Поиск

Тайны златоустовских оружейников

28.05.2019 16:45
Автор: Андрей Минченко
Часть 2: БУЛАТ И СКЕПСИС
Продолжим тему перспектив развития отрасли производства украшенных клинков.
Тайны златоустовских оружейников*
не наше

В первой части я рассказал о том, что фактически сложившаяся в Златоусте практика конкуренции путём «обличения некачественности» продукции коллег и «разоблачения булата Павла Аносова» является крайне вредной. Такие действия ослабляют общий бренд златоустовских клинков (большая часть продукции публично объявляется заведомо некачественной), а также девальвируют туристическую привлекательность округа – самые таинственные страницы прошлого выставляются скучным нелепым фейком.
Ведь, по большому счету, материалы и технологии изготовления украшенных клинков сегодня примитивны и общедоступны. И златоустовское оружие отличается от продукции других локаций оружейников лишь индивидуальной богатой историей, её возможным следствием – верностью традициям в части качества и искусства, а также уникальным материалом – литым булатом, секреты производства которого оказались утрачены.
В этой связи, все последующие попытки вновь разгадать тайну булата, вне зависимости от степени их успешности, усиливают историю златоустовского оружия, дополняют её современным драматическим содержанием. С точки зрения насыщенности экскурсионных программ для туристов, такие рассказы подобны продолжению хорошего кинофильма, полюбившегося зрителям. 
Но в Златоусте, увы, такие попытки современников слишком часто воспринимаются высокомерно и насмешливо. Тем не менее, в городском краеведческом музее я встретил вполне адекватное к ним отношение.

МУЗЕЙ
Экспозиция городского музея невелика, но лаконична, и с хорошим экскурсоводом оживает многообразием красок и впечатлений. Об истории булата мне рассказал Юрий Окунцов, старший научный сотрудник музея, ведущий специалист по данной тематике. 
Булатные клинки Павла Аносова хранятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже, а в Златоустовском музее представлены другие исторические клинки, включая выполненные из дамаска, а также работы Ивана Бушуева. Но есть образцы литого булата, произведенные Павлом Швецовым, сыном Николая Швецова, соратника и последователя Павла Аносова.
Различают булат, выплавляемый непосредственно из смеси железной руды и графита, а также получаемый насыщением стали углеродом в процессе переплавки. Первый способ сам Павел Аносов называл слишком дорогим из-за требовательности к чистоте руды, поэтому промышленное применение получил метод сплавления железа с графитом. Павел Швецов усовершенствовал эту технологию добавлением легирующих компонентов. В 1906 году он продал дирекции железоделательного завода свои рецепты изготовления булата, но воспроизвести их так никому и не удалось.
В период СССР выдающийся исследователь Юрий Гуревич более полувека посвятил возрождению производства Златоустовского булата. Он изобрел свой собственный метод выплавки булатной стали, превосходящей по свойствам исторические аналоги, но повторить технологии Павла Аносова и Павла Швецова не сумел.
В последние десятилетия отдельные энтузиасты вновь пытались воссоздать технологии выплавки булата. На сегодняшний день достоверно преуспел в этом Сергей Баранов – златоустовский мастер, изготавливающий клинки под своей именной маркой. В музее хранится заключение Института физики металлов УрО РАН о том, что булат Сергея по химическому составу и внутренней структуре аналогичен классическим булатным клинкам. Юрий Окунцов отмечает, что есть и другие экспериментаторы, близкие к успеху.

ВОЗРОЖДЕНИЕ БУЛАТА
Начиналось всё романтически просто, в самом начале 2000-х, когда Сергей Баранов вернулся из армии в родной Златоуст. Не найдя работы, хотел было уже вновь вернуться на военную службу. Остановили дела сердечные – Сергей женился, пришлось думать, как обеспечивать семью. Будучи металлургом по профессии, решил последовать за своей дерзкой юношеской мечтой – раскрыть секрет изготовления булата.
Поехал в Санкт-Петербург, познакомился с работником Эрмитажа, который помог ему сделать полные копии дневников Павла Аносова. Именно эти дневники стали основой в исследованиях Сергея. Позже, нашел потомков Павла Швецова, получил записи из семейного архива.
Однако всё оказалось очень непросто. Два года потерял, пытаясь следовать дневниковым записям буквально – сотни плавок прошли впустую. Первые успехи наметились, только когда он понял, что в тексте скрыты топонимы – названия конкретных местностей с рудниками в окрестностях Златоуста. На полное восстановление утраченных технологий ушло еще несколько лет.
Ковка булата также оказалась сложной, требующей большого мастерства, чтобы не утратить его свойства. Закалка в воде для булата недопустима, от резкого охлаждения он разрушается, вместо воды используется горячее сало.
В итоге, Сергей Баранов научился изготавливать булат любой категории качества, вплоть до самой высшей. Освоил как выплавку булата непосредственно из смеси железной руды и графита, так и литой булат, получаемый переплавкой стали, – способ, ставший для Сергея основным. Первый метод оказался слишком трудоемким и энергоемким, требующим длительной плавки и медленного остывания тиглей вместе с печью, общей продолжительностью до трех суток.

Настало время для научных подтверждений достигнутого успеха. Помимо упомянутого выше заключения ИФМ УрО РАН, образцы булата Сергея Баранова были подвергнуты всестороннему изучению в магнитогорском Исследовательско-технологическом центре «Аусферр» (организации близкой к ММК). Более того, Сергей рассказывает, что научная работа, в состав которой вошли данные исследования, стала основанием для номинации исследователей на Нобелевскую премию по физике 2010 года. Учитывая невероятность такого утверждения, я попытался найти соответствующие свидетельства в сети, но безуспешно, поскольку информация о номинантах, не ставших лауреатами, запрещена к разглашению в течение 50 лет с момента их выдвижения. Тем не менее, косвенное упоминание об этом событии присутствует в фильме «Третье рождение булата», снятом в 2010 году о сотрудничестве Сергея и ИТЦ «Аусферр» (доступен в YouTube).
В целом, вне зависимости от высоких номинаций, объём проведенных исследований позволяет с достаточной степенью достоверности полагать, что Сергей Баранов воспроизвел рецепты изготовления настоящего булата, и какие-либо фейки несомненно вскрылись бы, если бы таковые имели место.

В 2014 году Сергей открыл собственное постоянное производство ножей из булатной стали. Впоследствии попробовал его масштабировать, стремясь расширить бизнес, но неудачно – наемные работники не справились с задачей, пошли сбои качества, претензии от покупателей. Выплавка и ковка булата требует высокого личного мастерства, этот металл нужно чувствовать. Пришлось сократить объемы и выполнять самые ответственные технологические операции самому.
Сегодня Сергей выпускает ножи из стали двух марок: «булат Сергея Баранова» (собственная рецептура с легирующими компонентами) и переплавленной по технологии булата ЭИ-107 – недорогой вариант с несколько улучшенными свойствами исходной стали. И, следуя своей личной ответственности перед покупателями, пытается добиваться максимального стабильного качества своих клиников.

РЫНОК И ПЕРСПЕКТИВЫ
Сергей Баранов далеко не единственный, кто продает сегодня ножи из литого булата – есть другие мастера, причем, в основном, не из Златоуста.
И это «в основном» – весьма печально. Своей нелепой борьбой с булатом, будь то агрессивно-«просветительской», или пассивно-«презрительной», Златоуст сегодня лишает себя своего исторического преимущества – традиции изготовления булатных клинков. Такими темпами, исторический бренд «Златоустовский булат» вскоре утратит всякую ценность. И его заменит какой-нибудь новый бренд, например, «Булат из Ворсмы», чьи интернет-предложения по булату сегодня явно превосходят златоустовские.
Рынок булатных клинков небольшой – это, скорее, отдельная ниша «экзотических» сталей штучного производства. Но эта ниша характеризуется высокими ценами, высокой добавленной стоимостью, а также находится в прямой взаимосвязи с туристическим потенциалом Златоуста. Отказываться от неё ради непонятного личного высокомерия отдельных персон, по меньшей мере, неразумно. И поскольку администрация округа всерьёз нацелена на дальнейшее развитие оружейной отрасли и туризма, стоит навести порядок в данном вопросе.

Основное препятствие для продвижения булатных клинков, как и для утилитарных златоустовских ножей в целом – это нестабильность их качества и, главное, устойчивые представления об этой нестабильности, сложившиеся в информационном пространстве. К примеру, YouTube переполнен видео любительских тестов, в которых разными ножами режется, строгается и рубится что-нибудь ненужное. И выводы там делаются самые противоречивые – кто-то хвалит, кто-то ругает. Добавим сюда посыл «малые производители = низкое качество ножей», прямо или косвенно исходящий от крупных компаний. А также отсутствие системной производственной и маркетинговой идеологии, которая могла бы быть централизованно сформирована в муниципалитете для укрепления ослабленных в масс-медиа целевых смыслов.
В итоге, покупателю просто не на что опереться в этой неразберихе, не понятно, к чьему мнению стоит прислушиваться. И не ясно, стоит ли вообще доверять златоустовским оружейникам.

Эффективной мерой по решению проблем с нестабильными свойствами златоустовских клинков могла бы стать государственная система контроля их качества. Хотя бы в формате муниципальной лаборатории инструментального контроля характеристик конкретных изделий, по желанию производителя, с целью предложить покупателю клинок с индивидуальным протоколом лабораторных исследований его свойств, пусть даже с заметной прибавкой к стоимости. 
Собственно, такой муниципальный знак качества – это главное, что может сделать городская администрация для серьезного развития отрасли. Подобная система способна укрепить доверие покупателей и стать уникальным рыночным преимуществом оружейников Златоуста на российском рынке, а также хорошим подспорьем для экспорта. Она уравняет позиции малых и крупных производителей, простимулирует их конкурировать исключительно посредством мастерства, а не «черного пиара».
Подробнее об этой и других возможностях – в следующей публикации.

61103661_2157732157613437_7275666095388753920_n.jpg

61132418_2157732150946771_1995209976271863808_n.jpg

61162560_2157732120946774_3216873699466543104_o.jpg

61359196_2157732220946764_990143760211902464_n.jpg