Поиск

Варгот и Ко: уроки бесконтрольного правления

10.09.2010 11:27
Автор: Светлана КИРЮШКИНА, "Вечерний Челябинск"
30 сентября в Челябинском региональном отделении Союза художников России (СХР) пройдет отчетно-перевыборное собрание. Художники устали видеть «у руля» Евгения Варгота со всей его семьей и ближайшими соратниками. Евгений Александрович исчерпал кредит доверия не только областной и городской власти, но и своих коллег.
Варгот и  Ко: уроки бесконтрольного правления*
не наше

С момента скандала, инициированного руководством регионального отделения Союза художников России, прошел год, но только сейчас начинают вскрываться его истинные причины  

30 сентября в Челябинском региональном отделении Союза художников России (СХР) пройдет отчетно-перевыборное собрание. Художники устали видеть «у руля» Евгения Варгота со всей его семьей и ближайшими соратниками. Евгений Александрович исчерпал кредит доверия не только областной и городской власти, но и своих коллег.

Евгений Варгот приехал к нам из Казахстана. Благодаря умению входить в доверие, он быстро освоился, перехватил бразды правления. И никто бы не возражал, если б не возник вопрос о творческих мастерских. Речь идет о муниципальных помещениях, расположенных в центре города. Ранее распределением мастерских занимался областной Союз художников, но в 2009 году изменилось федеральное законодательство и порядок предоставления муниципальных помещений. Художникам предложили арендовать мастерские за минимальную плату. Однако большинству это оказалось не по карману. Региональное отделение СХР направило в адрес руководителей города и области письма с просьбами сохранить договоры безвозмездного пользования. И мэрия пошла навстречу. По решению в то время главы Челябинска Михаила Юревича в городе было создано МАУ «Челябинский центр искусств», на баланс которого передали творческие мастерские. А оно, в свою очередь, и должно было бесплатно передать помещения художникам, заключив с ними бессрочные договоры безвозмездного пользования.

Казалось бы, понятная и удобная для художников схема. Однако Евгения Варгота она категорически не устроила. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы договоры заключались не с конкретными художниками, а с подконтрольной ему организацией, и были срочными. Художников он запугал тем, что их хотят выкинуть на улицу. В качестве меры воздействия на власть Евгений Александрович выбрал голодовку, в которой принимали участие члены его семьи, секретарь союза и ближайший соратник Дмитрий Сурин и еще несколько человек. «Голодающие» направили в администрацию от имени и якобы «по поручению общего собрания» резолюцию с требованием ни больше, ни меньше, как отставки в то время вице-мэра Челябинска по социальному развитию Вадима Евдокимова, в ведении которого находились учреждения культуры. Удивленный громкими заявлениями из Челябинска Секретариат СХР (Москва) выслал в адрес Варгота, Сурина и членов отделения жесткую телеграмму с убедительной просьбой не выдвигать политических и административных требований, так как это противоречит действующему законодательству. А позже, при проведении персонального опроса членов организации выяснилось, что общего собрания вообще не проводилось и о предъявленной мэрии резолюции никто не слышал.

Вот тогда у части членов Союза и появилось желание выяснить, зачем это нужно было делать. А ларчик открывался просто. Оказалось, что предприимчивые Евгений Варгот и Дмитрий Сурин еще в начале 2008 года оформили необходимые документы (технические паспорта из БТИ, договоры с управляющими компаниями и прочее) для перевода в собственность пяти «своих» творческих мастерских. Речь идет о муниципальных помещениях. Одну мастерскую занимали Евгений Александрович с женой, две – его сын и невестка, еще две – супруги Сурины.

Зачем нужно было отговаривать других заключать договоры, для многих тогда оставалось загадкой. Но еще большей загадкой было то, куда деваются средства от аренды помещений выставочного зала СХР и почему руководство организации хронически не доплачивает за коммунальные услуги в течение последних лет. Дошло до того, что зимой 2008/09 года в 24 мастерских на улице Омской и в выставочном зале на Цвиллинга за долги за три месяца до окончания отопительного сезона отключили тепло! Такая же история случилась и в эту зиму. Долгие годы людям рассказывали одну и ту же сказку – организация бедная, а суммы коммунальщикам и энергетикам уходят огромные. На проверку годовые счета оказались в разы ниже обозначенных месячных цифр.

Кроме того, из документов министерства культуры области стало ясно, что господин Варгот неоднократно получал бюджетные средства на поддержку организации и на проведение выставок, на которые потом повторно собирал деньги с художников. Часть выставок, как, например, выставка народного художника Боровского, стоившая казне около 350 тысяч рублей, вообще не проводилась. Когда чиновники поинтересовались, на что были потрачены целевые деньги, Евгений Александрович ответил: «На картриджи…»

Когда член Правления Юрий Егаков начал задавать председателю неудобные вопросы, его попытались исключить из Союза с удивительной формулировкой – «за распространение сведений, порочащих репутацию других членов Союза». Вместе с ним были исключены еще пять членов организации, позволившие себе в разное время открыто выступить с критикой в адрес Варгота и Сурина. Якобы за неуплату членских взносов (цена вопроса – 500 рублей). Причем это было преподнесено художникам как «решения Москвы».

Вопиющий случай произошел с выбытием из членов СХР Сергея Павловича Манаенкова 1926 года рождения. Он также был исключен с формулировкой «за неуплату членских взносов в 2008 году». Сергей Павлович – член Союза художников с 1974 года, участник Великой Отечественной войны, имеет многочисленные награды. В канун 65-летия Победы руководство отделения принимает решение о применении к ветерану высшей меры наказания в общественной организации – исключение из ее рядов. Может быть, Евгению Александровичу стоило обойти всех членов челябинской организации, собрать эти 500 рублей (по 3-5 рублей с каждого) и уплатить деньги за ветерана? Вряд ли кто-то бы отказался... Только вот умер Сергей Павлович три с лишним года назад. Оскорблена была память о ветеране. История получилась более чем некрасивая.

Решение об исключении вышеупомянутых членов организации было отменено. Извинений люди не услышали.

Сегодня члены регионального отделения СХР начинают разбираться в ситуации, и намерены закончить эру бесконтрольного правления Евгения Варгота. То, что они больше не верят своему председателю (сроки его полномочий истекли 23 мая), стало ясно после несостоявшегося отчетно-выборного собрания в начале августа. Люди поняли, что им нужно выбрать председателя, способного вести диалог с властями, умеющего решать проблемы без шантажа и обмана. Но у них есть опасения, что будут предложены кандидатуры из числа соратников прежнего руководства. Уже появилось предложение «дать дорогу» сыновьям Евгения Александровича и их товарищам. В таком случае союз получит фиктивного лидера. Ни о каком развитии при этом речи уже не может быть.