Поиск

АПЭК проанализировал политическую ситуацию на Южном Урале перед началом президентской кампании

25.12.2017 13:47
Автор: Яна Ершова
Эксперты Агентства политических и экономических коммуникаций подготовили доклад по ситуации в Челябинской области на старте президентской компании, выделив три тематических блока. В целом, по мнению специалистов, наш регион имеет все шансы пройти этот процесс относительно спокойно, сообщает «ЧелябинскСегодня» со ссылкой на документ, обнародованный на официальном сайте АПЭК.
АПЭК проанализировал политическую ситуацию на Южном Урале перед началом президентской кампании
В начале доклада говорится об общей ситуации по стране: из-за снижения реальных доходов населения усиливается запрос на справедливость и растет социальная напряженность – отсюда более острая реакция на любые факторы снижения качества жизни. Вокруг «точек напряженности» возможны радикализация и политизация протестов.

Указанные «точки напряженности» могут быть свои для того или иного региона. В Челябинской области это – экология. Именно ей посвящен первый блок доклада. Экологическая ситуация всегда была одной из острых тем на Южном Урале, так как здесь расположено большое количество промышленных предприятий и предприятий ядерного производства. Накал страстей из-за сообщения о выбросе рутения-106, благодаря большой разъяснительной работе региональных властей, удалось свернуть до того, как эта тема перешла в истерическую фазу, но все равно по имиджу Челябинской области это обсуждение ударило и может представлять определенную опасность для социально-политической стабильности региона.

Несмотря на то, что мощное экологическое движение в Челябинской области – «СтопГОК» – появилось всего несколько лет назад, эксперты АПЭК уже охарактеризовали его как «самое значительное организованное экологическое движение в России».

«Почему именно строительство «Томинского ГОКа» стало причиной радикализации общественных настроений? Активисты движения «СтопГОК» выдвигают в целом вполне конструктивные аргументы, но главное – кампания против реализации проекта РМК стала поводом поставить вопрос о состоянии экологии в целом, о деятельности других предприятий, о качестве воздуха и воды. Кроме того, новый комбинат должен быть построен буквально около столицы региона и может существенно осложнить состояние экологии города и области», – отмечается в докладе.

Причинами активного «развертывания» движения также называют то, что оно изначально было аполитичным и объединило широкие слои населения. А вот потенциальная политизация экологического движения является безусловным вызовом для президентской кампании в регионе. Звонок президента Владимира Путина лидеру «СтопГОКа» Василию Московцу, по мнению экспертов АПЭК, может иметь различные последствия, как благоприятные, так и не особо. Прежде всего, этот факт значительно активизировал переговоры между властями, представителями РМК и эко-активистами, но в то же время у многих южноуральцев могло сложиться мнение, что Владимир Путин не допустит строительство этого спорного объекта, поэтому уступки и компромиссы по этой теме могут привести с разочарованию со стороны населения, считают представители Агентства.

Также в докладе отмечается, что сейчас руководство движение перешло все к тому же Василию Московцу, который настроен радикально, поэтому нельзя исключать возможность дальнейшей политизации движения.

«Губернатор в данном случае не занимает одну из сторон в конфликте, а выступает в роли арбитра, и эта позиция вполне адекватна. Тем не менее по инициативе Б. Дубровского были выработаны механизмы диалога, который до этого отсутствовал. Реализация этих механизмов серьезно осложнена деструктивной позицией радикализировавшегося руководства движения «СтопГОК», торпедирующего переговорный процесс на базе Общественной палаты Челябинской области,  а затем апеллирующего непосредственно к президенту, минуя региональные власти. Фактически нынешний «СтопГОК» стремится возложить всю ответственность за решение этой проблемы на президента», – оценили обстановку эксперты АПЭК.

В то же время отмечается, что Борис Дубровский значительно усилил давление на руководителей промышленных предприятий, которые вносят большой вклад в ухудшение качества воздуха в Челябинске, и это все – при сильном промышленном лобби в регионе. Такие действия главы области, по мнению экспертов, говорят о серьезности экологического вызова и готовности региональной власти отвечать на него. А заключение договора между правительством региона и председателем совета директоров «Мечела» – о том, что процесс достижения баланса между экономическим развитием и экологией региона может быть вполне достижимым.

В следующем тематическом блоке, посвященном позициям региональных элит, тоже есть «экологический след». Прежде всего, эксперты подчеркнули, что уровень внутриэлитной напряженности ниже, чем при прежнем руководителе региона Михаиле Юревиче, так как Борис Дубровский старается избегать активного участие в таких конфликтах, зато теперь возникла так называемая «магнитофобия»: ведь и сам глава региона, и мэр Челябинска и ряд других чиновников администрации столицы Южного Урала – выходцы из магнитогорских элит. Из-за этого периодически наблюдаются информационные вбросы об отставке губернаторе, а также критике его действий и действий его «магнитогорской команды». Дополнительно осложняет отношения губернатора с элитами решение экологических проблем, так как, напомним, в регионе сильно промышленное лобби.

«Если компромиссов между возросшими экологическими запросами общества и интересами развития промышленного потенциала региона достичь не удастся, это может создать политические риски для команды губернатора Б. Дубровского», – заключили эксперты АПЭК.

Третьим блоком рассмотрели политическую активность в регионе. Южноуральские избиратели традиционно показывают среднюю активность на парламентских выборах, но в прошлом году зафиксировали общее снижение результата по списку «Единой России», хотя «единороссам» и удалось победить по всем пяти одномандатных округам, несмотря на сильную конкуренцию от оппонентов других партий по некоторым из них.

Из оппозиционных партий Челябинская область традиционно является одним из ключевых регионов для «Справедливой России».

«Сильные позиции «Справедливой России» в регионе (она вторая по популярности) сохраняются в большей степени за счет личного опыта, авторитета и харизмы Валения Гартунга», – объясняется в докладе.

Также эксперты обращают внимание на то, что ситуация в Челябинской области всегда характеризовалась тем, что в регионе есть стабильные территории, на которых исключены политические кризисы и публичные конфликты, но имеются и те, где ситуация весьма опасна и может привести к открытому политическому кризису. Однако, главы таких сложных территорий находятся в фокусе особого внимания региональной власти.

Давление областных властей на руководителей конфликтных территорий можно воспринимать как «принуждение к консолидации», считают эксперты.

В заключении указывается, что на Южном Урале практически не распространены либеральные настроения, а населению больше импонирует образ «спокойной силы» власти, ассоциирующийся с президентом Владимиром Путиным: «Если не возникнет экстремальных ситуаций, в Челябинской области можно прогнозировать спокойную динамику президентской кампании 2018 года».