Поиск

Стимулирование спроса - нужна ли господдержка для участия МСП в выставках?

26.03.2018 16:42
Автор: Андрей Минченко
Спрос - один из краеугольных камней экономики. И если говорить об экономическом развитии региона, то стимулирование спроса на продукцию его предприятий видится одной из важнейших задач, без увеличения объемов продаж рост невозможен.
Стимулирование спроса - нужна ли господдержка для участия МСП в выставках?*
Один из путей решения - стимулирование спроса на внешних территориях. В Правительстве РФ сегодня это хорошо понимают, поэтому два года назад был создан Российский экспортный центр с очень серьезным набором мер господдержки для экспортоориентированного бизнеса.

У нас агентом РЭЦ является Центр поддержки экспорта Челябинской области, входящий в состав “Территории бизнеса”. К числу его функций относится финансирование участия наших предприятий в международных выставках, уже есть первые результаты, расскажу об этом отдельно.

Для экономики региона, внешним является также и спрос в других субъектах РФ. Стимулировать его тоже важно, в том числе путем поддержки участия в межрегиональных выставках. Федеральных мер такого типа нет и не будет, поскольку речь идет о конкуренции между регионами, несущественной в масштабах страны.

А вот для экономического развития отдельного региона, такие меры очень важны, поскольку они усиливают позиции его предприятий в межрегиональной конкуренции. И одним из лучших примеров такой практики является Татарстан, присутствующей на большинстве отраслевых выставок с сильным региональным стендом, объединяющим продукцию предприятий региона.

НУЖНЫ ЛИ ВЫСТАВКИ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА?
Несмотря на тенденции тотальной информатизации, выставки на физических площадках остаются востребованными и будут таковыми в обозримом будущем - доверие создается только в личном общении, плюс возможность воочию увидеть главные отраслевые новинки в “концентрированной” подборке, прикоснуться к образцам товара, почувствовать креативную энергетику множества коллег и единомышленников, ориентированных на развитие и партнерство, открытых для знакомства. Прямые трансляции футбольных матчей не заменят болельщикам трибуны многотысячных стадионов. Так и выставки остаются особым направлением шоу-бизнеса для деловой аудитории.

ПЕРВЫЕ ШАГИ
14 марта принял участие в совещании по итогам работы челябинских компаний на Российском промышленном форуме, проходившем в Уфе в конце февраля 2018.

Агентство инвестиционного развития города Челябинска организовало на этом форуме коллективный стенд, где представили свою продукцию НПО «Урал», «Символ», «Росава», «КТИАМ», «Декс», «Альтерма», «Галсен» и др.
Краткое резюме - без поддержки АИР наши компании не поехали бы, а так получилось экономно и весьма полезно: масштаб события приятно удивил, все набрали полезные контакты. Некоторые остались на следующее мероприятие - агропромышленную выставку в Уфе, также превзошедшую ожидания.

Полномочный представитель республики Башкортостан Амур Хабибуллин, принявший участие в совещании, рассказал о возможных путях развития сотрудничества с помощью госструктур региона, наметил конкретные действия.

ВОЗМОЖНОСТИ
Разговор про участие в выставках продолжили в гостях у Михаила Смирнова, директора ГК «ЭЛЕФАНТ», вместе со Станиславом Твердохлебом, руководителем АНО «Центр развития промышленных инноваций».

По мнению Михаила, внешние выставки могут быть очень эффективны, но при условии серьезной подготовки. Коллективный стенд Челябинской области был бы очень полезен для привлечения внимания, повышения проходимости стенда каждой компании, синергичного усиления брендов региона и представленных предприятий. Однако прежде всего, нужно выработать выставочную политику региона - что, зачем, где и как мы намерены продемонстрировать миру. А для работы на стенде необходимо специально обучать персонал - только в этом случае она будет эффективной.
Станислав уверен, что в рамках подготовки к ШОС нам следует создать свою постоянно действующую выставку лучших достижений наших производственных предприятий - своего рода ВДНХ Челябинской области. Причем сделать её не статичным музеем, а постоянно обновляемой витриной наших предприятий, где каждый посетитель сможет сразу выйти на контакт с интересующей компанией, оставить заявку и т.п. Несомненно, такая площадка могла бы стать серьезной точкой притяжения для делового туризма. Тем более, что к саммитам все равно будет готовиться экспозиция производственных возможностей Челябинской области - почему бы сразу не сделать её постоянной?

РЕЗЮМЕ
Обновление Челябинска к саммитам 2020, включая конгресс-холл и аэропорт, дает нам надежду на развитие собственной выставочной активности в нашем городе. Однако это произойдет лишь через 3 года. Стоит ли ждать так долго? Ведь чем быстрее будет засеяно поле, тем раньше появится урожай.

Есть смысл не откладывать использование этих возможностей. Все равно, создание областной структуры, отвечающей за системную организацию конгрессов и выставок в Челябинске, через 2,5 года станет насущно необходимым. Целесообразно начинать эту работу уже сегодня, системно участвовать на выставках в других регионах с коллективным стендом Челябинской области, предназначенным для поддержки наших малых и средних предприятий.