Владимир Можин: Глава – это тот человек, которого все не любят

16.03.2017 15:54
Автор: Сергей Шумаков, Анна Викалюк, Сергей Таран, Александр Скрипов, Владимир Филичкин, Сергей Крапивин
На прошлой неделе конкурсная комиссия по выбору главы Копейска рассмотрела восемь кандидатур и допустила до конкурса двоих. Одним из них стал экс-помощник прокурора области Владимир Можин. О своих причинах выдвижения, ожиданиях на посту градоначальника и планах по развитию города кандидат рассказал в интервью «ЧелябинскСегодня».
Владимир Можин: Глава – это тот человек, которого все не любят*

Владимир Алексеевич, прежде всего, зачем вам это?

– Вопрос конечно не простой. Каждый человек хочет в жизни сделать что-то такое хорошее, положительное. Я, наверное, не исключение. Да, у меня была определенная работа, которой я посвятил больше 25 лет. Но после того, как вышел на пенсию, я поняла, что на даче сидеть скучновато, что есть силы, здоровье, для того, чтобы сделать что-то такое, что было бы приятно было не только себе, но и другим. Поэтому на должность главы Копейского городского округа я выдвинулся сознательно. Власть как таковая мне не нужна и не интересна. Я иду не зарабатывать деньги. Я не говорю, что будет идеально, но есть возможность обеспечить определенную прозрачность действий администрации и сделать так, чтобы эти действия были понятны общественности, элитам, бизнесу, простому народу.

Не боитесь? Это же нечто новое, непривычное. Вы привыкли работать в устоявшейся структуре прокуратуры, где четкий порядок, законы.

– Начнем с того, что в прокуратуру я пришел в 33 года. Определенный житейский опыт, я считаю, к тому моменту у меня уже был: у меня уже был горячий стаж, я знаю, что такое металлургия, горячие производства, я пожил и с родителями и в общежитии. Да, 25 лет я проработал в органах прокуратуры, и да, закон – это закон. Но если брать органы местного самоуправления, то они работают по тем же законам. Другое дело, как эти законы исполняются.

А вы в прокуратуре чем занимались?

– Я прошел все стадии и все должности. В процессе своей деятельности я занимался вопросами следствия так называемого общего надзора. В последнее время курировал вопросы общего и секретного делопроизводства, информационных технологий, бухгалтерии.

Насколько вам хорошо знакома территория Копейска и люди, которые там сейчас работают и живут?

– В Копейске я никогда не жил. Поэтому после того, как подал заявление и был официально зарегистрирован, я объехал ряд территорий, все территориальные отделы, посетил ряд садиков и школ. Сказать, что теперь я знаю глубоко и всесторонне жителей и проблемы, не могу, но какую-то определенную информацию к размышлению эти посещения дали, обозначили основные проблемы.

Команда группируется вокруг своего лидера, либо вокруг его программы или идей. У вас есть костяк этой программы? Есть три-четыре болевые точки или какие-то интересные проекты для Копейска, которые вы хотите на этой территории сделать?

– Во-первых, оптимизация в администрации. Второй момент – не будет собственных доходов, не будет развития территории. А сейчас собственные доходы Копейска на уровне 27%, все остальное – субсидии и дотации. Но 27% даже для сельского района это мало. А здесь все-таки есть имущество, которое можно в аренду сдать. Не готов полностью ответить, какие конкретно мероприятия будут проводиться для повышения собственных доходов, но они будут. Также в задачах давление на федеральные власти, потому что только одна шахта Копейска попала под реконструкцию, все остальное брошено, затоплено. И еще работа на перспективу – я знаю, что будет заместитель по экономике, потому что территории нужен перспективный план развития. Такая структура нужна, под такую структуру надо работать: привлекать инвестиций, проектировать водопровод, заниматься организацией скважин, канализации, систем водоочистки. Основная проблема Копейска, по-моему это вода: то воды много, то воды нет. Если учитывать, что Копейск – это фактически пригород Челябинска, то инвестиционная привлекательность территории шикарная. Строй да строй, но на болоте строить на будешь. Поэтому надо создать условия.

А с депутатами удалось пообщаться? Был ли торг какой-то со стороны депутатов?

– Первое общение как раз и было с депутатским корпусом, практически все депутаты всех фракций присутствовали. Потом неоднократно встречался с группами депутатов от разных партий. То есть в неделю по две-три какие-то встречи с представителями депутатского корпуса имеет место быть.

Вы же понимаете, что как человек, который не жил в этом городе, не знает глубоко проблемы, я заинтересован прежде всего в консолидации всех сил: депутатского корпуса, бизнеса, общественности. По крайней мере, если мы консолидируем свои усилия, то тогда мы чего-то добьемся. Конфликты, которые имеют место сейчас, они никому наверное не нужны. И без поддержки я понимаю, что один в поле не воин.

Знакомы ли вы с кем-то из депутатов, которые от Челябинской области были избраны в Госдуму РФ?

– С Анатолием Литовченко пересекались несколько раз. Валерий Гартунг периодически приходил жаловался в прокуратуру, в том числе и ко мне. Не скажу, что у меня с ними какие-то близкие отношения.

Вы новый человек, вы ни с кем из групп влияния в Копейске не связаны. Насколько этим вы можете быть страшны для этих групп?

– Почему страшен? Я им честно сказал: «Никаких революций не будет, опора только на вас». Никакой бизнес Челябинска в Копейск не хлынет, и отстранения от денежных потоков местных не будет.

Владимир Алексеевич, расскажите о команде, с которой будете работать.

– Команды как таковой нет. Я могу привести кого-то из областной прокуратуры, хотя на такие зарплаты они не согласятся, думаю. Опора опять-таки будет на местных. Хотя, уже по крайней мере на самые коррупциогенные направления деятельности будут поставлены люди, которым я доверяю.

То есть, кого-то приведете?

– Скорее всего, не сильно много, но да. Ну а что тут странного, если мы погрязли в скандалах. Сейчас семь человек от администрации находятся под следствием. На кого положиться, кому доверять? Понятно, что имущественные отношения, земельные отношения, где-то вопросы выдачи разрешений на строительство – там должны быть люди, которым я доверяю.

С Владимиром Бисеровым (и.о. главы Копейска, – прим.ред.) общались? Как у вас с ним отношения?

– Чисто деловые. Нормальные отношения. Человек исполняет обязанности, хотя его не выбрали.

Если будет вопрос стоять, остается он в команде или нет, то какой выбор вы сделаете?

– Что гадать, вот когда будет решение, тогда и будем смотреть. Если человек профессионал, если он выполняет свои функции, если он на своем месте, то все остальное – суета.

Единственный громкий вопрос, который задел бывшего главу Валерия Устинова – вопрос «Горводоканала». Это считается сейчас самой острой проблемой Копейска. Можете рассказать, как вы видите разрешение этой проблемы.

– Проблема действительно очень злободневная, потому что из чисто экономической вышла уже в политическую плоскость. В конфликтной ситуации некомфортно работать никому, проблему нужно решать. А как ее решить? Знаете, а у меня нет готового ответа на настоящий момент. С какой-то позиции я понимаю Николая Сединкина, с какой-то стороны других участников конфликта. Но, наверное, не секрет, что этой проблемой занимается не только город, но и областные власти. Причем довольно активно. На данный момент сделан определенный шаг – конкурсный управляющий передал имущество в аренду челябинскому предприятию, которое будет заниматься водоснабжением. Вопрос очень непростой. Его решение будет зависеть не только от моего желания, не только от финансовой возможности городского округа, но, может, даже это будет политическое решение.

Вы про себя расскажите как про человека: что вы любите, чем вы дышите, кто вы вообще. Потому что для всех вы закрытый прокурор.

– Я женат. Жена одна, не разводился, больше не женился. Дети взрослые. Дочь пока воспитывает внучку. У сына двое внуков — старший в 7 классе, младший пойдет в 1 класс. Сын работает в областном суде. В Верхнеуральском районе у меня есть дача. Люблю в лес ходить, грибы собирать, люблю рыбалку и охоту. Люблю историю. Без фанатизма собираю знаки, награды, монеты.

Я правильно понял, что вы центрист с плавающим центром?

– Понимаете, в любом случае, если человек хоть немного себя считает личностью, у него должен быть какой-то стержень. В компромиссах нет ничего плохого, зрелые люди понимают, что жизнь это не прямая линия, где-то надо на компромиссы идти. Но у каждого человека, если он при власти особенно, должен быть определенный Рубикон, черта, которую нельзя переходить.

У вас есть рецепт по привлечению инвестиций или какие-то тайные инвесторы, которые готовы прийти на территорию Копейска?

– Нет, у меня нет программы по инвестициям, только общие представления. Чтобы завлечь серьезного инвестора — не цветочника или продавца шаурмы – нужно создать условия. Задача администрации и моя будет именно в том, чтобы создать такие условия.

Владимир Алексеевич, есть один ваш бывший коллега, Сергей Давыдов. Он долго работал сити-менеджером Челябинска. Вы с ним знакомы, общались, изучали его опыт?

– Конечно, я с ним знаком, потому что он давно был прокурором в Челябинске. У нас нормальные деловые отношения были. Когда он был сити-менеджером, встречались несколько раз. Оценку его деятельности дать не могу.

Как вы считаете, какими должны быть выборы мэра: прямыми или конкурс?

– А что лучше – демократия, тирания или абсолютизм? Я думаю, что до сих пор история не дала какого-то однозначного ответа. Есть плюсы, есть минусы. Испания и Чили, например, показывают не самые плохие экономические достижения. Саудовская Аравия процветает, хотя там головы на площади рубят. А те же Франция и Англия со своими демократическими возможностями допускают изнасилования, дебоши и прочее.

Вас не тревожит, что вы приходите во власть в условиях экономического кризиса, санкций, достаточно большой непредсказуемости? Каждый новый день может принести серьезные изменения.

– Я всегда говорил, что мэр, глава города – это человек, которого все не любят. Во-первых, потому что он не может всем сделать светлое будущее: дороги заасфальтировать, воду дать, газ провести. Во-вторых – прошения. Он бегает и просит финансирования, потому что нет своего бюджета, нет наполняемости. Ну я утрирую немножко. Поэтому и в тучные годы меня будут ругать.

Вы слушали послание губернатора? Может что-то особенно близким показалось?

– Лично я не присутствовал, я смотрел ту информацию, которая была размещена в интернете. Вопросы в том числе экологического благополучия, основные посылы – они мне все известны.

Копейские правоохранители и надзорники – будет у вас на них опора?

– С прокуратурой, думаю, проблем не будет, там хорошие специалисты. По полиции ничего сказать не могу, потому что не знаком с представителями, с руководителем. Ну, какие могут быть проблемы с правоохранителями, если сам из этой системы? Определенные проблемы будут с судебными приставами, потому что много удовлетворенных исков по ветхо-аварийному жилью, по обеспечению детей-сирот жильем, которые нужно исполнять, за которые грозят штрафы и которые очень проблематично исполнить в данный момент.

Владимир Алексеевич, вот у вас хорошие связи в правительстве области есть, вас часто называют человеком Дубровского. И вот вы говорите, что Копейск – дотационный, 27% собственных доходов всего. Могут ли эти ваши связи каким-то образом привести в Копейск дополнительные деньги, какие-то интересные проекты?

– Я думаю, что да. Я даже депутатам сказал, что у меня есть определенные лоббистские возможности. За столько лет работы на руководящей должности в прокуратуре большинство членов правительства уже знаешь лично знаешь, общаешься с ними не только формально, но и кулуарно. Конечно, такие возможности будут максимально использованы для развития Копейского городского округа. У нас в России личные контакты и взаимоотношения не последнюю роль играют.

Вы упомянули экологию. Есть ли у вас какие-то идеи, как сделать Копейск с этой точки зрения более безопасной территорией?

– Вопрос экологии для Копейска — очень интересный, потому что крупных загрязнителей уже нет, это в основном транспорт и из Челябинска. Но меня в некотором смысле бесит позиция людей, они привыкли, что царь-батюшка за них все решит. Даже территорию у себя около дома не могут благоустроить, даже немножко. Государство, администрация Копейска и области должны установить правила игры должны, те же экологические требования например, и жестко наказывать за их нарушения.

Вы приехали из Магнитогорска. Челябинцем себя уже ощущаете?

– Наверное, не сильно. Я родился в Хакасии, поэтому я уже скорее человек мира. И в Магнитогорске не родной, и в Челябинске родным не стал.

В случае избрания главой Копейска где вы будете жить?

– С главой местного парламента мы эту тему полушутя обсуждали. Я не претендую на шикарные условия. У меня в последнее время дом – это дача.

А какие у вас отношения я со СМИ? И как вы будете выстраивать эти отношения дальше?

– Если я сказал про открытость администрации, то она будет проявляться. Не будет никакого запрета, никакого отказа, максимальное взаимодействие. Понятно, что я заинтересован в том, чтобы не мой светлый образ создавали, а доносили мои реальные дела, реальное отношение к людям. Чтобы определенная часть электората, которая интересуется общественно-политической жизнью, видела и понимала, что делает администрация, что это работа не на свой карман, а для них.