дни в Челябинской области практически одновременно были совершены сразу три покушения на трех крупных предпринимателей, занимавшихся к тому же еще и политической деятельностью. В тот же день в результате нападений преступников получили тяжелые ранения председатель совета директоров чекового инвестиционного фонда "Атлант" Андрей Косилов и директор издательства "Русский дом" Ярослав Извальцев, финансирующие предвыборную кампанию кандидата в депутаты Госдумы от Конгресса русских общин, основного конкурента Лежнева по Кыштымскому одномандатному избирательному округу Петра Сумина. На Южном Урале не без участия криминальных структур «в темную» шел передел финансового рынка, и политические процессы были явным приложением к нему. Для помощи в их розыске из Москвы в Челябинск немедленно вылетели специалисты МВД и ФСБ. Но во всех трех случаях преступников задержать не удалось. Несмотря на то, что представители правоохранительных органов хором заявляли, что убийства Лежнева и покушения на Косилова и Извальцева не были связаны между собой, для расследования этих преступлений в УВД Челябинской области, тем не менее, был создан единый штаб.
При этом по официальному мнению представителей правоохранительных органов, мотивы покушений на Лежнева, Косилова и Извальцева, скорее всего, имели отношение к предпринимательской деятельности пострадавших. Мол, в Челябинске авторитетных людей стреляют, конечно же, не за политику, где вы видели у нас политику? А только за очень большие суммы и желательно в лавэ. Андрея Косилова неизвестный обстрелял из пистолета на крыльце возле его дома в Челябинске. Раненный четырьмя пулями предприниматель в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. В Магнитогорске был обстрелян из пистолета Ярослав Извальцев. Издатель получил несколько ранений, у него были прострелены печень и почки.
В конце 1996 года Петр Иванович стал губернатором Челябинской области, и только очень наивные люди могли предполагать, что его первого заместителя Андрея Николаевича кто-то осмелится включить в оперативную разработку…
И, конечно же, мало кого заинтересовало в то время то, что будущий первый вице-губернатор области Андрей Косилов выступал главным консультантом покойного г-на Лежнева. Любознательный комсомольский активист вникал и в уникальные теневые экономические схемы «куриной империи» Лежнева. А учиться Косилову было чему. Следователи налоговой полиции в те годы называли Михаила Лежнева лидером организованной преступной группы.
Маски сброшены, силовики посрамлены
21 августа 1995 года налоговая полиция Челябинской области возбудила сразу пять уголовных дел в отношении руководителей «Равис». Речь шла о семи миллиардах неденоминированных рублей, которые не попали в казну. «Равис» с целью уклонения от уплаты налогов начал искусственно дробиться еще в 1991 году. Тогда государственное предприятие птицефабрика «Сосновская» стало сначала товариществом с ограниченной ответственностью, а позже АОЗТ «Рощинская птица» или «Равис». Громкое уголовное дело N 30475 уже привычно очень тихо скончалось в селе Долгодеревенском. После «очень своевременного» убийства главного обвиняемого - 24 апреля 1998 года Сосновский районный суд приговорил четырех обвиняемых, включая зятя Михаила Лежнева Ивана Черепанова к двум годам лишения свободы условно. Амнистия освободила их и от этого наказания. Уголовные дела в отношении еще шести человек из организованной преступной группы Лежнева были прекращены. А ближайший помощник убитого из здания правительства области имел уникальную возможность держать руку на пульсе расследования «предвыборных» уголовных дел. Согласитесь удобно. Особенно если в твоих руках еще и рычаги финансирования компетентных органов…
Как утверждали сотрудники УВД, в последнее время у гендиректора АО "Равис" Михаила Лежнева произошел серьезный конфликт с местными преступными группировками, которые якобы пытались обложить его данью. Лежнев сообщал об этом как руководству УВД, так и администрации Челябинской области. Версия о возможной связи производственной деятельности Лежнева с его убийством упорно проверялась в январе-феврале 1996 года следственным управлением УВД Челябинской области и Управлением по борьбе с организованной преступностью. В ходе проверки было установлено, что «куриный монополист» Михаил Лежнев был к тому же одним из учредителей подставной структуры ТОО «Альфа» известного организованного преступного сообщества «Коты». ТОО «Альфа» по оперсводкам активно задействовалось в коррупционной цепочке. В «Альфу» с 1994 года якобы поступали значительные партии продукции от АО «Уралтрак», «ММК» и других предприятий, а денежные средства, за реализацию этой продукции должны были быть перечислены в пользу АО «Челябэнерго». Михаил Лежнев и его особо доверенные помощники день и ночь ковали свое экономическое благополучие.
Уж не, поэтому ли по данным челябинских налоговиков, Андрей Косилов ещё в 1996 году был одним из богатейших людей области, получив только от продажи ценных бумаг 2 с лишним миллиарда рублей. По налоговым декларациям в недавнем прошлом скромный госслужащий Косилов был богаче известного челябинского бизнесмена Григория Фишера более чем в 10 раз. Это ли не повод для проверки источников его обогащения?
Птицефабрика, которую у нас увели
Птицефабрика «Равис», после гибели своего руководителя моментально пошла под откос и, несмотря на покупку акций, правительством Челябинской области как то очень «своевременно» обанкротилась. В те годы работа с «проблемными предприятиями» региона была поручена Владимиру Уткину, стоявшему у истоков «куриной аферы» и масштабной закачки бюджетных средств в «Равис». По итогам банкротства 99,97 процента собственности ЗАО «Равис» незаконно перешли в другие руки. Генеральный директор и бывший внешний управляющий ЗАО «Равис» С.М. Сергеев (ранее непродолжительное время работал заместителем Иосифа Гимпеля), генеральный директор ООО «Равис» П.А. Подгорнов и член совета директоров птицефабрики Э.Ю. Асанов на троих получили около 60 процентов акций и только за 2008 год якобы поимели дивидендов более 150 миллионов рублей.
И как специально сразу же поблизости от ставшего вдруг «бесхозным» предприятия вновь появился бывший помощник Михаила Лежнева Андрей Косилов - все эти годы не оставлявший грандиозный птичник. Даже когда на птицефабрике было введено арбитражное управление. И должность председателя совета директоров для осуществления непосредственного руководства коммерческим холдингом, состоящим из 10 коммерческих структур, занял… уже первый вице-губернатор Андрей Косилов. Разумеется, под предлогом сохранения и развития важного для области предприятия.
Вспомните под этим же предлогом с 1998 года на «Равис» начали закачиваться миллионы бюджетных рублей. И пока Андрей Николаевич оставался у власти в правительстве области, финансовый поток не оскудевал.
Прошли годы и поднявшийся на деньги налогоплательщиков Челябинской области «Равис» расцвел. ООО «Равис - Птицефабрика Сосновская» ежегодно выпускает более 50 тыс. тонн мяса птицы. В 2009 году выручка составила 3,3 млрд. рублей, чистая прибыль – более 530 млн. рублей. Кроме птицефабрики в холдинг сегодня входят еще шесть хозяйств, в которых содержится более 20 тыс. голов КРС и свиней, а также ежегодно распахивается под корма и зерно порядка 120 тыс. гектаров земель. Теперь уже не скрывается, что все это – хозяйство бывшего областного чиновника Андрея Косилова.