Михаил Юревич:«Работа идет — результат будет»
Оценивать Челябинскую область на современном этапе сложно и интересно одновременно. Суть в том, что она перестала быть черно-белой, где все либо плохо, либо просто замечательно. Проблем не стало меньше, но они наполнились качественно иным содержанием, без прежней безысходности. Да и успехи теперь проверяются не «тучностью вложений», а эффективностью и перспективой.
Южный Урал становится многогранным, разнообразным, привлекательным регионом. Это уникальное превращение южноуральцы делают сами — ежедневно, своим трудом и идеями. Насколько сложно находиться во главе этого процесса, может ответить лишь губернатор Челябинской области Михаил Юревич.
Обещали — сделали
— Михаил Валериевич, лет десять тому назад, в одном из первых больших интервью Вы назвали себя эмоциональным человеком, который быстро «заводится» и быстро «остывает», когда дело касается производственных проблем и отношений. А в губернаторском статусе эмоции позволительны?
— За десять лет много воды в реке утекло. Это, во-первых. А во-вторых, статус не отменяет самого человека — с его чувствами, эмоциями, мыслями. Многие проблемы не просто задевают, особенно при личных встречах. Так и хочется стукнуть кулаком по столу, чтобы все сразу решилось. Но потом эмоции переходят в прагматичную плоскость — все проверить, просчитать, продумать. Это требует времени. На уровне области действовать нахрапом нельзя — слишком многих людей касаются последствия любого губернаторского решения.
— А «остыть»?
— Это когда дело сделано и тема закрыта. Когда есть конкретный результат. А вообще, нельзя смотреть на мир как на полосу чудесных превращений — мол, поговорил - и сразу договор; пожаловался на кого-либо — и сразу все разрешилось. Не бывает такого.
— Но лексика власти строится на обещаниях…
— Этот порок стар как мир. Обещаниями сыт не будешь. Легко сказать: каждый южноуралец слетает бесплатно на Луну… Цели должны быть реальными, конкретными. Они должны быть понятны людям на местах. Например, если принято решение построить мост в Нязепетровске — значит, будет мост, а не воздушные шары с его изображением. Если в Варне решили заасфальтировать конкретную улицу, то не надо читать жителям лекцию о структуре асфальта. Их интересует результат.
— А как быть с Вашим политическим обещанием привести Челябинскую область в порядок, если его со времен Петра I «как не было, так и нет»?
— Здесь есть определенное лукавство. На самом деле на Урале с порядком всегда было жестко. Это было условием нормальной заводской жизни, вопросом выживания. И сегодня любой город или район делает ставку на удобные для работы и жизни условия. Или как минимум должен делать. Порядок там, где есть желание его соблюдать. Поэтому первым делом был предпринят масштабный аудит. Что мы имеем? Где что лежит? Что можем предложить? Чем мы хороши или плохи? На эти вопросы нужно давать внятный ответ. Тогда и будут судить о нас как о людях порядочных.
Качественные изменения
— Челябинская область является одним из ведущих российских регионов — как в экономике, так и в социальной сфере. На чем держится такой высокий статус?
— Прежде всего на людях. Они основа всего. Их знания, опыт, мысли, идеи. Это трудно оценить в цифрах. Хотя Челябинская область на сегодняшний день имеет устойчивую восьмипроцентную динамику роста. Я разговаривал с людьми на вручении государственных наград, на личных приемах, в поездках, непосредственно на местах — масса ценных предложений. И конструктивной критики, конечно. В этом прямом диалоге — главная ценность.
— Как они оценивают перемены, которые происходят в области?
— Оценки самые разные. У каждого своя жизненная ситуация, свои нерешенные проблемы. Естественно желание жить лучше, а потому много критики в адрес муниципальных органов власти — они ближе, на виду. Одна оценка мне понравилась: при всех текущих проблемах Челябинская область изменилась качественно. Она стала более многоплановой, интересной и не ограничивается лишь промышленным потенциалом. Хотя мы позиционируем себя именно как высокоразвитый промышленный регион. Считаю, что это правильно. Последние масштабные проекты на Магнитогорском металлургическом комбинате, на Челябинском трубопрокатном заводе, заслужившие высокую оценку В.В. Путина, не имеют аналогов в стране. В металлургии производственные мощности обновлены на две трети. Это совсем другие предприятия, которые ломают прежние стереотипы о «грязном производстве».
— Но таких расхожих представлений немало…
— Ничего страшного в этом нет. Стереотипы не традиция, они долго не живут. С каждым новым инвестиционным проектом меняется отношение к происходящему. Долгое время, например, считали, что с закрытием угольных шахт город Копейск погибнет. Этот стереотип сами копейчане и побороли: открыли новые предприятия, заняли другие ниши в экономике, и сегодня Копейск — это динамичный и многоплановый город. Другой пример — Карабаш. Как только пошли инвестиции в модернизацию производства, как стали разгребать все, что копилось десятилетиями, город перестал быть «экологическим пугалом». Сейчас пытаемся преодолеть стереотип энергодефицитного региона. В этом году вошел в строй новый энергоблок на Челябинской ТЭЦ-3, на подходе большая реконструкция Троицкой и Южноуральской ГРЭС. Реализуется программа энергосбережения. Эффект будет очень значительным.
— Есть еще один стереотип, который хвостиком тянется за нашей областью. В самом начале 1990-х годов на просьбы южноуральцев о нормальном снабжении продуктами питания — а они выдавались по талонам — нам ответили, чтобы мы питались «болтами и гайками»…
— Этот пример, пожалуй, самый яркий. Всего за десятилетие область стала аграрным краем, почти полностью обеспечила себя продовольствием. А когда-то импорт продуктов питания составлял 80 процентов! Мало кто тогда верил, что такой аграрный прорыв возможен. Две трети сельхозпредприятий лежали на боку, а сама отрасль представляла сплошной непредсказуемый базар. Что имеем сегодня? Область производит четверть всех макаронных изделий в стране, занимает третье место по производству мяса птицы. Кстати, инвестиции в птицеводство по своим масштабам сопоставимы с крупными промышленными отраслями — в ближайшие два года в строительство и реконструкцию птицефабрик будет вложено 12 миллиардов рублей.
Новая индустриализация
— Михаил Валериевич, Вы не раз называли привлечение инвестиций сверхзадачей. Она такой и остается?
— Во всем мире вложение капиталов — это даже не столько вопрос экономики, сколько качества жизни. Я исхожу именно из этого. Невозможно обеспечить людям достойную жизнь, если у них нет достойной работы и заработка. Ценности инвестиций — в их социальном эффекте. То же строительство трех птицефабрик даст три тысячи новых рабочих мест. И это на селе, где уровень безработицы высок. А экономическая отдача будет по определению.
— Это касается «новой индустриализации» региона?
— Напрямую. Инвестиции в первую очередь идут на модернизацию предприятий. Это постоянное обновление, главное условие, что ты не останешься за бортом современной экономики. Вообще, на каждом предприятии кто-то что-то вкладывает. На одном — три миллиона рублей, на другом — десять, на третьем — сотни миллионов. Есть проблемные предприятия, которые трудно восстановить, а иногда и экономически нецелесообразно. Но в любом случае обновление нам жизненно необходимо.
— Модернизация тем не менее ведет к высвобождению рабочих мест…
— Это ее неизбежное следствие. Но нам важно, чтобы люди не уходили в пустоту, чтобы появлялись новые рабочие места. Это второе направление инвестиционного процесса. Поэтому мы гарантируем всестороннюю поддержку всем, кто захочет создать в области новое предприятие, новое производство. Я готов лично встречаться с каждым потенциальным инвестором, и говорил об этом не раз. Инвестиции — это основа экономики. И лишь в больной голове возникает мысль, что новых предприятий нам не надо, что на наш век хватит и того, что есть.
— У Вас есть универсальная формула успешного привлечения инвесторов?
— Она очень проста, на самом деле: под лежачий камень вода не течет. Такое понимание есть и в большинстве муниципалитетов, которые активно включаются в инвестиционный процесс, видят в нем залог успешного развития территорий, социальной стабильности и наполняемости местных бюджетов. В области создан каталог инвестиционных проектов. Принят целый пакет государственной поддержки инвесторов, в том числе и госгарантии, если предприятие строится с нуля, «в чистом поле». Мы берем на себя и возведение необходимой инфраструктуры, — подключайся и стройся.
— Лет пять назад Вы признались, что не любите общаться с иностранцами. А теперь — Италия, Германия, Китай. Вы изменили своим принципам?
— Во-первых, это не принцип. Глупо мыслить категорией «нравится — не нравится». Если повару не нравится готовить борщ — может, он зря стал поваром? А во-вторых, изменился сам характер встреч. Они стали более масштабными. Чувствуется вполне искренний интерес к нашей области. Да и мы не с пустыми руками приезжаем, а с конкретными предложениями, которые можно просчитать, оценить выгоду и условия. Мы открыты для сотрудничества, говорим инвесторам так, как есть на самом деле. Все действия прозрачны и понятны. Вот это самый настоящий принцип, который приносит реальную отдачу в виде соглашений и совместных проектов.
Решать проблемы здесь и сейчас
— В своем докладе Законодательному собранию области Вы говорили, что нам нужна качественно иная «инфраструктура повседневности». А ведь это целый клубок проблем, который разом не распутать. Такая рутина Вас не пугает?
— Глаза боятся, а руки делают. Здесь другого ответа быть не может. Что люди ждут от власти? Нормальных условий жизни. Чтобы можно было спокойно добраться до работы, устроить ребенка в детский сад; чтобы не бежали трубы в домах, не сыпалась штукатурка; чтобы было место, где отдохнуть; чтобы не хамили в различных учреждениях. У каждого из нас наберется целый ворох претензий. Свою задачу я вижу в том, чтобы их было как можно меньше. И делать это нужно здесь и сейчас, ежедневно, методично, а не откладывать до лучших времен. Проблемы сами собой не исчезают — их надо решать.
— И все же хозяйственные вопросы — занятие неблагодарное. Вы были инициатором «дорожной революции», а теперь те же челябинцы, уставшие от ремонта дорог, пеняют власти…
— Это в большей степени эмоции, внешняя реакция на неудобства. Не начни мы в свое время коренную реконструкцию дорожной сети, город бы сегодня стоял в одной большой пробке. В масштабах области — то же самое. Дороги являются принципиальным условием развития экономики. У нас горнозаводская зона не может реализовать свой потенциал в полной мере из-за того, что трасса М-5 стоит. Мы по-прежнему будем вкладывать средства в реконструкцию и строительство областных и муниципальных дорог. Во многих небольших населенных пунктах асфальт укладывался последний раз 30 лет назад. Есть места, где асфальт вообще в глаза не видели. Такое положение надо исправлять. Что касается «революции», то так дорожное строительство воспринималось вначале, когда дело сдвигалось с мертвой точки. Сегодня это планомерная работа, объемная, на которую направляется семь-восемь миллиардов рублей ежегодно.
— Вы объявили Челябинскую область «областью капитального ремонта». По каким направлениям пойдет работа?
— Она уже идет. «Область капитального ремонта» — это констатация факта. Мы приступили к реализации большой программы по благоустройству дворов и озеленению улиц. На это в 2011 году направлено свыше трех миллиардов рублей. Уже несколько лет область успешно участвует в федеральных программах по капитальному ремонту многоквартирных домов, расселению ветхого жилья. В целом оправдала себя ставка на развитие частно-государственного партнерства в сфере ЖКХ. На этих принципах как минимум сейчас реконструируются котельные, системы отопления, водоснабжения. Мы приступаем к реконструкции детских садов — там, где возможно, будут надстраиваться мансарды, чтобы высвободить площади для дополнительных групп. Отдельной строкой идет федеральная программа модернизации здравоохранения. В эту сферу будет направлено свыше 15 миллиардов рублей, что позволит обновить оборудование, отремонтировать все поликлиники и больницы области.
— В отношении качества работ и услуг населению Ваша позиция — «ничего личного» — остается в силе?
— Безусловно. Нужно отвечать за эффективность вложенных средств. Если не можешь организовать нормальные условия для людей в той же поликлинике, — значит, уходи. Этот принцип будет задействован и по другим направлениям, непосредственно на местах.
Новые акценты
— В современных условиях существенно возросла роль местного самоуправления. Какие новые акценты появились в муниципальной политике?
— Нагрузка на муниципалитеты всегда была значительной. По качеству работы на местах люди судят о власти вообще. Самая главная перемена в том, что муниципальные власти перестают быть только исполнителями, а все чаще выходят с новыми инициативами и проектами. Впадать в депрессию сегодня не модно. Никто не сковывает в принятии решений. Простой пример. В прошлом году мы опробовали новую схему финансирования программ по благоустройству — пропорционально числу жителей. Эти средства гарантированы всем муниципалитетам, а власти на местах сами решают, на какие объекты направить деньги в первую очередь.
— Но возможности у всех разные. Вы называли неравномерность развития территорий одной из самых сложных проблем. Насколько удается ее решать?
— Здесь тоже следует сменить подход. Нельзя смотреть на городской округ или муниципальный район только сквозь призму проблем, хотя знать о них и планомерно решать, безусловно, нужно. Но у каждого муниципалитета есть и свои точки роста, скрытый потенциал, который можно эффективно реализовать.
Жить в настоящем — думать о будущем
— Михаил Валериевич, насколько масштабы губернаторской работы изменили Вас лично? Что нового появилось в Вашем характере, представлениях, оценках?
— Самое главное ощущение — я открываю нашу область заново. В детстве я ее знал по поездкам с родителями. Бывал не раз в пионерских лагерях. Позднее всматривался в нее предпринимательскими глазами, объездил вдоль и поперек. Сегодня совершенно убежден: потрясающая область! При всех ее проблемах она имеет огромный потенциал, колоссальное поле для деятельности.
— А Челябинск?
— Он тоже открывается с новой стороны. Хотя знаю свой родной город наизусть, могу пройти по нему с закрытыми глазами.
— Сегодня некоторые российские регионы возглавили молодые губернаторы, пришедшие из бизнеса. С какими сложностями они сталкиваются?
— У каждого складывается по-своему. Здесь универсального рецепта нет. Смешиваются и личные качества, и характер региона, и взаимоотношения власти, бизнеса, общества. Сколько регионов — столько и сценариев развития. В администрации другая иерархическая система, и просто так переносить бизнес-подход на региональное управление нельзя. Я это хорошо понял, когда был мэром Челябинска. В разных отраслях, в разных сферах общественной, социальной жизни — своя динамика, свой ритм, своя точка отсчета. Это как в магазине часов, где часы, большие и маленькие, показывают разное время. Поначалу трудно привыкнуть. Но потом понимаешь четкую логику этого пространства. Понимаешь, что нельзя, к примеру, требовать от поселка в Нязепетровском районе того же времени развития, что и от поселка возле Челябинска или Магнитогорска. Главное, что эти часы в рабочем состоянии — они идут.
— Существуют какие-либо константы, «обязательные к исполнению» при любой политической погоде?
— Их достаточно много. Например, как и прежде, будут четко и в полном объеме исполняться социальные проекты бюджета: помощь ветеранам, инвалидам, многодетным и малоимущим семьям. В Челябинской области система социальной поддержки, считаю, одна из самых отлаженных. Было бы глупостью отказываться от наработанных программ поддержки массового спорта, культуры, творческой талантливой молодежи. В области сформировано вполне эффективное информационное пространство, в том числе в сети Интернет. При всей критике большинство южноуральских событий все же имеют позитивный настрой. Это хороший признак, что область развивается, движется вперед, пытается поднять качество жизни людей. Такое не происходит по мановению волшебной палочки. Но у нас есть голова, руки и желание сделать нашу область лучше.