Южноуральских педагогов подготовят к обучению подростков финансовым основам
Представители системы образования, госструктур и организаций по развитию предпринимательства обсудили сотрудничество по системному обучению школьников Южного Урала основам финансовой, экономической и предпринимательской грамотности.
На панельной дискуссии, посвященной первым итогам и планам дальнейшей реализации проекта в рамках президентского гранта «Малые города – большие возможности», состоялось обсуждение вопросов, связанных с вариантами системного обучения южноуральских школьников в рамках дополнительного образования. Участие в обсуждении приняли представители финансового вуза, школ нескольких городов региона, администрации Челябинска, а также таких организаций, как Фонд развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области, Молодежная школа предпринимательства, Российское движение школьников, ППФ «Страхование жизни» и других структур. Как рассказали организаторы проекта, который на первом этапе был реализован в пяти городах (Коркино, Кыштым, Южноуральск, Касли, Чебаркуль), его участниками стало 2900 учеников 8-9 классов. В 64 школах было проведено 28 игр «Найди себя в своем городе», 50 победителей проведенных в их рамках турниров поедут на форум «Большой Я в малом городе». Все участники получили сертификаты, а некоторые школьники будут включены в молодежный проект «Академия лидерства».
Останавливаться на этом кураторы «Малых городов...» не намерены. Организация-партнер – «Богатеи с детства» – разработала несколько игровых тренажеров для детей разного возраста. По словам их создателей, эти тренажеры легко интегрируются в уроки математики и английского языка. Филиал финуниверситета, в свою очередь, оказывает поддержку проекту на методолгическом, практическом и научно-теоретическом уровнях. Разработан новый тип игры – инновационно-контекстная, вся теоретическая база этой игровой деятельности описана в работе доцента филиала финуниверситета Вадима Соглаева, которую можно найти на сайте вуза. На сегодня 130 образовательных инновационно-контекстных игр передано в школы, по две игры – в каждую. Как сообщила замдиректора по научной работе челябинского филиала финуниверситета при правительстве РФ Ирина Кетова, представители их вуза обратились в министерство образования Челябинской области, проинформировали чиновников о том, что в настоящее время Москва ищет регионы, в которых обучение финансовой грамотности в школах поставили бы на законную основу, и первый замминистра образования и науки региона Елена Коузова уже подписала письмо о том, что Челябинская область в лице регионального минобра готова поддержать проект.
«Мы рассчитываем на получение нового гранта для дальнейшего, системного развития программы по финансовому и предпринимательскому образованию юных южноуральцев, – говорит, в свою очередь, руководитель проекта «Малые города – большие возможности» Таждин Давои. – На последующих двух этапах планируем увеличить количество городов-участников еще на пять, а затем – еще на 13 городов. К городам, с которыми мы уже сотрудничаем, намереваемся подключить муниципалитеты горнозаводской зоны – такие, как Сатка, Юрюзань, Бакал, возможно, Златоуст. Рассчитываем увеличить число участников вдвое – планируем, что во втором туре их число достигнет минимум 5500 школьников». Организаторы образовательного проекта надеются найти векторы его развития совместно с педагогами финансового вуза и представителями различных заинтересованных организаций, и даже если не удастся получить новый грант, обещают развивать проект за счет инвестиций физлиц или бюджетных средств.
По словам Ирины Кетовой, в настоящее время ведутся переговоры о подписании соглашения о сотрудничестве с Высшей школой экономики и региональным министерством образования. Кроме того, предполагается, что в челябинском филиале финуниверситета будет действовать методический центр по финансовой грамотности, где будет вестись подготовка южноуральских педагогов на бесплатной основе. Курсы повышения квалификации рассчитаны на 72 часа. В течение года-полутора преподаванию учащимся южноуральских школ основ финансовой и предпринимательской грамотности планируется обучить 450 педагогов. По итогам им будет выдан документ о повышении квалификации, а каждая школа-участник проекта получит комплекты специально разработанных учебно-методических материалов для разных возрастных групп.
В ближайшее время начнется набор учителей, а осенью стартует их подготовка к преподаванию финансовой грамотности в школах региона. В филиале рассчитывают на то, что повышать квалификацию будут педагоги как из Челябинска, так и из малых городов и сельских районов области. Обучать специалисты финансового вуза планируют не только учителей начальных, средних и старших классов общеобразовательных учреждений и колледжей, но также воспитателей детских домов. В последних проблема финансовой безграмотности, по словам специалистов, стоит очень остро.
Как отметил Иван Калита, начальник Калининского управления образования администрации Челябинска, большое значение имеет вопрос своевременной профориентации. «Данный проект его затрагивает непосредственным образом, – говорит Иван Васильевич. – В 11 классе ребенку поздно уже что-то рассказывать, т.к. он уже два года готовится к поступлению в конкретный вуз. Наш министр образования говорит, и я с ним согласен, что профориентацию нужно начинать проводить на более раннем этапе. Зачатки интереса к определенной профессии формируются у ребенка уже в начальной школе. И хорошо, что программа, о которой сегодня шла речь, это ранее развитие (с 5-7 лет) предусматривает. То есть за счет этой игры возможно некоторое омоложение профориентационной работы, и это очень хорошо».
Останавливаться на этом кураторы «Малых городов...» не намерены. Организация-партнер – «Богатеи с детства» – разработала несколько игровых тренажеров для детей разного возраста. По словам их создателей, эти тренажеры легко интегрируются в уроки математики и английского языка. Филиал финуниверситета, в свою очередь, оказывает поддержку проекту на методолгическом, практическом и научно-теоретическом уровнях. Разработан новый тип игры – инновационно-контекстная, вся теоретическая база этой игровой деятельности описана в работе доцента филиала финуниверситета Вадима Соглаева, которую можно найти на сайте вуза. На сегодня 130 образовательных инновационно-контекстных игр передано в школы, по две игры – в каждую. Как сообщила замдиректора по научной работе челябинского филиала финуниверситета при правительстве РФ Ирина Кетова, представители их вуза обратились в министерство образования Челябинской области, проинформировали чиновников о том, что в настоящее время Москва ищет регионы, в которых обучение финансовой грамотности в школах поставили бы на законную основу, и первый замминистра образования и науки региона Елена Коузова уже подписала письмо о том, что Челябинская область в лице регионального минобра готова поддержать проект.
«Мы рассчитываем на получение нового гранта для дальнейшего, системного развития программы по финансовому и предпринимательскому образованию юных южноуральцев, – говорит, в свою очередь, руководитель проекта «Малые города – большие возможности» Таждин Давои. – На последующих двух этапах планируем увеличить количество городов-участников еще на пять, а затем – еще на 13 городов. К городам, с которыми мы уже сотрудничаем, намереваемся подключить муниципалитеты горнозаводской зоны – такие, как Сатка, Юрюзань, Бакал, возможно, Златоуст. Рассчитываем увеличить число участников вдвое – планируем, что во втором туре их число достигнет минимум 5500 школьников». Организаторы образовательного проекта надеются найти векторы его развития совместно с педагогами финансового вуза и представителями различных заинтересованных организаций, и даже если не удастся получить новый грант, обещают развивать проект за счет инвестиций физлиц или бюджетных средств.
По словам Ирины Кетовой, в настоящее время ведутся переговоры о подписании соглашения о сотрудничестве с Высшей школой экономики и региональным министерством образования. Кроме того, предполагается, что в челябинском филиале финуниверситета будет действовать методический центр по финансовой грамотности, где будет вестись подготовка южноуральских педагогов на бесплатной основе. Курсы повышения квалификации рассчитаны на 72 часа. В течение года-полутора преподаванию учащимся южноуральских школ основ финансовой и предпринимательской грамотности планируется обучить 450 педагогов. По итогам им будет выдан документ о повышении квалификации, а каждая школа-участник проекта получит комплекты специально разработанных учебно-методических материалов для разных возрастных групп.
В ближайшее время начнется набор учителей, а осенью стартует их подготовка к преподаванию финансовой грамотности в школах региона. В филиале рассчитывают на то, что повышать квалификацию будут педагоги как из Челябинска, так и из малых городов и сельских районов области. Обучать специалисты финансового вуза планируют не только учителей начальных, средних и старших классов общеобразовательных учреждений и колледжей, но также воспитателей детских домов. В последних проблема финансовой безграмотности, по словам специалистов, стоит очень остро.
Как отметил Иван Калита, начальник Калининского управления образования администрации Челябинска, большое значение имеет вопрос своевременной профориентации. «Данный проект его затрагивает непосредственным образом, – говорит Иван Васильевич. – В 11 классе ребенку поздно уже что-то рассказывать, т.к. он уже два года готовится к поступлению в конкретный вуз. Наш министр образования говорит, и я с ним согласен, что профориентацию нужно начинать проводить на более раннем этапе. Зачатки интереса к определенной профессии формируются у ребенка уже в начальной школе. И хорошо, что программа, о которой сегодня шла речь, это ранее развитие (с 5-7 лет) предусматривает. То есть за счет этой игры возможно некоторое омоложение профориентационной работы, и это очень хорошо».