Поиск

Детская аллергопатология. Как избежать угрозы?

27.03.2009 00:00
Автор: Артем Романов
В последнее время у челябинских детей все чаще возникают хронические аллергические заболевания – бронхиальная астма и атопический дерматит. Если раньше ребенку до трех лет вообще не ставили такие диагнозы, то сейчас аллергопатологией страдают дети младше года...
Детская аллергопатология. Как избежать угрозы?*

В последнее время у челябинских детей все чаще возникают хронические аллергические заболевания – бронхиальная астма и атопический дерматит. Если раньше ребенку до трех лет вообще не ставили такие диагнозы, то сейчас аллергопатологией страдают дети младше года. Такие дети чаще всего не имеют возможности посещать стандартные дошкольные образовательные учреждения. Причина проста – среда традиционного детского сада наполнена всевозможными аллергенами – внутренними и внешними раздражителями. Однако у таких детей есть возможность не только нормально познавать мир, но и, пойдя в школу, быть максимально подготовленными к подстерегающим опасностям.

Специалисты муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка № 382 уже не первый год помогают детям-аллергикам жить полноценной жизнью. Для ребенка создаются безопасные (гипоаллергенные) условия, в которых малышу не грозит случайно столкнуться с каким-либо возбудителем.

Ребенка учат навыкам безопасного контакта с окружающей действительностью – предметами, природными явлениями, растениями и животными. Чем больше малыш усвоит безопасных методов знакомства с окружающим миром, тем меньше вероятность того, что у него возникнет какая-либо аллергическая реакция.

В Центре исключены из интерьера любые предметы, которые могут стать причиной приступа. Все ковры только синтетические, рыбки в аквариуме – искусственные. В каждой комнате установлен ионизатор, чтобы обогатить воздух полезными для детей частицами. Для ребят построена даже сауна. Малыши с аллергопатологиями ограничены в некоторых способах познания мира, таких как цирк, например. Однако у детей есть возможность познакомиться с животными через большой плазменный кинотеатр или в компьютерном классе.

Заведующая Центром развития ребенка Валентина Афанасьевна Нагорная – кандидат педагогических наук, автор многочисленных практических пособий, посвященных особенностям воспитания и обучения детей с аллергопатологией.

Как говорит Валентина Афанасьевна, «мы не можем дать гарантию того, что ребенок в жизни не столкнется с проблемами. Но мы можем дать ему инструментарий и навыки для защиты. Необходимо с самого детства формировать умение безопасного контакта с объектами и явлениями окружающей среды на доступном для ребенка уровне».


Как помочь ребенку-аллергику?
- знать особенности развития ребенка и особенности развития заболевания;
- уточнить факторы, вызывающие обострение заболевания;
- избегать контакта с причинами обострения аллергии;
- создать безопасную обстановку в окружающем пространстве (убрать мягкие игрушки, цветы, животных) и безопасное меню.


Все в Центре обозначено своеобразным «светофором безопасности»: красное – опасно; желтое – подозрительно, есть вероятность опасности; зеленое – безопасно. Чтобы вокруг ребенка стало больше «зеленого» (читай безопасного), необходимо обучать его способам контакта с предметами и явлениями. Нужно помочь ребенку понять, что одуванчик – опасное для него растение. Но если взять цветок не просто руками, а надеть перчатки, то ничего плохого не произойдет.

И, наоборот, отсутствие педагогических условий, методов и приемов по контакту с опасными явлениями может усугубить состояние здоровья ребенка и увеличить «красное» в его жизни. Кроме того, такая обстановка может привести к значительным ограничениям в развитии вашего чада и затруднит его социальную адаптацию.

Еще один важный фактор: дети не сидят в искусственной клетке, изолированные от внешнего мира. У них есть возможность вести такой же активный образ жизни, как их сверстники: играть в футбол, лепить снеговиков, выращивать цветы. Создана специальная географическая программа, с помощью которой дети в игровой форме знакомятся с челябинским регионом. В итоге происходит естественное интегрирование в образовательную программу.

Ребенок, прошедший дошкольное обучение в Центре, умеет самостоятельно принимать решения, определять, что безопасно для его здоровья, а что представляет угрозу. И, самое главное, как этой угрозы избежать.


Заведующая муниципальным дошкольным образовательным Центром развития ребенка № 382 Валентина Афанасьевна Нагорная:
– Сама идея создания подобного заведения пришла не просто так. Моя дочь с детства болеет бронхиальной астмой. Однако сейчас она – дипломированный дизайнер. Важно знать и понимать, что дети-аллергики могут быть очень талантливыми, оригинальными и умными. Главное, чтобы болезнь не мешала им познавать мир и себя.