Поиск

«Ты че, с Урала?» или «А вы, в общем-то кто?»

24.02.2014 11:44
Автор: Андрей ЛАВРОВ
В связи с заворотом кишок в подбрюшье постсоветского-российско-славянского цивилизационного мира традиционных «Предвыборных баталий в СМИ ЧО» сегодня не будет.
«Ты че, с Урала?» или «А вы, в общем-то кто?»*
Во-первых, «что же будет с Родиной и с нами» сейчас в гораздо большей степени решается в матери городов русских, а не в Москве и уж тем более, не в Челябинске, Екатеринбурге или Нижнем Новгороде. Во-вторых, невместно в такую годину в нашей песочнице копаться. Ну, и в-третьих, «» прислал срочный заказ.

Увидев, как Украину буквально разорвало на части по культурно-ментальному, языковому, да чего уж греха таить, уже и по этническому принципу, в Москве задумались, а у нас-то страна единая? Я, понятно, не про Кавказ и иже с ними. Тут по-моему все предельно ясно. Я про базовые скрепу и опору, великий и могучий русский народ. Он вообще един? Нет, если по огрубленному Хайдеггеру, с точки зрения примата языка, . А вот если с точки зрения исторически сложившихся способов хозяйствования, подстройку под ландшафт, базовых ценностей и типа реакций на раздражители, то вряд ли. А ну как в результате длительного поста для социалки и плебса неизбежно следующего за сочинским триумфальным карнавалом, забузят не московские «метронационалы»-креаклы, а регионалы, как в не залежной. Полетят клочки по закоулочкам. Оборачивание чиновников в пленку детским садом покажется. Тут вам не здесь. Почитай в каждой области свой характер, свои тараканы в голове. И с каждым надо по особенному. Тут вам не незалежна коммуналка в 100 метров, где «на 38 комнаток всего одна уборная», где как в вороньей слободке «общество» делится на две, три группы.

1.jpg

Типа западенцев, почти русских восточников, и уж якобы совсем наших крымчан. Территория у нас еще та, анклавность расселения и принципиально разные географ-хозяйственные условия создали такое разнообразие психотипов, что мама не горюй.

Короче, как я понимаю, решили в Москве провести реестр качества культурно-ментального состояния регионов страны. В смысле че у этих новосибирцев, челябинсцев, курганцев и даже не побоюсь этого слова пензюков и пензюцек в мозге. Че от них ждать в случае чего. Собрали региональных экспертов. Мне, как автохрону (все по-честному, Остап Ибрагимович) досталась Челябинская область. Первый этап — краткая культурологическая справка о историческом формировании регионального характера и аксиологических предпочтений населения. Потом, понятно, будут социологические и иные исследования. Но это позже.

Для работы по Южному Уралу отправной точкой послужили мысли Алексея Иванова. Экстраполировал их на наше демографические процессы 20-21 века, откатал на социально-демографических и социологических данных. Как ни старался, получилось страниц 20. Попросили сделать конспект-эссе в популярной форме на пару страниц с ответом на сакраментальные вопросы: если не «Ты че, с Урала»?, то хотя бы «А вы, в общем-то кто?»Базовый материал понятно что под грифом, эссеистику же сочли безобидной и позволили выложить в свободный доступ. Типа для обкатки.

Что мы с удовольствием и делаем.

Начнем с аксиомы.Огромная Россия — не монолит, это только из Америки можно считать Шаймиева русским, а из Москвы не различать екатеринбуржца и челябинца. Как всякая империя, мы устроены очень сложно. Россия — комплекс неравнозначных и неравносильных региональных образов жизни. Все вместе — мы русские, но внутри-то — ой какие разные.

Исторически так сложилось, что нынешнее население южно уральцев формировалось на пересечении 4 отдельных цивилизационных зон. Плюс маргиналии. В единый субстрат сплавлялись мягко говоря сложно, преимущественно через кровь. Вклад в нынешнее состояние этих зон с их ценностно-поведенческими императивами далеко не одинаков. Кого-то смыло безжалостной войной нашей непростой истории, кого-то «добровольно» ассимилировали, кто-то сумел переварить в себе все «цветущее разнообразие» (К. Леонтьев) и выдать на-гора новый, уникальынй сплав — нас, такими как мы есть.

Итак, об изначальных элементах. Во времена Аркаима не полезем, ибо история та зело темна. И, как выяснилось после Олимпиады, находится в личном ведении мифотворцев иного уровня. Ермака Тмофеевича тоже опустим. Оно, конечно



Но это как минимум спорно. Прошмыгнули по Чусовой и пошли дальше, мягкую рухлядь грабить. К тому ж вырезали эту ватажку почти поголовно. Основы современной региональной ментальности начали складываться веке этак в 18-ом. Здесь то и можно о чем то говорить.

Расклад там был такой. 1-ая зона. Казачья река Яик. Яицкое казачье войско по старшинству — второе после Донского. Независимая казачья республика, организованная «бунташными» выходцами с Дона, старообрядцами и беглыми крепостными. Постепенно они принимали к себе татар, башкир (жен, понятно, тоже не тащили за тридевять земель), от поколения к поколению меняли разрез глаз, но не теряли высокого уровня пассионарности и своих главных ценностей — воли и справедливости. Ко второй половине 18-го века появилось еще одно казачье войско — Оренбургское. Вроде тоже , но не те. Искусственно созданное государством для усмирения башкир, оно было православным и «регулярским». То есть, 100-процентно зависимым от метрополии и главной своей ценностью почитавшим не свободу и справедливость, а государеву службу. Так что если от казаков нам что и досталось (в чем многие сомневаются), то именно культ службы Отечеству.. Да даже если и осталось, то и их вложения в современную южно-уральскую ментальность преувеличивать не надо. Тяга к справедливости, (так не у них одних) может и осталась, а вот воли и следа не видать. Уж больно крутенько прошлись по казакам «комиссары в пыльных шлемах» и коллективизация. Сегодняшние ряженые с неизвестно какими погонами и орденами — фантомные боли в отсеченной конечности.

Вторая зона автохрона — башкиры и примкнувшие к ним по религиозному признаку татары. Главная ценность — вера и традиции. По сути, они двести лет воевали с русским государством за выход из состава России. Это первая внутренняя война империи с горцами-мусульманами. Что примечательно, успешная. Кабы учесть тот опыт, может и на Кавказе все было не так трагично. Кто спорит, представители этой группы заметная часть нашего социума. Но на 90% ассимилированная, хотя бы по языку. Верные остались только в глухих деревнях. С электоральной точки зрения голосуют, как все мусульмане, с точки зрения фундаментализма и экстремизма — опасно, но по сравнению с мусульманским возрождением в Башкирии и Татарстане — семечки, ресурсы не те. Да и притерлись мы друг к другу. Породнились.

Третье Центральная Россия с приматом Поволжья. Кого там только нет (русские, мордава, татары, калмыки, марийцы) и многоконфессиональный. Но дело не в нации и не в вере, а в образе жизни. Поволжье — край крестьян. Их выстраданные многовековым рабством ценности — те же, что и у их хозяев-дворян — собственность и власть. И для того и для другого нужна империя. Эти против государства не пойдут. Ими правит личная месть и корысть. Как максимум — прирежут барина, пустят красного петуха и опять верные холопы. Опять же общинные ценности народовольцев и Петра Лавровича Лаврова. Основная прививка двадцатые-тридцатые годы 20 века. Вырванные из деревенского быта десятки тысяч раскулаченных крестьян на стройках социализма, вынужденны были срочно принимать ценности горно-заводской цивилизации.

Теперь к главному элементу, так сказать, к базовой составляющей южно-уральской души.

Горнозаводской Урал. Уже тогда, как и по сей день — самая индустриальная зона планеты. Главный источник богатства и могущества Российской империи. Государство в государстве со своей администрацией, репрессивным аппаратом и центром в Екатеринбурге. Для нас главное — работа, а значит, стабильность и империя с ее заказами и возможностью нещадно эксплуатировать (см. третий тип слагаемых южноуральской ментальности) приписных на подсобных работах. Бунт — голодная смерть. Для крестьян из центральной России и Поволжья главным врагом было даже не государство, а эти самые ненавистные заводы, отнимающие от пашни. Дай им волю — взорвут и сожгут (что с удовольствием и делали во время Пугачевской смутыи делали) не задумываясь.

Но и единой уральская горно-заводская цивилизация была очень условно. Как минимум, их было две. Как на Украине — лево- и правосторонняя. Т.е. Строгановская и Демидовская, по западной и восточной части Урала. Либерально-консервативная и консервативно-либеральная. Левая строгановская организована по принципу меценатства, помещичьего хозяйства и добрых бар либералов а ля Тургенев.

«На графском гербе Строгановых начертано: «Земные богатства — Отечеству, себе — имя». Можно сказать, что Строгановы исповедовали патернализм, они прзрелвали нищих, калек и сирот. В их вотчинах уже в 18 веке выплачивали пенсии, а за 15-20 лет работы освобождали от крепостной зависимости. В селах строили госпитали и лечебницы. В заводских поселках мастеровые жили в типовых кварталах от господ. Господа присылали в имение книги для библиотек и пьесы для вотчинных театров. Индустриальный прогресс Строгановы понимали как улучшение трудовых отношений и социальными технологиями заменяли промышленные. Через господ Строгановых традиционный жизненный уклад крестьянской Руси трансформировался в специфический горнозаводской порядок.

Демидовский регион — восточный склон Урала, правая сторона хребта. Совпадение не менее символичное, чем у Строгановых: по характеру ведения хозяйства Демидовский Урал в политической терминологии был «правый», насколько это возможно в крепостном государстве. То есть организованный по принципу экономической свободы. Вернеее, дикого капитализма пополам с диким феодализмом. Демидовский герб украшал девиз: «Дела — не слова». Это следовало понимать так «Мы служим Отечеству делами, а не болтовней». Но вычитывается и другой смысл: «Мы будем делать, как хотим, а вы говорите, что хотите». Демидовы были рвачами. Количество их заводов объяснется экстенсивными методами ведения хозяйства. Форма хозяйской собственности формировала у работников особый характер. Демидовские рабочие понимали, случись беда, хоязева не спасут. Выручать себя придется самим. Поэтому надо учиться, квалифицированные специалисты имеют больше шансов на успех. Надо уметь работать, как двужильынй, быть агрессивным и верить в себя. Таков портерт горнозаводского человека правой стороны спектра.»

К началу 20 век две эти линии сольются. Социально-ориентированные либералы-полународовольцы-леваки и прагматики американского толка справа. Скажите, шизофреники получатся? Отнюдь.

2.jpg

Все срослось пройдя сквозь страшные жернова мировой революции и труд армий. Кстати, они у нас существовали гораздо дольше, чем в остальной России и этак плавно переросли в ГУЛАГ.

Вот тут и переходим к последнему, но далеко не по значимости, элементу - маргиналиям (пометки на полях) привнесенным 20-ым веком. Почему маргиналиям? Потому что в отличии от многих регионов той же Сибири и Дальнего Востока, они все ж таки не смыли базовый, традиционный, горно-заводской замес, а встроились в его кристаллическую решетку. Хотя на структуру и качество полученного продукта конечно повлияли. Во-первых ЗК. В основном из раскулаченных, но в том числе и лишенцев интеллигентов из Санкт-Петербурга и центральных областей России. Это как раз те, из потомков кого вырос так проклинаемый ныне «креативный класс». Выродки и дегенераты с высшим образованием. Туда же добавим многонациональный состав инженеров и рабочих (по тем временам люди весьма неплохо образованные) прибывших в Челябинск из Харькова, Ленинграда и других культурных центров в сороковые. По большому счету именно они, переняв ценности горно-заводской цивилизации, современный Челябинск и сделали. Не без внутренней ломки, но встроились.

Национальные анклавы «добровольных» переселенцев типа эстонского поселка «Слава» опустим, ибо там уже, все уехали в проклятущую Европу, в которой, как известно, негров линчуют.

В 21 веке добавились русскоязычные переселенцы из Азии, где, как изветсно, не мусульманам не ахти, особенно если ты читать умеешь. Но это все в пределах стат. Погрешности.

Ну и то в сухом остатке? Патриархальное патернализское сообществщ, устроенное по горнозаводскому типу. С основными ценностями — работа, госзаказ, обеспечивающая пущай прожиточный минимум социалка, справедливость как совковая потребность, типа чтобы приказчики воровали в меру и остальным жить давали. И стабильность, стабильность, стабильность. Потому как видели мы, что в Таджикистоне и Узебкистоне творится, а теперь уже в и в Украине посмотрели.

P. S. Там мого чего еще есть про верность, командный дух и так далее, плюс цифирь страниц на 15. Но вот это выкладывать «не рекомендовали». Заказчик оплатил полное право на публикацию материалов. Да по большому счету кому это интересно кроме профессионалов.

Источник: http://andrey-lavrov.livejournal.com/140728.html