Поиск

Эстонские короткометражки в Челябинске

20.01.2009 00:00
Автор: Ольга Сукинова
Пресса вдоволь посмеялась над словосочетанием «эстонские короткометражки». Однако уровень, который они задали, оказался не под силу многим российским режиссерам.
Эстонские короткометражки в Челябинске*
не наше

Кинотеатр имени Пушкина представил челябинскому зрителю очередную подборку короткометражных фильмов. На этот раз – работ молодых авторов, выпускников таллиннской киношколы. Несмотря на то, что большинство фильмов сняты в прошлом-позапрошлом годах, они уже успели завоевать не одну награду.

 «Новое поколение эстонского кинематографа» ломает сразу все стереотипы, сложившиеся о наших прибалтийских соседях. Еще во время I Челябинского нет-фестиваля, в программе которого было два фильма из этой страны, пресса вдоволь посмеялась над словосочетанием «эстонские короткометражки». Однако уровень, который они задали, оказался не под силу многим российским режиссерам. Никакой медлительности и затянутости – фильм держит зрителя в постоянном напряжении, вне зависимости от того, о любви или войне он повествует.

Еще один сломанный стереотип – никакой русофобии. Более того, у российского зрителя возникает ощущение, что наши страны по-прежнему едины. Одни и те же городские пейзажи, одни и те же серые районы из панельных многоэтажек, и «чуваки», что в эстонском городишке, что в Ленинском районе Челябинска – на одно лицо.

На нынешнем фесте было две картины, уже известных челябинцам. «Комната индиго» от Ану Аун – понятная каждому история о поисках эфемерного идеала, который оказывается совсем рядом. «Черный Питер» (реж. Приит Паасуке) – напряженная драма о сложных взаимоотношениях мужчины и женщины.

Фильм «Пришелец. Спасти Валдиса в 11 частях» (реж. Расмус Меривоо) рассказывает одновременно комичную и трагичную историю о «реальных пацанах». В драке Валдис получает сильный удар лопатой по голове, после чего теряет не только память, но и «вкус к жизни». Ему стали не интересны бургеры и проститутки. Ему непонятно, как можно взять кредит для молодой семьи и на эти деньги сделать тюнинг автомобиля. Ему не нравится громкая и однообразная музыка из динамиков. Он не хочет мстить за то, что его ударили. Он становится не таким, как его друзья, становится «пришельцем» и за это расплачивается жизнью.

«Чемпион» (реж. Каупо Круусиак) – небольшая зарисовка о том, что чемпионами рождаются, а не становятся. «Соседка» (реж. Маргит Кеэрдо) – фильм о человеке, для которого отнести кошелек соседке – мероприятие, требующее долгой подготовки.

Фильм режиссера Танела Тома «Второе пришествие» (2008 года), наверное, лучший из виденных мною короткометражек. Дело происходит на войне, причем мы не видим, с кем воюют эстонцы, не можем хоть как-то привязать событие к определенной дате. Два брата-близнеца, Томас и Маркус, лежат в окопе, начинается вражеская атака, и все подразделение, включая Маркуса, убито. Томас похоронил своих сослуживцев, но тело брата оставил – он ждет второго пришествия, когда «мертвые восстанут из могил», о чем рассказывал их полусумасшедший капрал. Томас носит брата на плечах, разговаривает с ним, разливает чай на две чашки, достает две сигареты, зашнуровывает Маркусу ботинки, выговаривая ему за неаккуратность. Все это очень пронзительно трогательно, зрители на 100 процентов смогли почувствовать горе солдата, потерявшего любимого брата. Постепенно драма превращается в триллер: Маркус действительно восстает и… убивает Томаса, забирает его с собой туда, где их ждет остальная армия.

У всех фильмов, представленных на фестивале, есть и еще одно немаловажное достоинство – они понятны и доступны абсолютно каждому человеку, не делая различий между просвещенным и обычным зрителем.