Поиск

Железная дорога в стиле hi-tech

23.07.2009 00:00
Автор: Ольга СУКИНОВА
В среду в Челябинск прибыла официальная делегация, возглавляемая президентом ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным. На вокзале гостей встречал глава города Михаил Юревич. Для города, развитие которого началось со строительства Транссибирской магистрали, железная дорога имеет определяющее значение.
Железная дорога в стиле hi-tech*

В среду в Челябинск прибыла официальная делегация, возглавляемая президентом ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным. На вокзале гостей встречал глава города Михаил Юревич. Для города, развитие которого началось со строительства Транссибирской магистрали, железная дорога имеет определяющее значение.

Не в первый раз

Якунин в Челябинске не впервые. Он уже приезжал в областной центр на открытие пригородного вокзала в 2007 году. И если здание основного вокзала обслуживает не только южноуральцев, но гостей области, то пригородный вокзал стал настоящим подарком именно Челябинску, да еще и в преддверии дня города.

Тогда же состоялось и знакомство президента железных дорог страны с мэром города. Ведь если строительство павильона велось за счет средств РЖД и регионального бюджета, то благоустройством прилегающей к нему территории занимались городские власти. Зелень, газоны, места для отдыха пассажиров – произвели тогда благоприятное впечатление на главу РЖД.

Чебаркуль

Собственно визит главного железнодорожника страны на южноуральскую землю начался с Чебаркуля, где состоялось торжественное открытие здания нового вокзала. Для небольшого городка событие действительно значимое, да еще и приуроченное к 75-летию ЮУЖД, поэтому неудивительно, что на площади возле вокзала был организован настоящий праздник.

Прежнее станционное здание прослужило чебаркульцам 105 лет. Старики вспоминали, что вначале это была просто хибарка возле путей – основной вокзал находился в Мисяше. Новый вокзал – двухэтажный, большой, светлый, очень уютный – может вмещать до ста человек. На первом этаже – зал ожидания, билетные кассы, пункт милиции, буфет, медпункт, туалеты, в том числе и для инвалидов. На втором – комнаты отдыха для пассажиров с санузлами и душевыми. Железнодорожники благоустроили и прилегающую территорию: сформировали цветники и газоны, высадили деревья.

Вокзал – совместный инвестиционный проект РЖД и Правительства Челябинской области. Его стоимость – около семидесяти миллионов рублей, пятую часть из них выделил областной бюджет. Построили его в рекордно короткие сроки – меньше чем за год.

Владимир Якунин в приветственном слове к чебаркульцам отметил: «В том, что касается новых сервисов, развития инфраструктуры – мы экономим, но продолжаем работу. В этом году в России откроется всего пять новых вокзалов, и Чебаркуль среди этих городов. Через ваш город проходит около ста тысяч отдыхающих и военнослужащих в год, и все они судят о городе по его вокзалу».

После церемонии открытия гости проследовали на железнодорожную платформу. Здесь вплотную друг к другу стояли два поезда – легендарный паровоз «Победа» и новый ускоренный электропоезд. Такой символичный жест должен был показать и официальной делегации, и жителям Чебаркуля, что южноуральская магистраль смотрит в будущее, но при этом не забывает о прошлом. Ретропоезд, вздыхая, повез ветеранов-железнодорожников в Миасс, а руководители дороги, вместе с полпредом в УрФО Николаем Винниченко и вице-губернатором Владимиром Дятловым отправились в Челябинск на новой электричке.

В пути

Новый экспресс будет запущен по маршруту Челябинск-Миасс уже этой осенью. Он заметно отличается от привычных студентам и дачникам пригородных электричек: в вагонах второго класса комфортабельные автобусные сиденья, на которых можно менять положение спинки, система вентиляции, красивые занавески на окнах. Внутренние изделия и оборудование вагона защищены антивандальным покрытием.

Но это даже не самое главное. Главное – то, что расстояние до Миасса комфортабельная электричка проходит всего за час, то есть в два раза быстрее, чем было ранее. Это достигается, во-первых, за счет того, что поезд не останавливается на промежуточных станциях. А во-вторых, на отдельных участках дороги экспресс будет развивать скорость до 140 км/ч (обычная электричка – максимум 90 км/ч). В Челябинской области таких поездов еще не было.

Стоимость нового электропоезда – 120 миллионов рублей. Он стал вторым внутриобластным экспрессом после поезда Челябинск-Магнитогорск.

ЦУП

Однако самым грандиозным объектом, который открывает ЮУЖД в свой юбилейный год, стал единый дорожный центр управления перевозками. На его строительство было направлено более двух миллиардов рублей, и только треть из них пошла на возведение самого здания. Львиная доля финансирования была потрачена на оснащение ДЦУП самым современным оборудованием и технологиями. Кстати, в строительстве центра были задействованы в основном местные, челябинские, производители.

Вид, открывающийся из кабинета старшего дорожного диспетчера, напоминает кадры из фильмов про космонавтов или американскую разведку. В огромном помещении сидит чуть более десяти диспетчеров. Перед каждым из них – несколько телефонов и мониторов, благодаря которым они в режиме он-лайн отслеживают передвижения грузовых и пассажирских составов на своем участке и заодно просматривают два соседних. Диспетчеры вносят необходимые корректировки в случае отклонения от штатной ситуации. Теперь управление поездной, грузовой и местной работой на всех отделениях и станциях ЮУЖД полностью автоматизировано.

Собственно управление перевозками и ранее велось с помощью технологий hi-tech, но у нового здания есть масса преимуществ. Во-первых, интеллектуальное табло на всю стену. На нем видна ситуация на всех 8000 километрах южноуральской железной дороги. Например, что пассажирский поезд Новосибирск-Адлер отстает от расписания на шесть минут. Сведения обновляются ежесекундно. Во-вторых, все диспетчеры сидят в одном помещении, благодаря чему улучшилось взаимодействие сотрудников между собой. В-третьих, само здание построено по принципу «умного дома». Специальные системы автоматически поддерживают в помещениях определенную температуру, включают климат-контроль, регулируют тепло- и водоснабжение помещений.

Для сотрудников в ДЦУП предусмотрен медицинский центр, в котором есть сауна, тренажеры, массажеры, бассейн, комната релаксации. Здесь трудятся без преувеличения «золотые кадры» ЮУЖД. Каждый диспетчер для того, чтобы быть допущенным к этой работе, прошел медицинское обследование, несколько психологических тестов на стрессоустойчивость и умение принимать решения в сложных ситуациях. Ведь от них зависит безопасность пассажиров и сотрудников железной дороги.

Владимир Якунин остался доволен увиденным. Он рассказал журналистам, что для РЖД инновационные технологии не пустые слова. Так, относительно недавно был запущен тепловоз, который уже внесен в Книгу рекордов Гиннеса – он работает на сжиженном природном газе. «Вот такие разработки и формируют облик наших железных дорог», – подчеркнул Якунин. Николай Винниченко отметил, что внедрение высоких технологий приносит железнодорожникам до 380 млн рублей в год. «Раньше я видел такие разработки только у нефтяников и газовиков. Не знаю, есть ли аналоги ДЦУП в мире», – заявил полпред.

Сейчас железная дорога, как и промышленные предприятия, переживает не лучшее время. Простои металлургов заметно сказались на объемах грузоперевозок. Однако, по словам начальника ЮУЖД Владимира Молдавера, «в это непростое время мы сохранили свой коллектив. И мы готовы к дальнейшему развитию».

Фото Валерия Бушухина