Поиск

Химическое оружие против собственного народа

03.09.2009 00:00
Автор: Владимир БАЙКОВ
На прошлой неделе в публичную библиотеку и библиотеку ЮУрГУ сотрудники «Вечернего Челябинска» передали новую книгу доктора химических наук, президента союза «За химическую безопасность» Льва Александровича Фёдорова «Химическое вооружение — война с собственным народом.
Химическое оружие против собственного народа*

На прошлой неделе в публичную библиотеку и библиотеку ЮУрГУ сотрудники «Вечернего Челябинска» передали новую книгу доктора химических наук, президента союза «За химическую безопасность» Льва Александровича Фёдорова «Химическое вооружение — война с собственным народом. 

Трагический российский опыт». Академик согласился рассказать об этой трилогии — в каждую из библиотек были переданы три тома — корреспонденту «Вечернего Челябинска».


— Как построена книга?


— По опыту зарубежных изданий изначально планировалось рассмотреть проблему в двух плоскостях — исторической и структурной. Однако фактически книга сложилась не как дилогия, а как трилогия. В первом томе на основе архивных данных впервые обобщены материалы о создании в Советском Союзе химического оружия против людей, растений и животных.

Поскольку на работу в архивах ушло более 10 лет, собранного материала хватило на то, чтобы подробно проанализировать историю масштабной и тайной подготовки СССР к наступательной химической войне. Как ни прискорбно признавать, хотя началась эта история в 1918 году, народу нашему она не была известна никогда. 

Кстати, разведкам Запада, по большому счёту, тоже, хотя военные Германии допросили множество русских обитателей концлагерей и все эти данные достались впоследствии американцам. В книге обобщены советские «достижения» в создании многочисленных отравляющих веществ, а также гигантского количества типов химических боеприпасов.


Второй том посвящён анализу системы работы. Рассказывается о неведомом нашему обществу явлении — советском военно-химическом комплексе (ВХК). 

Это треугольник: закрытая химическая часть армии, секретная военно-химическая индустрия, а также и поныне секретная медицина, которая истово обслуживала и ту и другую. Приведены ставшие доступными данные об этом тайном и очень влиятельном советском монстре, о котором ещё никто не писал — наши авторы в основном распространяют свою гордость на ракетные и ядерные достижения, а также на танки и артиллерию. 

Фактически во втором томе обобщена информация о неизвестном нашему обществу архипелаге военно-химического комплекса. В него входили многочисленные заводы по производству химического оружия, военно-химические полигоны по его испытанию, склады для хранения запасов этого оружия, а также военные лагеря для военной учёбы армии. 

Не забыты также секретная «наука» и секретная медицина — тоже непременные элементы архипелага. Естественно, пришлось описать места страны, которые пострадали от всех этих долгих «игр» нашей армии-защитницы с химическим оружием.


— Это всё логично. Наверное, и в других странах ситуация была похожей. Как во всяком новом деле — и сама история, и неизбежный структурный архипелаг. А что же третий том?


— В третьем томе собрано то, что в других странах едва ли найдёшь (в США, Англии, Японии готовились к химической войне более аккуратно, чем в Советском Союзе). В нём обобщены материалы о скрываемых от общества тяжёлых последствиях деятельности нашего военно-химического комплекса для жителей Советского Союза, и в первую очередь России, и для природы. 

Там отражены данные о заболеваемости при производстве отравляющих веществ и химических боеприпасов, о загрязнении почв и водоёмов. Впервые обобщена информация о ставшей нормой советской государственной практике проведения химических опытов на людях. 

В США, в отличие от СССР, такой практики не было. Третий том свидетельствует ещё и об ошибочности иногда высказываемого тезиса о несостоявшейся химической войне. 

В нашей стране эта война состоялась. Во всяком случае, если иметь в виду пострадавших от неё людей, то потери были гигантские.


 — Так всё это ушло в историю? Или...


 — К сожалению, военно-химическое прошлое не ушло в историю. Как ни прискорбно признавать, но процессы химического вооружения-разоружения и сегодня затрагивают судьбы миллионов людей. 

Недостаточное внимание органов государственного управления к проблемам обеспечения экологической безопасности России — одна из главных причин создания монографии. Желание не допустить повторения стратегических ошибок в обеспечении национальной безопасности и память о безвинных жертвах химического оружия — среди других причин появления этой книги. 

Думаю, что изданная трилогия — наиболее полный в мировой литературе анализ социально-политических и экологических проблем химического оружия на фоне трагической истории советского и российского химического вооружения.


 — Каков, на ваш взгляд, итог проделанной работы?


— Проблема химического оружия — очередной пример ошибочных отношений авторитарной власти и общества. О существовании в Советском Союзе химического оружия, нацеленного против людей, его собственным гражданам власти сообщили лишь в 1987 году. 

Между тем Красная Армия начала работу с ним, повторюсь, ещё в 1918-м и никогда не прерывала. Кстати, советскому народу сообщили эту тайну одновременно с «вероятным противником». 

А вот об оружии против растений и животных сообщать не стали. И о биологическом оружии тоже не известили. 

Естественно, 70-летним утаиванием факта обладания химическим оружием руководители Советского Союза сделали его, равно как и биологическое, политически бесполезным: не объявив его миру, они обессмыслили его ценность в качестве оружия сдерживания в «холодной войне» и вообще в противостоянии Западу. Однако это не помешало советскому химическому и биологическому оружию оказаться мощным средством массового уничтожения граждан своей же страны. 

И уж тем более власти никогда не признавали существования в стране Советов гигантского, безответственного и в высшей степени прожорливого военно-химического комплекса, от рождения своего нацеленного на наступательную химическую войну.


— Осталось сделать выводы...


— Выводы, к которым пришёл автор в процессе этой работы, безрадостные. Перечислю основные из них. 

Во-первых, подготовка к наступательной химической войне для безопасности страны Советов являлась абсолютно не нужной. Это была «чёрная дыра», которая засасывала гигантские ресурсы для кормления ВХК и требовала от ни в чём не повинных граждан огромных жертв. 

Во-вторых, ни гражданское население, ни армия не были обеспечены системной защитой от вражеских отравляющих веществ, от своих — тем более. В-третьих, подготовка СССР к наступательной химической войне фактически обернулась государственным химическим терроризмом против своих граждан.

 
В-четвёртых, неизвестно, где сейчас находятся старое химическое оружие, отходы его производства, отравленные и невылеченные люди — грязные следы деятельности советского военно-химического комплекса и его российских наследников.
Пятый вывод: наша страна создала самый богатый в мире по разнообразию арсенал оружия против людей, растений и животных. 

Это и есть причина трудностей, которые ныне испытывает наше государство при расставании с ним. Шестой — химическая война в России не закончится к 2012 году — предполагаемой дате официального завершения уничтожения химического оружия.

 Эта война закончится лишь тогда, когда наша страна сумеет преодолеть все её последствия. И последний вывод: в делах химического разоружения необходим общественный контроль над действиями ВХК. Без такого контроля невозможно экологичное и гуманистическое химическое разоружение. Российское государство не способно защитить граждан от военно-химического комплекса.


— И последнее. Более 1000 страниц убористого текста, более 1000 ссылок, причём в основном архивных… Неизбежен вопрос: зачем была написана эта книга?


— К сожалению, мы уже множество лет живём в стране с безответственной бюрократией. Поэтому было бы наивно ждать от неё (не только от химических генералов, но и вообще от бюрократии) «отчёта о проделанной работе» по части химического оружия». 

Она — бюрократия — и в ракетно-ядерных делах многого не договаривает, а иногда просто лжёт. Поэтому гражданское общество вынуждено само защищать своё право на достоверную информацию. 

Подготовка и издание трилогии о советском химическом вооружении — это, по существу, акт самозащиты общества против собственной безответственной бюрократии. Химическое вооружение-разоружение затрагивает судьбы миллионов россиян, и в этой области необходима нравственная и долгосрочная политика — политика принципов, а не интересов. К прискорбию, она пока отсутствует.