Поиск

Марина Оленина: я не считаю себя медиаполицейским

17.03.2017 16:36
Автор: Сергей Шумаков
Руководитель регионального управления Роскомнадзора Марина Оленина рассказала в интервью «ЧелябинскСегодня» о ситуации в сфере СМИ, об основных нарушениях, выявляемых в ходе надзорной деятельности управления Роскомнадзора по Челябинской области, прокомментировала основные аспекты, касающиеся деятельности СМИ. Это первое интервью Марины Олениной в новой должности. Подробности — в материале.
Марина Оленина: я не считаю себя медиаполицейским*
– Марина Ивановна, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Чем вы занимались до назначения на пост руководителя управления?

– Меня назначили на должность Руководителя Управления Роскомнадзора по Челябинской области в конце ноября прошлого года. Я переехала из Томска, работала также в Управлении Роскомнадзора по Томской области. Дмитрий Владимирович Михайлов (экс-руководитель управления, - прим. Авт.) пригласил меня в Челябинск для продолжения работы в данном направлении, где меня ждал большой объем работ. Я начинала с общих направлений деятельности, работала в отделе финансовой, правовой работы и кадров, курируя организационную деятельность Управления.

– А как вы оцениваете кадровый состав Челябинского управления, насколько заполнено штатное расписание?

– Кадровый состав укомплектован компетентными сотрудниками.
Мы ведем с кадрами большую работу, в том числе с применением новых кадровых технологий. Своим опытом мы делимся с коллегами, а так же с интересом знакомимся с их идеями. Так, совсем недавно мы приняли участие во всероссийском конкурсе минтруда «Лучшие кадровые стратегии и практики государственной гражданской и муниципальной службы», за что наши сотрудники были отмечены благодарностями руководителя федеральной службы. Также мы проводим конкурс среди студентов: с победителем будет заключен служебный контракт, а также будет выплачиваться дополнительная стипендия. По окончанию обучения он сможет работать в Роскомнадзоре. Эти конкурсы вызывают интерес среди студентов поскольку престиж государственной гражданской службы в глазах молодежи растет.

– Студенты каких специальностей участвуют в этом конкурсе?

– Первые конкурсы проводились на замещение вакантных должностей в отдел контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций, где к соискателям предъявлялся определенный набор профессиональных требований и навыков. Предпоследний конкурс состоялся в отдел контроля и надзора в сфере связи. К нам на конкурсы заявлялись студенты РАНХиГС, ЧелГУ и ЮУрГУ. Среди них будущие юристы, менеджеры, специалисты по информационной безопасности, специалисты государственного и муниципального управления.


Роскомнадзором направлены пять исковых заявлений в суд


– Какова сейчас ситуация на рынке медиа региона?

– На сегодняшний день зарегистрировано 940 СМИ с адресом редакции в Челябинской области. В 2016 году по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий было выявлено значительное количество СМИ не выходящих в свет более года. Как результат, были подготовлены исковые заявления в суд о признании свидетельств о регистрации СМИ не действительными, по решениям судов мы исключили из реестра порядка 150 СМИ. Эта тенденция сохраняется и на текущий год. Новые СМИ регистрируются, хотя и не такими темпами. За прошлый год зарегистрировано 99 новых СМИ, в том числе порядка 30 сетевых СМИ. В этом году редакторов всех новых СМИ приглашали на семинары о разъяснениях законодательства в сфере массовых коммуникаций, в целях профилактики нарушений.

– Как редакторы отреагировали на это?

– Была отмечена готовность главных редакторов СМИ к дальнейшему сотрудничеству. После проведения семинаров главреды активно взаимодействовали с нами для получения консультаций по интересующим их вопросам.

– А какие основные ошибки допускают издания?

– Ошибки в выходных данных СМИ - неверные или неполные выходные данные. Например, не указан главный редактор, знак информационной продукции, даты выхода в свет СМИ. Также редакции забывают уведомлять в месячный срок регистрирующий орган об изменениях адреса редакции и периодичности выхода в свет. Эти уведомления можно направлять любым способом, если, например, учредитель решил не выпускать газету в этом месяце, он обязан уведомить об этом Роскомнадзор.
– Были ли у нас нарушения более серьезного характера, например, связанные с экстремизмом?

– За прошедший год нарушений положений законодательства в части экстремисткой деятельности не выявлено. Особое внимание уделяется мониторингу комментариев читателей сетевых изданий. Они изучаются нами на предмет размещения запрещенной информации. Мы отмечаем, что редакции сетевых СМИ оперативно реагируют на такие комментарии, модераторы СМИ незамедлительно удаляют или редактируют.

– У нас быстрыми темпами развиваются альтернативные медиа: группы в соцсетях, каналы в Телеграм, чаты в Viber. Вы их как-то мониторите?

– Мы мониторим и анализируем информацию только в зарегистрированных СМИ. Группы в соцсетях, каналы в Телеграм, чаты в Viber к ним не относятся. Безусловно, если какая либо группа в соцсети публикуют запрещенную информацию, то эта информация незамедлительно блокируется. Граждане могут обратится на «горячую линию» Роскомнадзора, сообщив о конкретных ссылках на сайты в сети, содержащих противоправную информацию. Для этого можно заполнить форму заявки на включение в Единый реестр ресурсов с запрещенной информацией. О подобных материалах необходимо сообщать по этому адресу: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/.
Также растет количество поступивших в ведомство решений суда о признании информации запрещенной.

– У нас достаточно много законодательных новелл в вашей сфере, активно обсуждалась должность медиаполицейского. А вы себя ощущаете медиаполицейским?

– Нет (смеется). Я не ощущаю себя медиаполицейским, и рассуждать об этой инициативе не считаю возможным. На одном из сайтов сети интернет, были размещены вероятные профессии будущего, среди них: дизайнер виртуальных миров, дизайнер эмоций, и в том числе – медиаполицейский. Будет ли это реализовано - неизвестно. Мы не медиаполицейские, а госслужащие.


Основные ошибки в СМИ - ошибки в выходных данных - неверные или неполные.


– Еще одна новелла — принятие закона о забвении. Какой-то гражданин, бизнесмен или госслужащий, пробовал в заявительном порядке убрать информацию о нем. Вы с таким уже сталкивались?

– С 1 января начал действовать так называемый закон о праве на забвение. Согласно ему, человек может потребовать у операторов поисковых систем удалить ссылки на личную информацию о себе, которая с течением времени потеряла свою актуальность, стала недостоверной или же распространяется незаконно.

Безусловно, граждане имеют право на защиту личного пространства в том числе и на защиту персональных данных, а это еще одно из наших направлений деятельности. Хочу отметить, что у нас в Челябинске отмечается тенденция увеличения количества обращений граждан за помощью в удалении их персональных данных незаконно размещенных в сети Интернет.

Например, на базы данных, связанные с телефонными справочниками. При проверке обнаружилось, что персональные данные граждан размещены на серверах, которые находятся за пределами РФ. Нами уже направлены пять исковых заявлений в суд: мы просим признать информацию, нарушением законодательства в области персональных данных и включить сайты, на которых она размещена, в реестр запрещенных. Процесс блокировки занимает достаточно длительное время от момента обращения до включения в реестр запрещенной информации. Это связано с процедурой направления искового заявления и принятия решений, если информация добровольно не удалена.

– Еще одна спорная для СМИ ситуация: это когда пропадают дети. И полиция выпускает релиз, дает информацию о пропавшем, его персональные данные и фотографию, просят нас распространить ее максимально широко. Но мы получаем предупреждение от Роскомнадзора. Как быть в этой ситуации?

– Когда идет розыск человека, информация о пропавшем размещается на основании Федерального закона «О полиции». На публикацию не требуются согласие, если единственной целью значится защита правопорядка и безопасности, речь идет о розыске граждан, в том числе, пропавших без вести или являющихся участниками или очевидцами правонарушения. В иных случаях необходимо согласие субъекта персональных данных, или его законных представителей.

– Какие задачи стоят перед Роскомнадзором в нынешнем году?

– Основная задача в сфере массовых коммуникаций - сформировать гибкую систему реагирования на возникающие угрозы в информационной среде путем автоматизации мониторинга контента СМИ. Роскомнадзор ведет реестр запрещенных ресурсов. Продолжается работа по ограничению доступа к сайтам с детской порнографией, к интернет-ресурсам, пропагандирующим наркоманию и суицид. Приоритетом нашей деятельности в Сети было и остается противодействие экстремизму.

Главная задача на текущий год, с которой мы справляемся, это активная разъяснительная работа по всем направлениям. Перед нами стоит задача максимально разъяснить субъектам отрасли законодательство по средствам активной профилактической работы по всем направлениям деятельности Роскомнадзора.

Мы регулярно проводим семинары-совещания по вопросам защиты персональных данных в интернете для школьников.

Недавно была проведена онлайн-конференции с операторами связи по вопросам ограничения доступа к информации, распространение которой на территории РФ запрещено.