Поиск

Константин Путник: «Мы обращаемся к здравому смыслу людей…»

29.07.2009 00:00
Автор: Ольга Титова
Россия переживает глубокий духовный кризис — время расцвета сектантского движения и оккультизма. О различных сторонах этого процесса наш корреспондент побеседовал с Константином Путником – заместителем руководителя миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви.
Константин Путник: «Мы обращаемся к здравому смыслу людей…»*

  Россия переживает глубокий духовный кризис — время расцвета сектантского движения и оккультизма.
  О различных сторонах этого процесса наш корреспондент побеседовал с Константином Владимировичем Путником – заместителем руководителя миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви.


  - Константин Владимирович, чем все-таки опасны секты?

  - Давайте вначале договоримся о том, что мы употребляем слово «секта» без намерения кого-то оскорбить. В действительности этот термин юридически нейтральный, что подтверждается решениями многих российских судов. При этом мы понимаем, что слово «секта» в массовом сознании приобрело негативное звучание, но связано это все-таки с деятельностью самих этих религиозных организаций. 
  Теперь об опасности, исходящей от сект. Здесь, на мой взгляд, существуют несколько аспектов. Первый – специфический и самый важный – бесспорная духовная опасность. Секты духовно дезориентируют людей, уводят их от Истины в сторону ее суррогатов, которые формируются лидерами часто для достижения целей далеко не религиозных. Специфичность этого аспекта связана с тем, что вполне оценить степень духовной опасности, исходящей от сект, могут только религиозные люди. 
  Другой аспект – психологический. Практика тоталитарных культов разрушительно воздействует на психику людей, деформирует сознание, вызывает психологическую зависимость от лидера культа или самой организации. Известны случаи, когда практика, например, неопятидесятнических сект приводила к манифестациям острых психических расстройств у их последователей.
  Третий аспект – социально-политический. Многие секты, действующие на территории России и в нашей области, являются инструментом геополитического влияния другой страны. Какой? Для этого необходимо взглянуть, откуда, собственно, растут щупальца, где находится управляющий центр, мозг, штаб-квартира такой организации. Например, в Челябинской области в настоящее время действуют несколько неорелигиозных организаций, штаб-квартиры которых находятся в Соединенных Штатах Америки. По меньшей мере наивно полагать, что американское правительство и американские спецслужбы этот ресурс никак не используют.

  - Вы можете назвать эти организации?

  - Могу. Это, во-первых, сайентологи или «Церковь сайентологии», как они себя называют. Узнать их просто: они очень часто на улицах раздают листовки с приглашением пройти так называемый «Оксфордский» тест и приобрести книги Рона Хаббарда – своего основателя. Работают они и в сфере бизнеса: например, существует у нас такая компания «Консультант бизнеса», которая организует семинары специалистов, входящих в сайентологическую организацию.
  Далее: «Свидетели Иеговы» или «Общество Сторожевой Башни». Их представителей часто можно увидеть у проходных промышленных предприятий; они обходят жилые дома, предлагая желающим поговорить о Библии, которую они толкуют очень своеобразно… Свою литературу они подкладывают везде, где можно, даже в коммерческих банках.
  «Общество Сознания Кришны» - секта, самоназвание которой предполагает наличие индийских корней. Однако, заблуждаться не нужно: штаб-квартира этой организации находится опять-таки в США.
  «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» - мормоны: в США им фактически принадлежит целый штат Юта, ряд их представителей занимают ответственные посты в государственном департаменте и ЦРУ.
  Секта «преподобного» Муна - муниты: в Челябинске они особенно активно работают с молодежью в ВУЗах гуманитарной направленности, в частности, через сеть специальных молодежных организаций: «КАРП», «МИГ» и т. п.
  Секта Шри Чинмоя: та самая, которая любит проводить различные спортивные мероприятия даже на федеральном уровне и выставки художественных произведений своего гуру.
  Наконец, это целый выводок неопятидесятнических «церквей», штаб-квартиры которых находятся на территории не только США, но и других стран. Самая известная в Челябинске неопятидесятническая организация – «Новая жизнь».

  - А существуют ли секты отечественного происхождения?

  - Да, конечно. Назову самые крупные и активно действующие: «Радастея» Евдокии Марченко; «Анастасия», она же «Звенящие кедры России» - культ, сформировавшийся вокруг книжек Владимира Мегрэ; группы последователей Порфирия Иванова; секта «Последнего Завета» лжехриста Виссариона… Есть и другие, может быть, не такие известные и крупные, но не менее опасные.

  - А масоны?

  - Я бы не стал называть масонов сектой. Это тайное сообщество, безусловно, с мистической подоплекой, преследующее в том числе и социально-политические цели. Секреты этой тайной организации в настоящее время достаточно хорошо изучены специалистами. Честно вам скажу, в Челябинске масонов я не встречал, хотя в начале перестройки в какой-то челябинской газете мне попадалась статья о том, что в городе зарегистрирована масонская ложа. Я не знаю, насколько это верно. В любом случае, мы против нагнетания истерии в этом вопросе, требующем взвешенных оценок.

  - Константин Владимирович, а сколько сектантов действует на территории Челябинской области?

  - Я не знаю точной цифры и думаю, что подлинные данные никому не известны. Такие данные могут предоставить только лидеры сект, но вряд ли они будут объективны: скорее всего число адептов окажется завышенным просто потому, что любому руководителю секты необходимо поднять весомость, значимость своей организации. Но многие такие организации регистрируются. И с точки зрения законодательства вопросов к ним, как правило, нет - потому, что закон о деятельности религиозных организаций в России продуман не очень хорошо. Понятно, почему: это был первый опыт демократической России и, думаю, что не последний, поскольку разговоры о необходимости изменения закона ведутся, а жалоб от людей на беззащитность перед сектантским прозелитизмом поступает достаточно много.

  - Константин Владимирович, а как Вы относитесь к современным молодежным движениям: эмо, готам, толкинистам и т. д.?

  - По-разному. Часть этих движений – просто дань моде, собрание молодых людей, фанатеющих от какого-нибудь фильма, от песен и «прикида» своих эстрадных кумиров, от компьютерной игры. Меня это волнует, потому что я считаю, молодежь может проводить время с большей пользой, чем гоняя по лесу с деревянными мечами и фанерными щитами или протирая штаны за компьютером. Мне странно видеть 20-летнего парня, панически боящегося армейской службы, который именует себя «эльфом» и днюет-ночует с самодельным луком в компании других «эльфов» и «гномов». Мое поколение заканчивало играть «в войнушку» в возрасте 10-11 лет… Но меня это волнует, как отца, как педагога, а не как представителя миссионерского отдела, занимающегося сектами. Однако, могу сказать, что у многих молодых людей, участвующих в таких движениях, происходит серьезная деформация психики, в частности, ее разворот в сторону магии и магических практик. Серьезной идеологии у таких людей, пожалуй, нет, но не факт, что она не появится. Вообще любая идеология – самая нелепая - может стать серьезной, общественно значимой. Это вопрос грамотной «раскрутки», промоушена. 
  Еще одна проблема, которая существует и которая часто недооценивается: существование огромного количества оккультных групп, организационно размытых, деятельность которых никак и никем не отслеживается. Их считают маргинальными, не заслуживающими внимания. Очень часто их деятельность воспринимается, как забава домохозяек или последний шанс для людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, например, заболевших. Между тем, влияние таких групп на общественное сознание огромно. Именно они возглавляют и духовно окормляют происходящий сейчас ренессанс магического сознания. Всё понятно, когда мы имеем дело с магическим салоном, в котором снимают «венец безбрачия». А как быть с ситуацией, когда такое заведение располагается на площадке государственного учреждения? Как быть, если врач в вашей поликлинике, к которому вы обратились за помощью, рекомендует вам сделать аурограмму – сфотографировать ауру?

  - Неужели такие примеры есть?

  - Увы. 

  - Как же можно бороться с этим?

  - Мы пытаемся воздействовать на сознание людей, обращаемся к их здравому смыслу. Пытаемся привести людей в чувство, чтобы они могли критически воспринимать происходящее. Христианство ведь очень трезво смотрит на мир. Одно из апостольских правил прямо гласит: испытывайте духов, не верьте всему безоглядно. А человек, который оказался в секте или в оккультной группе, первым делом лишается здорового, т. е. критического отношения к происходящему. Мы можем только взывать к здравому смыслу и указывать на вещи, к которым стоит относиться с недоверием.  
  Но проблема еще и в том, что очень многие оккультные доктрины прячутся за научной терминологией, называют себя наукой и в таком качестве проникают, например, в учебные заведения. Астрология, например, фэн-шуй или биокосмоэнергетика… Я знаю многих серьезных физиков, математиков, биологов, которые когда-то были нормальными учеными, инженерами, а сейчас какие-то голоса слушают, заряжаются от кедров звенящих, изобретают чудесные аппараты, вроде летающих тарелок. Нас они не слышат и не хотят слышать. Поезжайте на Аркаим, и там вы увидите очень много таких людей: барахтающихся в оккультном болоте и не замечающих протянутую им руку. 
  Мы совершенно серьезно заявляем о кризисе рационального знания. Наука под воздействием духовных вирусов начинает приобретать оккультные черты, теряет свой облик. Научное знание определяется жесткими критериями, которые сейчас размываются деятелями, паразитирующими на его высоком общественном статусе. Посмотрите, не Церковь только, академики Российской Академии наук бьют тревогу: при Академии наук целая структура создана - Комиссия по борьбе с лженаукой.

  - И как ученые относятся к взаимодействию с Вами?

  - За редким исключением – положительно. Мы действительно являемся стратегическими союзниками во многих вопросах и было бы полезно, если бы Церковь и наука рука об руку противостояли вызовам нашего времени. Для кого-то, возможно, будет новостью то, что христианская Церковь является настоящей колыбелью науки, но факт остается фактом: наука была буквально выпестована Церковью как эффективный инструмент противодействия распространяющимся с эпохи Возрождения оккультным практикам.

  - Как же простому человеку разобраться, что является наукой, а что лженаукой?

  - Понимаете, наука – это метод с четко обозначенными критериями. Сейчас люди привыкли к тому, что Церковь настаивает на введении в школах предмета «духовно-нравственное воспитание». И кому-то будет странно услышать, что мы также говорим о том, что в наших ВУЗах необходимо серьезнейшее внимание уделять преподаванию методологии и истории науки. Но это для профессионалов – будущих ученых, которые должны уметь верно квалифицировать явления, относящиеся или не относящиеся к сфере науки. Как быть простому человеку, который не разбирается во всех этих методологических тонкостях? Нужно помнить: истинная наука всегда нравственна, этим она и отличается от псевдонаучного знания. В псевдонауке человек - только средство для достижения цели, а настоящий ученый решает серьезные нравственные проблемы: в частности, как соотносить свою научную деятельность с общественным благом, с благом конкретного человека. Лжеученый решает прежде всего свои проблемы: меркантильные, психологические, любые другие, но – свои, - и врет изначально, описывая процессы, которых не существует, и ставя проблемы, которых нет. Он измышляет термины, которые никакого материального носителя не имеют. Умножает сущности без необходимости, говоря словами одного средневекового мыслителя.

  - В заключении, Константин Владимирович, коротко: как не попасть в секту самому и уберечь от этого своих близких?

  - Быть осторожным, быть по-хорошему недоверчивым. Не нужно стесняться такой осторожности, не нужно бояться задавать прямые вопросы. Света боятся только подлецы и тараканы. Еще в XIX веке один из авторитетных святителей нашей Церкви епископ Игнатий (Брянчанинов) говорил: Бог не гневается на того, кто, опасаясь лукавства, с крайней осмотрительностью наблюдает за собой и не принимает чего-либо посланного даже от Бога, не рассмотрев предварительно посланное со всею тщательностью; напротив того, Бог хвалит такого за благоразумие. Значит – надо быть благоразумным. Во всех смыслах.

  - Константин Владимирович, спасибо за беседу.

  - Спаси, Господи.