Поиск

Олег Желтов: «Москве нужен прессинг из регионов»

10.06.2010 00:00
Автор: Алиса АРЕФЬЕВА
По мнению директора газеты «Аргументы недели», в России невозможно создать качественную прессу по западному образцу. Руководитель издания, входящего в пятёрку самых популярных в стране, рассказал, почему не нужно стремиться делать газету "качественной".
Олег Желтов: «Москве нужен прессинг из регионов»*
не наше

По мнению генерального директора газеты «Аргументы недели», в России невозможно создать качественную прессу по западному образцу 

Руководитель издания, входящего в пятёрку самых популярных в стране, рассказал, почему не нужно стремиться делать газету качественной, чего не хватает его газете и что бывает, если начать искусственно менять формат. Об этом шла речь на его пресс-конференции в пресс-центре Издательского дома «Гранада пресс». 

По каким правилам делается газета «Аргументы недели»? 

Я спросил нашего главного редактора, какие он предъявляет требования к журналистским материалам. Он ответил: «Главное — чтобы мне самому было интересно». К региональным приложениям действует такой же подход, они же заинтересованы в том, чтобы быть читаемыми. Мы вмешиваемся в региональную политику только тогда, когда на страницах издания печатается чернуха-заказуха.

Кстати, челябинское региональное приложение — одно из лучших в России, оно самостоятельное и цельное, вот за это спасибо. Тем не менее хочется, чтобы южноуральская редакция предоставляла больше материалов на федеральные полосы. Издание на 20 процентов состоит из федеральных статей, а на 80 — из региональных. А мы сейчас не чувствуем прессинга из регионов: нас не заваливают материалами, а этого бы очень хотелось. То же, что по какой либо причине не войдёт в газету, будет размещено на сайте, это тоже очень хорошо. 

Что в вашем понимании современное качественное печатное издание?

 Это сложный вопрос, часов на сорок (улыбается. - Авт.). «Аргументы недели» не являются «качественной» газетой, это и спасает. Ведь «качественное издание» по западным критериям — это такие газеты, как «Ведомости» и «Коммерсант». Качественное издание должно сообщать объективную информацию, следовать правилу двух источников, то есть информация, взятая в одном источнике, должна обязательно подтверждаться другим и максимально абстрагироваться от эмоций. Они должны лишь присутствовать в колонке мнений, а никак не во всей газете. Но практика показывает, что читателям нужны эмоции и интересные материалы. А «Аргументы недели» именно интересная газета: она занимает четвертое место среди самых покупаемых в России изданий, после «Аргументов и фактов», «Московского комсомольца», «Комсомольской правды». И если по западным критериям мы не являемся «качественной прессой», то для российского рынка — вполне. 

Издание можно «подтянуть», чтобы оно стало более «качественным»? 

В нашей стране попытки сделать газету «качественной», ориентируясь на западные критерии, заканчиваются, как правило, неудачей. Например, там очень развито «чтение выходного дня». Допустим, воскресный экземпляр New York Times весит около килограмма! Если создать такую газету в России, будет ли она пользоваться спросом сейчас, когда есть Интернет?  

В Великобритании самой популярной газетой является The Sun, по аналогу которой было создано российское издание - «Жизнь». В The Sun публикуются скандалы, провокации, сплетни и слухи, она является позором для Англии, но её с удовольствием читают, а её тираж в разы больше, чем у таких газет, как Financial Times. Это особенность аудитории — потребность в интересных материалах. Порой даже обычная заказуха, написанная интересно, может пользоваться большим спросом, чем качественный журналистский материал — в моей практике было и такое. 

Более того, начав переделывать газету под западные критерии качества, можно потерять имеющуюся аудиторию, которой нужны интересные и яркие материалы. Именно на них сейчас и делается акцент.