Поиск

Рыцарь на час

04.06.2010 00:00
Автор: Ольга СУКИНОВА
Иногда, когда закрываешь книгу или видишь титры закончившегося фильма, думаешь: «Эх, хоть бы на денек оказаться там, в чудесном мире. Готовить волшебные зелья, сражаться с монстрами и пиратами, находить клады и спасать красавиц». И как бы это ни казалось невозможным, находятся люди, все-таки попавшие в Зазеркалье. Это ролевики.
Рыцарь на час*

Иногда, когда закрываешь книгу или видишь титры закончившегося фильма, думаешь: «Эх, хоть бы на денек оказаться там, в волшебном мире. Готовить волшебные зелья, сражаться с монстрами и пиратами, находить клады и спасать красавиц». И как бы это ни казалось невозможным, находятся люди, все-таки попавшие в Зазеркалье. Это ролевики.

Властелин сердец

– Сначала был Толкиен, – рассказывает об истории зарождения ролевого движения в России руководитель клуба исторического моделирования «Феникс» Алексей Казанцев. – Для кого-то «Властелин колец» был просто книгой, для кого-то – попыткой представить себя в роли персонажей. На заре движения – в конце 80х – начале 90х – к ролевику каких-то особых требований не предъявлялось: плащ из занавески, меч из лыжи и богатый внутренний мир. Однако со временем на внешний вид игрока стали обращать все больше внимания.

«Хоббитские игрища» стали первым российским фестивалем ролевого движения, на который собрались единомышленники с территории бывшего Советского Союза. Но уже давно темами игр становятся не только приключения Фродо Бэггинса и его друзей. Любая интересная книга, любой фильм, любое историческое событие, любая компьютерная игра дают толчок для новой сказки и новых героев. Так, в ближайшее время челябинских ролевиков ждут Грюнвальдская битва, «Ведьмак» (по книгам Анджея Сапковского), «Гарри Поттер» и «Fallout». На ролевых играх можно встретить Джека Воробья и Дракулу, Жанну д'Арк и Александра Невского, ковбоев и крестоносцев, викингов и чикагских гангстеров. Как правило, игроки не выбирают себе какую-то постоянную роль. В зависимости от настроения можно быть хоть прекрасной Гвиневрой, хоть Бабой Ягой.

Игры проходят обычно за городом, недалеко от деревень или на базах отдыха. Для небольших городков и сел такие фестивали становятся ключевым событием культурной жизни: местные приходят на все турниры, снимают на камеры и фотоаппараты. Игра планируется не менее чем за полгода, чтобы участники могли распределить роли, продумать образы, линию поведения – вплоть до манеры говорить – и сделать костюмы. Весной и летом игр особенно много. Собираются как в турпоход — с палатками, спальниками и сухим пайком. Даже крупные фестивали и встречи редко когда продолжаются более семи дней – люди и финансово, и физически очень выматываются.

Костюмы и головные уборы шьются самими игроками или делается заказ «ролевым швеям». Кажущиеся смешными древние одежды на самом деле очень удобные и теплые – это подчеркивают все ролевики.

Под железный звон кольчуги

Самое интересное, что организаторами оговариваются только стартовая ситуация, но дальнейшее развитие игры – сплошная импровизация участников.

– Например, играем в Столетнюю войну между Францией и Англией, начало XV века, появление Жанны д'Арк, – объясняет Алексей Казанцев. – Игра может пойти так же, как развивались исторические события. А может получиться и так, что Жанна одолеет англичан и посадит на трон Франции дофина Карла. А может, вообще убьет дофина и сама станет королевой.

Одним из самых зрелищных состязаний любого фестиваля являются всевозможные турниры. Как правило, спарринг проводится на время один на один или пять на пять в нескольких категориях: «меч-меч», «меч-щит», «двуручный меч», «меч-баклер» и так далее. Участников определяет жеребьевка. В одиночных боях победителя оценивают по очкам (за попадание оружием в любую часть тела противника), «в стенке на стенку» выигрывает тот, кто сумеет в битве удержаться на ногах. Удар может быть не засчитан, если судья решил, что он нанесен слабо или небоевой частью оружия, например, плашмя. Поэтому даже показательные битвы выглядят реалистично и жестко. Получить в сражении травму очень легко.

Мои собеседники называют несколько основных клубов в Челябинске: исторической реконструкцией занимаются «Феникс» и «Авалон», раннесредневековым фехтованием – «Беловодье», «Скиф» и «Бойцовый кот», классическим позднесредневековым – «Золотой сокол» и «Тейваз». Кроме этого, в ролевом движении заметно выделяется танцевальное направление, представленное студией «Академия изящных искусств», клубами «Odonata» и «Гаттака», но о них позже.

Реконструкторы пытаются максимально точно воспроизвести выбранную эпоху, ее быт, ремесла, речь, оружие. Для «Феникса», например, это Русь второй половины десятого века.

– Это было очень интересное время, – поясняет Алексей. – Время, когда из множества славянских племен стала формироваться русская нация.

Такое моделирование требует достаточно большой архивной работы. Впрочем, сегодняшним реконструкторам все же легче, чем их коллегам начала 90-х: уже накоплен солидный багаж знаний, да и обмениваться опытом с аналогичными клубами из соседних регионов благодаря Интернету стало намного проще.

Фехтование – один из базовых моментов ролевого движения. Классическое фехтование еще называют позднесредневековым. Оружие (шпаги, палаши) легкое, текстолитовое, доспехов на рыцарях мало. Здесь самое главное – точность и быстрота удара. У раннесредневековых рыцарей меч из незаточенного железа, тяжелые доспехи. Тут очень важна защита, побеждает тот, кто нанесет больше результативных ударов в голову и корпус противника.

– Фехтование требует очень хорошей физической подготовки, – рассказывает один из основателей клуба «Беловодье» Иван Кожевников. – Сами спарринги бывают три раза в неделю, а физические упражнения проходят каждый день. Подтягиваемся, отжимаемся, очень много бегаем – это повышает выносливость.

Тренируют новичков более опытные ролевики. Кто-то увидел новый прием, комбинацию ударов – разучивают все вместе. Однако, по словам ребят, когда дело доходит до игры, никто не показывает одинаковой техники – одним лучше удается защита, другим – нападение. Активно в сражения включается и прекрасный пол, на турнирах есть даже женские бои.

Впрочем, проблемы реального мира сильно отвлекают от постижения боевого искусства.

– Сейчас мы с ребятами занимаемся в парке, крыши над головой у нас нет, – признается капитан спортивно-ролевого клуба «Тейваз» Анатолий Белов. – Для того чтобы профессионально заниматься, нужен спортивный зал, но большая часть школ, к которым мы обращались, отказывают сразу, остальные же заламывают до 40000 рублей! Нас в клубе всего 15 человек, нам такую сумму не поднять. Хотя мы предлагали директорам вести спортивную секцию для школьников. Хотелось бы, чтобы нас поддерживали власти, ведь это интересный, увлекательный спорт.

В шумном платье муаровом

Девушкам все же ближе не битвы, а балы, веера, красивые платья на кринолинах… Удивительно, как в наше циничное время люди тянутся к романтике прошлых веков. Выше уже говорилось, что в Челябинске есть несколько клубов исторической хореографии. В них молодые люди учатся танцевать народные танцы, кадрили, контрдансы, польки и мазурки.

– Мне нравятся практически все танцы, – делится впечатлениями лидер клуба «Odonata» Нина Чернецкая. – Однако, к сожалению, многие не удается исполнять даже на любительском уровне. Я очень жалею, что не занималась в детстве классической хореографией, сейчас изучать это направление очень трудно, не говоря уж о том, чтобы хоть примерно овладеть пальцевой техникой.

– В «Академию изящных искусств», прежде всего, идут за общением, – отмечает танцмейстер студии Варвара Соколкова. – Мы много времени проводим вместе помимо тренировок, организуем различные мероприятия и балы. На них стараемся полностью соблюдать этикет того времени. Эпохи, в которые мы погружаемся, во многом отличаются от современной жизни. Нам трудно представить, что простой разворот к человеку спиной может расцениваться им как личное оскорбление. Или то, что мужчина не имеет права сидеть, если рядом с ним стоит дама. Приятно чувствовать себя частью этого мира галантности.

Казалось бы, в таких клубах должна остро ощущать нехватка кавалеров. Но, как ни странно, юноши все охотнее увлекаются старинными танцами. По словам Нины, раньше на занятиях на 30 дам приходилось всего 4-5 партнеров, а теперь мужчин всего на 1-2 меньше, чем женщин.

Настоящий бал провести непросто. Здесь требуется большая подготовка и со стороны организаторов, и со стороны участников, к тому же существует определенный дресс-код.

– На самом деле довольно сложно перевоплотиться в человека прошлых веков, – объясняет Варвара. – Для того чтобы участники зашли в игру естественно, мы используем театральные приемы. К примеру, в прошлом году самым крупным мероприятием Академии стал средневековый «Рыцарский пир». Мастера проекта углубились в процесс подготовки настолько, что даже приготовили еду, схожую с той, что ели в XV веке. Ели из глиняной посуды деревянными ложками.

Кроме этого, проводятся вечера, салоны, на которых к дамам и кавалерам предъявляют поменьше требований, и старинного антуража поменьше. Самый простой вариант – ролевая дискотека.

– Сняли какой-нибудь зал, взяли стандартную смешанную программу для танцев, купили печенья и воды в зону отдыха – все, можно звать народ, – рассказывает Нина. – А люди денег заплатили, любой прикид напялили и танцуют в свое удовольствие.

Бегом из реальности?

По исследованиям, типичный портрет ролевика – парень-студент в возрасте от 17 до 22 лет. Хотя ребята, с которыми мне удалось пообщаться, уверяют, что на играх и конвентах можно встретить представителей всех профессий и любого возраста. Что же их – взрослых людей – манит в эти выдуманные миры? На этот вопрос мне особенно хотелось услышать ответ.

– Это возможность самовыражения, возможность оказаться в ином мире, – считает Алексей Казанцев. – Ролевое движение для тех, кому не нравится сидеть вечерами на лавочке, пить пиво и слушать мелодии в телефоне.

– И это очень хороший способ выплеснуть накопившийся негатив, – подхватывает Анатолий Белов. – После того как пробежишь в 25-килограммовых доспехах пять километров или поработаешь в спарринге, все бытовые проблемы кажутся мелочами.

– Я не знаю, почему люди приходят в ролевую субкультуру. Мой опыт работы хореографа с ролевиками, по сравнению с нынешней работой с детьми, очень печален и неудачен, – у Нины свое мнение. – 70% людей приходит просто «потусить» из-за комплексов неполноценности в обычной жизни. Покрутившись некоторое время среди таких же «неудачников», они повышают себе самооценку и уходят. Правда, часто возвращаются повышать ее дальше. Остальные 30% – нереализованные творческие личности. И их нужно вовремя заметить.

Отмечу, что такую же точку зрения высказали еще некоторые из моих собеседников.

В то же время назвать ролевиков фантазерами, которые бегут от проблем реального мира (а так считают очень многие), было бы неправильно. Например, ребята из Академии изящного танца уже довольно давно помогают онкобольным ребятишкам: собирают канцтовары, рисуют и лепят с детками, организуют праздники. 1 июня работали с малообеспеченными детьми в зоопарке. Желание пожить в сказке далеко не всегда означает инфантильность и неспособность удачно устроиться в реальности. Иногда – это просто желание пожить в сказке.