Поиск

Итоговое заявление

04.03.2009 00:00
Автор: Юрий Гурман
В рамках проекта "Общественного наблюдения за выборами" "Голос" традиционно (с 2000 года) осуществлял наблюдение за соблюдением избирательных прав в ходе завершившейся 1 марта 2009 года избирательной кампании в органы местного самоуправления города Челябинска.
Итоговое заявление*

В рамках проекта "Общественного наблюдения за выборами" "Голос"
традиционно (с 2000 года) осуществлял наблюдение за соблюдением
избирательных прав в ходе завершившейся 1 марта 2009 года избирательной
кампании в органы местного самоуправления города Челябинска. Наблюдение
осуществлялось с момента объявления выборов и велось по всей территории
города, во всех избирательных округах силами волонтеров и активистов
Фонда. Информация о ходе наблюдения, результатах и замеченных нарушениях
избирательного законодательства публиковалась в СМИ и на сайте
<http://www.golos.org/> www.golos.org, пресс-релизы и заявления
поступали в региональные СМИ, избирательные комиссии и
правоохранительные органы. Факты нарушений, имевших место,
документировались и протоколировались.

Впервые в методологии общественных наблюдений было использовано нотариальное заверение
доказательств нарушения законодательства
. В необходимых случаях велась
фото и видеосъемка. Собирались образцы агитационных материалов и
публикации в СМИ. Фиксировались на электронные носители телевизионные
информационные и агитационные блоки на всех местных каналах. В
круглосуточном режиме работала горячая телефонная линия, на которую
поступали звонки от избирателей, кандидатов и их штабов, штабов
политических партий. На заключительной фазе кампании - в наблюдении за
ходом голосования и подсчета голосов приняла участие прибывшая из Москвы
директор Ассоциации <Голос> Л.В. Шибанова. В результате почти
трехмесячной работы накоплен обширный материал, дающий представление как
о содержательной части избирательной кампании, так и о имевших место
фактах нарушений и несоответствий законодательства и практики. Для того,
чтобы обработать и проанализировать полученный материал потребуется
время, но некоторые выводы можно сделать уже сейчас.

Старт кампании

2 декабря 2008 года Челябинской городской думой было принято решение о
назначении выборов депутатов Челябинской городской думы IV созыва и
главы города Челябинска.
Официально избирательная кампания началась
после опубликования этого решения в СМИ (газета <Вечерний Челябинск> от
5 декабря 2008 года). Начался процесс выдвижения и регистрации
кандидатов в депутаты и на должность главы города. К агитации, согласно
закону, кандидаты могут приступать только после подачи документов в
избирательную комиссию города. Челябинск гораздо раньше положенного по
закону срока засверкал характерными агитационными баннерами, плакатами и
информационными бюллетенями. Появились публикации в СМИ, которые
содержали явные признаки предвыборной агитации. Естественно, публикации
не были оплачены из избирательного фонда, которого на тот момент и не
могло быть.

На подъездах жилых домов были расклеены листовки действующих депутатов
городской Думы с новогодними поздравлениями. Законом на депутата
представительного органа не возложена обязанность поздравлять
избирателей, а потому распространение таких материалов не может
рассматриваться, как реализация депутатских обязанностей. 

В нескольких избирательных округах на рекламных конструкциях
располагались баннеры с новогодним поздравлением от будущих кандидатов.

В некоторых округах распространялись буклеты общественных движений. На
домах и балконах вывешивались баннеры с фамилией будущего кандидата,
набранной крупным шрифтом и мелким шрифтом - про общественное движение.

Фактически все перечисленные факты, по периоду совпадающие с началом
избирательных кампаний на муниципальных выборах Челябинска, являются
агитацией. Ясно, что подобные действия, нарушающие закон, осуществлялись
с единственной целью увеличить узнаваемость кандидата и способствовать
формированию его положительного образа. Однако сверхактивные будущие
кандидаты остались безнаказанными. Причем многие участники упомянутых
событий намеренно затягивали свое выдвижение, чтобы иметь возможность
без ограничений выступать в СМИ и печатать агитационные материалы. В
случаях, когда агитация размещалась на банерах и домах, действия этих
лиц нарушали федеральное законодательство о рекламе. Но, несмотря на
явный умысел и злоупотребление правом, все эти факты и действия не
получили должной оценки со стороны правоохранительных и судебных
органов, ФАС, избирательных комиссий.

"Голос" считает подобную ситуацию не нормальной и закон в этой части
подлежащим корректировке. Следует либо снять любые ограничения и
предоставить кандидатам полную свободу, либо запретить подобную практику
фальстартовой агитации, гарантировав реальный жесткий контроль за
соблюдением равенства для всех кандидатов.


Споры как фактор контроля за чистотой выборов

В данной избирательной кампании наблюдалось большое число судебных
исков, направленных на отмену регистрации кандидатов. Причем судебная
активность характерна как на мэрских, так и на депутатских выборах. В
этом есть положительный момент, позволяющий сделать вывод о том, что
участники избирательных процессов более тщательно стали следить за
соблюдением выборного законодательства. Следя за действиями оппонентов,
они и сами постоянно чувствуют на себе зоркое око противников. 

Однако усилия "жалобщиков" оказались тщетными, практическая
невозможность цивилизованного решения избирательных споров вызвала
недоумение юридической общественности города и самих кандидатов. Из
десятков рассмотренных в суде дел регистрация была отменена только
одного кандидата - Эрнста Горбачева. Причем, по мнению экспертов
"Голоса", допущенное им нарушение, должно было отнести к
несущественным. Кандидат не имел умысла за счет своих действий увеличить
свои возможности на выборах. Его сняли за то, что финансовый
уполномоченный кандидата, его доверенное лицо, внес деньги на
избирательный счет Горбачева имея на руках доверенность от Горбачева, в
которой не было специально оговорено разрешение на эти операции. Кстати,
на "горячую линию" "Голоса" после инцидента с Горбачевым позвонили
несколько кандидатов, которые советовались с экспертами, как им
поступить, потому что ими были допущены подобные <нарушения>. Если
проанализировать содержание остальных дел, (связанных, в основном, с
обвинением в подкупе избирателей, с дачей заведомо невыполнимых обещаний
и оплатой агитации одного кандидата другим кандидатом), то, несмотря на
масштабность и умысел таких нарушений, суд не принял во внимание ни
масштаба, ни умысла, и никто из явных нарушителей не был снят с выборной
гонки. 

Агитационный период

Отсутствие веры в судебную систему породило появление серии выбросов в
избирательные округа материалов, которые в народе именуются "черным
пиаром". По всей видимости, кандидаты поняли, что тот, кто соблюдает
закон, проигрывает тем, кто "беспредельничает".  

В одном из избирательных округов по почтовым ящикам были распространены
буклеты с изображением кандидата в депутаты городской Думы. В выходных
данных значилось, что выпуск продукции оплачен с избирательного счета
именно этого кандидата. Кандидат выступил с заявлением, что он не имеет
к этому буклету никакого отношения и обратился в правоохранительные
органы с требованием найти изготовителей <чернухи>. 

В другом случае накануне дня голосования жители округа получили письма,
якобы, из районной налоговой инспекции. Сообщалось, что у одного из
кандидатов огромная задолженность по налогам. Его назвали <вором> и
советовали избирателям ни в коем случае не голосовать за такого
кандидата. В этот же конверт был вложен плакат с изображением папки с
надписью "Налоговое Уголовное дело" упомянутого в письме кандидата.
Подобный случай имел место на выборах в 2005 году. И тогда, и на этот
раз правоохранительные органы своевременно не отреагировали.
Безнаказанность порождает новые преступления.  

По городу массово распространялись листовки "Сменим мэра - снизим
цены!", выпущенные без выходных данных. Реакции правоохранительных
органов на все эти нарушения не последовало.

 Массового и неприкрытого подкупа избирателей в этой кампании не было.
Здесь эксперты "Голоса" отмечают прогресс. В то же время зафиксированы
факты проведения бесплатных концертов с участием кандидатов и прямой
агитации, во время этих концертов. Зафиксированы факты бесплатной
раздачи лекарств и продуктовых наборов. Однако и это, в прошлом
довольно распространенное нарушение, пошло на убыль. 

Агитация в СМИ

Как известно, законом установленный период для агитации в СМИ начинается
за 28 дней до дня голосовании. Некоторые СМИ допустили нарушение этих
требований закона, опубликовав агитационные материалы кандидатов ранее
разрешенного срока. Были случаи публикации таких материалов на правах
коммерческой рекламы без оплаты из избирательного фонда кандидата. 

Наиболее массово нарушали закон СМИ, зависимые от кандидатов,
подчиненные или принадлежащие некоторым кандидатам. В этих СМИ агитация
началась задолго до разрешенного периода, а способы и формы агитации
зачастую были не адекватны ситуации и требованиям закона. Так один из
кандидатов публиковал свои агитационные материалы сначала в своей
газете, а затем в информационных изданиях со сходными до степени
смешения логотипами и заголовками. Чтобы избежать конфликтов с законом о
СМИ, в названиях информационных изданий использовались производные от
названия газеты.

Некоторые телевизионные каналы размещали в информационных блоках сюжеты,
обладающие признаками агитации.

В то же время, эксперты не могут оценить эти нарушения, как масштабные.

Звонки на телефон горячей линии

В сравнении с предыдущими кампаниями следует отметить, что в целом
существенно изменилось отношение горожан и штабов кандидатов к
соблюдению прав участников избирательного процесса. Содержание звонков,
поступивших за время кампании, свидетельствует о повышении
требовательности, заинтересованном и ответственном отношении горожан к
законодательству о выборах и практике его применения. Звонившие сообщали
о замеченных нарушениях закона, просили пресечь эти нарушения,
оповестить об этих фактах общественность. Надо признать, что звонков
такого рода было больше от кандидатов и партий, чем от рядовых
избирателей.

Много нареканий вызвала расклейка плакатов и листовок на стенах и
входных группах домов без согласования с жильцами. Избиратели требуют
очистить город, фасады зданий, столбы и заборы от следов агитационных
войн. Были звонки примерно следующего содержания: "На балконе нашего
дома висит банер "Наш дом за кандидата N". Не надо выдавать частное
мнение за мнение всех жильцов дома".

Избиратели стали более требовательно, чем в предыдущие кампании,
относиться к содержанию агитационных материалов и предвыборных обещаний
кандидатов. Особенно резкую реакцию вызывают невыполнимые и
необоснованные обещания.

Открытость и гласность в работе избирательных комиссий

На этих выборах городская избирательная комиссия приняла на себя все
обязанности окружных комиссий. Естественно, при таком подходе комиссия
с большими трудностями "переваривала" массив жалоб и обращений.
Зачастую ответы на обращения и жалобы давались не избирательной
комиссией как коллегиальным органом, а ее рабочей группой, что нарушает
требования действующего законодательства. 

Были отмечены единичные случаи, когда участковые комиссии не давали
знакомиться избирателям и наблюдателям со списками избирателей и иными
избирательными документами, тем самым, нарушая закон и снижая доверие к
выборам. Среди территориальных комиссий, особой закрытостью традиционно
отличилась ТИК Центрального района.

В то же время, оценивая работу комиссий в целом, отмечаем, что благодаря
установкам городской комиссии нижестоящим комиссиям, в отличие от
прошлых выборов во взаимоотношениях <Голоса> с участковыми и
территориальными комиссиями серьезных инцидентов не зафиксировано. 

День голосования

С самого утра в "поле" вышли и выехали 14 мобильных групп -
корреспондентов газеты "Гражданский голос". Каждая группа имела
редакционное задание, которым предписывалось собрать информацию о ходе
голосования и сообщить результаты в офис "Голоса", где информация
обобщалась, а на сигналы о нарушениях или возникших вопросах следовала
адекватная реакция.

Мобильные группы посетили за день голосования в общей сложности 129
участков. Кроме того, на 10 участках осуществлялось стационарное
наблюдение. Примерно такая же система общественного контроля
организовывалась "Голосом" и на предыдущих выборах. Но, сложная система
отчетности, когда необходимо проводить контроль ситуации по множеству
параметров, была громоздкой, отнимала много сил и времени.

В отличие от предыдущих кампаний, на этих выборах "Голос" впервые
пользовался самостоятельно разработанной системой SMS-докладов, что
значительно упростило процедуры приема - передачи данных и дало
возможность получить более объективные данные, характеризующие
избирательный процесс.

К примеру, в восемь часов утра на центральный пульт поступило 14
SMS-сообщений от 14 мобильных групп, находящихся на разных избирательных
участках. На всех этих участках процедуры открытия, предписываемые
законом, соблюдались. Однако, на 6 участках данные о числе избирателей,
внесенных в список для голосования, и досрочно проголосовавших,
комиссией были занесены в увеличенную форму протокола, а на 8 участках -
нет. Можно ли говорить о нарушении закона в этом случае? Оказалось, что
вопрос спорный: закон эту процедуру четко не регламентирует. 

На одном из 14 посещенных участков наблюдатели от кандидатов подали
жалобу. Об этом инциденте "Голос" сообщил в своем пресс-релизе.

К 16 часам было проинспектировано 90 участков. Обстановка, выглядела
следующим образом. Организованные группы людей, вызывающие подозрение на
подвоз или подкуп избирателей, были замечены на 5 участках. На 7
участках обнаружены агитационные материалы расположенные ближе 50 метров
от избирательного участка. На одном участке обнаружены агитационные
материалы кандидата. В пяти случаях на участках находились посторонние
люди. Увеличенная форма протокола не заполнялась в 43 посещенных
участках. Жалобы в комиссию были поданы, кроме упомянутого выше, еще на
двух участках.

К концу дня мобильные группы посетили 129 участков. Картина существенных
изменений не претерпела.

Подсчет голосов избирателей


Корреспонденты "Голоса" присутствовали при подсчете результатов
голосования во всех территориальных избирательных комиссиях и на 19
избирательных участках в 14 округах, расположенных во всех районах
города. Статистика наблюдений такова. На одном участке избирательная
комиссия не огласила данные при работе со списками и при подсчете
бюллетеней. На одном участке не было отдельно посчитано количество
бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков. На пяти участках
контрольные соотношения в протоколах сошлись с трудом. В одном случае
комиссия не занесла данные в увеличенную форму протокола. Однако
наблюдатели от партий и кандидатов, присутствовавшие при подсчете
голосов не сочли эти нарушения серьезными, и ни в одной из комиссий не
было подано жалоб на несоблюдение процедуры подсчета. 

При приеме итоговых протоколов участковых комиссий в ТИКах
представители <Голоса> зафиксировали, что в ТИК Ленинского района и
Центрального района внесенные данные в увеличенную сводную форму
территориальной комиссии не заверялись подписью члена участковой
комиссии, вносившего данные и не проставлялось время их внесения, как
того требует закон.

ВЫВОДЫ:

1. МОФ "Голос-Урал" отмечает существенный прогресс в отношениях
с избирательными комиссиями. Городская избирательная комиссия,
территориальные и участковые комиссии стали более открыты, терпимы и
доброжелательны к общественному контролю.

2. Несмотря на общую оптимистическую тенденцию к открытости
избирательного процесса в целом по городу, каждая из 38 кампаний (мэра и
37 депутатов) заслуживает отдельного разговора и своей оценки.

3. В некоторых округах зафиксированы факты нарушения
законодательства со стороны ряда кандидатов, не получившие адекватной
оценки со стороны городской избирательной комиссии.

4. В общественном мнении Челябинска утвердилось убеждение, что
судебная система Челябинска, как первая инстанция, так и кассационная,
подходила к рассмотрению судебных избирательных споров предвзято и
необъективно."Голос" считает, что судебный спор не должен служить
инструментом политического заказа.

5. Эксперты "ГОЛОСа" считают, что правоохранительные органы не
прилагают достаточных усилий для пресечения <черных> технологий.

6. В ходе общественного наблюдения за кампанией по выборам мэра
не зафиксировано достоверных и значительных фактов административного
давления на избирателей. В то же время на выборах депутатов городской
Думы в ряде округов такое давление присутствовало.

7. От представителей кандидатов продолжают поступать сообщения
о нарушениях избирательного законодательства со стороны участковых
комиссий. В общем виде "Голос" не может ни подтвердить, ни опровергнуть
аргументов, выдвигаемых авторами сообщений, поскольку каждый конкретный
случай заслуживает отдельно рассмотрения и должен подтверждаться
самостоятельной и достоверной доказательной базой.

8. Выборы депутатов в силу меньшего, чем на выборах мэра, числа
избирателей, небольшого числа участков, увеличивают в округе возможности
для злоупотреблений в части соблюдения принципа равенства для различных
кандидатов и честности политической кампании.

9. Качество нарезки избирательных округов нареканий не
вызывало, за исключением 36 округа, который разделен на две обособленные
и не граничащие между собой части, что нарушает принцип единства
территории.

10. Большие нарекания, как со стороны участников избирательного
процесса, так и со стороны экспертов "Голоса" имеются к избирательному
законодательству. Практика показала, что многие законодательные
ограничения далее нетерпимы, а иные невнятны, а порой бессмысленны.

11. Меньше всего претензий у наблюдателей оказалось в 2,3,5,13, 26
округах.

12. Больше всего 12,17,18,19, 21, 22, 23, 24,27, 28, 35, 36
округах. 

13. "Голос" выражает благодарность коллегам из СМИ Челябинска за
сотрудничество в освещении хода кампании и результатов общественного
контроля.

 

_______________________________

 "ГОЛОС" - это коалиция российских независимых, неполитических,
некоммерческих организаций, не поддерживающая на выборах ни кого из
кандидатов. Миссией <Голоса> является продвижение механизмов
гражданского участия в процессе принятия общественно значимых решений. 

"ГОЛОС" с 2000 года активно выступает за свободные и честные выборы. В
своей работе организация строго придерживается принципов непартийности,
ориентации на граждан, внутренней демократии, прозрачности и готовности
включать в свою работу другие организации.