Золото Рио (о презренном металле и настоящих людях – и наоборот)
Я так и не смог заставить себя смотреть соревнования в Рио, также, как смотрел (и ждал как болельщик и зритель) каждую предыдущую Олимпиаду.

Что такое Олимпиада для настоящих спортсменов невозможно понять и почувствовать, но можно попробовать объяснить и представить. Для каждой из них выступить, тем более выиграть на Олимпиаде – это не просто цель жизни, это и есть вся их жизнь. Изматывающие тренировки и нагрузки на пределе возможностей с 3-4 лет, соперничество по-взрослому и нечеловеческая конкуренция с подставами и интригами на первых же соревнованиях и в детских, потом юниорских школах. Пока их сверстницы целуются в туалетах и зажигают на танцплощадках, гуляют до утра и едят и пьют то что им нравится, каждая из этой четвёрки впахивала по 6-8-10 часов на тренировках, жила по жесточайшему, расписанному на годы вперёд режиму, ела и пила лишь то, что разрешали тренер и врачи. И каждый день с малолетства непроходящая боль в теле, травмы, слёзы и одиночество с очень ранним взрослением. И всё это ради короткой, как вспышка, цели: выступить и победить на самом главной соревновании в жизни.
А однажды они узнали, что, оказывается, их участие или неучастие в Олимпиаде, вообще в любом большом турнире, судьба их спортивной карьеры и медалей, гонораров от побед и денег от спонсоров – вообще всё в их жизни зависит не только и даже не столько от их усилий и таланта или его отсутствия, даже не от интриг и внутренней конкуренции. А от того, что в мире есть кто-то, кто придумывает и отменяет на ходу правила игры и нормы поведения. Что если ты чернокожий гей к тебе будет одно отношение, а если ты русская – всегда другое. Что для того чтобы иметь возможность заниматься делом всей жизни и единственным, которое ты умеешь, тебе надо говорить «правильные» слова, вовремя предавать и переобуваться, лгать и, главное, ни в коем случае не думать и н быть собой даже в малом. Но и тогда тебе никто и ничего не гарантирует – правила ведь пишут лишь для того, чтобы всё время их менять, нарушать, отменять…
Каждая из них, столкнувшись с этой реальностью, поступила по-своему и в их выборе, как в зеркале, отразилось очень многое в нашем спорте и не только в нём.
Юлия Степанова до самого 2013 года была молодой надеждой нашей лёгкой атлетики. Предельно «правильные» политические взгляды, подчёркнутые патриотизм и православие… А потом была спорная дисквалификация WADA, которая поставила крест на её олимпийской мечте о золотое в Рио. Два года вне профессионального спорта и как раз под конец срока дисквалификации Степановой она дала то самое декабрьское интервью Хайо Зеппельту о секретной, мол, программе допинга в России. Чтобы отомстить другим спортсменам и своей собственной стране, а самой получить хотя бы призрачный шанс выступить на Олимпиаде Степанова заученно и послушно бубнила о кровавой спортивной гэбне, обливала грязью российскую лёгкую атлетику и своих коллег-конкурентов, размазывала и предавала вырастивших её тренеров… Кстати, в том же интервью выяснилось, что «правильная» Степанова все два года дисквалификации выходила на провокационные и наводящие разговоры с российскими спортсменами, с тренерами сборной и каждый аккуратно записывала на диктофон. Затем, понятно, было обращение в посольство Канады и переезд в США, новые интервью и разоблачения. И финал – живущая в страхе, выжатая досуха и никому больше не нужная истеричка. И «щедрая» плата от новых хозяев – 10 тысяч долларов США в виде премии от одного немецкого НКО. Позор и нищета вместо Олимпиады и золота Рио.
Единственной российской легкоатлеткой, «милостиво» допущенной выступить на Олимпиаде и побороться за золотой Рио стала Дарья Клишина: условия допуска писали как будто под неё. Клишина образцовая и «правильная» русская: живёт и тренируется исключительно в США, толерантна, космополитична. Узнав о решении, Клишина написала на своей странице в Facebook благодарность МОК и международной федерации по лёгкой атлетике (IAAF), ни словом не упомянув о других российских спортсменах, не поддержав их, не выразив ни малейшей солидарности со своей страной: лишь правильная голливудская улыбка и стандартное: о’кей, жизнь продолжается, спасибо за шанс… Нет, Дарья Клишина не предавала свою страну ради олимпийского золота. Она всего лишь предала других спортсменов и совершила «маленькую» подлость: поступила как надо – а думают пусть другие. «Другие» подумали и демонстративно унизили Клишину уже приехавшую в Рио и даже поселившуюся в олимпийскую деревню. В последний момент те, кого она горячо благодарила, отказали ей в праве выступать. Клишину защитили те, о ком она политкорректно промолчала и отстояли её в суде. Теперь Дарья Клишина сможет осуществить свою олимпийскую мечту и как минимум выступит в Рио, но говорить о «политике» по-прежнему не собирается – дескать, она спортсмен (солдат) и не вправе рассуждать. Её дело маленькое: пробежать, возможно попасть на пьедестал победителей и обратно домой, в Штаты.
Другая «правильная» русская, пловчиха Юлия Ефимова, иначе отреагировала на дисквалификацию со стороны международной федерации по плаванию и МОК. Даже вопреки давлению своих же (!) отечественных спортивных чиновников: не надо, мол, накручивать ситуацию, надо смириться, пошла в суд и отстояла свою олимпийскую мечту. Преодолела мощное информационное давление (если говорить прямо, то обливание грязью) и психологический прессинг вплоть до освистывания на трибунах и выступила, правда вместо золота в Рио ей досталось серебро, но кто скажет, что оно незаслуженное и что спортсменка не вправе гордиться им как самой высшей пробы золотой медалью?! Но уже после соревнований Ефимова дала вполне «правильные» интервью про несчастную Россию и светлую и добрую Америку, с которой она связывает свою дальнейшую жизнь и надежду; что она не держит зла на американских олимпийцев, откровенно провоцировавших её, вытиравших о забывшую своё место русскую ноги… Судя по всему, Ефимова рассудила, что дальше надо как-т о жить и зарабатывать в спорте и вне его, а новые правила игры таковы, что вне России нельзя сегодня и завтра и послезавтра быть русским и быть успешным. Надо отказаться от успеха или от Родины, от корней. Ефимова проявила характер и бойцовские качества, но сражалась лишь за себя. После выигранного честно и мужественно боя она решила что это не её война. Честно, не знаю – предательство ли это, благоразумие или малодушие. Судить Ефимову во всяком случае и кидать в неё библейские и не только камни может, на мой взгляд, лишь поступивший иначе и пошедший до конца.
Как, например, Елена Исинбаева. Которая билась до конца за своё имя и репутацию, за других спортсменов и за всю страну. Плакала публично, но не ломалась и не унижалась и даже после последней юридической точки сказавшая, что она никого не забудет и ничего не простит никому. Спортсмена и человека Исинбаеву не нужно идеализировать: она действительно жила и живёт тоже за границей, в Монако, и несколько раз честно говорила, что в большой, но неустроенной России ей неуютно, дискомфортно. Но та же Исинбаева наотрез отказалась извиняться и каяться за своё открытое неприятие гомосексуальной истерики на Западе, даже понимая и признавая, что потеряет деньги на рекламных контрактах за «неправильную», но честную позицию. Как бы там ни было, Елена Исинбаева оказалась единственной, кто пошёл до конца и между золотом Олимпиады и карьерой и своей совестью и принципами выбрала последнее.
Золото Рио, как и золото Рейна само по себе не проклято. Проклятым его делают люди. Слабые люди, лживые, предающие и продающие, равнодушные и приспосабливающиеся. Люди стремятся к своему золоту, часто гибнут за него, но стоит ли оно того, вопрос, ответ на который у каждого всегда будет свой. И этот ответ всегда будет зеркалом для каждого человека.

Юлия Ефимова

Елена Исинбаева

Дарья Клишина

Юлия Степанова
Источник