Поиск

Социальная реклама в сталинском СССР

Вопреки некоторым стереотипам, большинство плакатов в сталинском СССР были посвящены не партийно-идеологической пропаганде , а тому, что мы называем в наше время "социальной рекламой".
Социальная реклама в сталинском СССР
 Если в царской России "воспитывать население" было поручено церкви, то в Советском Союзе это роль взяло на себя государство, причём масштабы воспитательной работы увеличились в разы:  нужно было формировать сознание "нового человека", новый образ жизни, новый быт, преодолевать безграмотность.

Многие направления социального просвещения возникли впервые именно в ранний советский период. Например, мне пока не удалось найти антиникотиновой социальной рекламы в царской России, а в 1930-м году в СССР она уже была:



Причём эта реклама выглядит уже совершенно профессиональной, как в художественном, так и информативном плане (ещё один постер 1930 г.):



По-моему, нам сейчас не хватает именно таких плакатов, как этот замечательный "Наш ультиматум взрослым" (1930):



"Не подавайте нам дурного примера сосанием папирос!"

Вероятно, именно в 1930-м г. в СССР развернулась первая масштабная антиникотиновая кампания, поскольку и этот плакат датирован всё тем же годом:



Хотя "Сухой закон" был отменён в 1924 г. в СССР почти непрерывно шла рекламная кампания против пьянства.
Плакат 1929 г.:



Плакат Н. Дени 1930 г.:



1930, "Что можно купить детям на стоимость 1 литра водки":



Ещё одним пороком, с которым боролась советская социальная реклама, была проституция. Она считалась наследием эксплуататорского общества, подлежащим полному искоренению. Но проблема отнюдь не замалчивалась.
Этот плакат датирован 1929-м годом:



Одной из задач советского режима было раскрепощение, эмансипация женщины, превращение её в активного строителя нового общества.

Этой теме было посвящено множество работ.
1920-е, "Женщина! Учись грамоте!":



1920-е, "Долой кухонное рабство":



Возможно, СССР стал первой в мире страной, где обратили серьёзное внимание на проблему харрасмента (сексуального домогательства).

1930 г., Ротов К. "Долой безобразников по женской линии":



В 1930-е гг. впервые появились плакаты, пропагандирующие соблюдение правил дорожного движения.
1930-е, "Нарушая правила - рискуешь жизнью":



Помимо "негативно", т.е. направленной против пороков, антисоциального поведения, в огромным масштабах распространялась социальная реклама, утверждающая позитивные модели поведения. Она пропагандировала, прежде всего, здоровый образ жизни как важнейший атрибут нового советского общества.

Борьба с антисанитарией в то время была очень насущной задачей.
1931 г. "Мой руки после работы и перед едой":



1932 г., "Иди в баню после работы":



1930-е, идеалом новой советской жизни был т.н. "город-сад":



Огромное внимание в СССР уделялось развитию и пропаганде физкультуры и спорта:
1933, А. Дейнека, "Работать, строить и не ныть":



1934, А. Кокорекин, "Будь готов":



Некоторые из плакатов смотрятся как высоко художественные работы, если не сказать шедевральные.
Мне больше всего понравился этот плакат 1947 г. работы Л. Голованова:



И этот - просто шедевр: 1951, В. Корецкий, "Тренируйся":


В первые послевоенные годы появилась социальная реклама массового туризма.
1947, "В выходной день - на туристскую прогулку":



1949, "Будь туристом":



Особым направлением социальной рекламы в сталинском СССР были плакаты, призывающие молодёжь осваивать новую технику и новые престижные профессии. Самой престижной была, конечно, авиация.

1934, Г. Клюцис, "Молодёжь на самолёты":



Одновременная социальная реклама "морально поощряла" людей наиболее трудных и благородных профессий:
1948, "Честь и слава сельским врачам":

Наверное, людям соответствующей профессии было приятно видеть такие плакаты.

1949, В. Корецкий, "Слава учителю": 



Одним из самых амбициозных проектов сталинского СССР была т.н. "культурная революция": полная ликвидация в кратчайшие сроки неграмотности (75% населения в царской России), строительство огромной сети библиотек, клубов, кинотеатров, радиоточек, открытие новых школ, институтов, университетов.
Вся эта огромная работа нашла своё отражение в плакатах.

1929, "Все в библиотеку":



1935, "Хорошую библиотеку - каждому Советскому селу":



Пропагандировалась высокая культура обслуживания.
Плакат 1948 г.:



Кстати, оказалось, что при капитализме высокая культура обслуживания не возникает сама собой, её тоже надо воспитывать.

Пропагандировалась социальная активность, участие в различных общественно полезных делах и обществах.
1952, "Вступайте в добровольную пожарную дружину предприятия":



Наконец, социальная реклама в сталинском СССР пропагандировала даже такие вечные и внеклассовые ценности и понятия, как, например, "честь семьи".
1949, плакат В. Говоркова:



Это лишь краткий, пунктирный обзор некоторых направлений социальной рекламы в сталинском СССР, введение в большую тему.

Конечно, реальная жизнь была далека от красивых плакатов, советское общество при Сталине познало и массовые репрессии, и голодные годы. Но эти образцы социальной рекламы всё же показывают общую направленность политики государства, его идеалы, цели и установки. Есть чему поучиться современникам.