Проблемы озеленения - очевидное невероятное?
В прошедшую пятницу в Сигарном клубе, помимо темы расчистки реки, мы обсуждали также озеленение города Челябинска. Отметили ряд ключевых проблем
1) Сокращение земель, отведённых под озеленение, в т.ч. вырубка деревьев под точечную застройку.
2) Обрезка существующих деревьев под 3-4 метровые пни.
3) Компенсационные высадки за спиленные деревья на большом удалении от места их вырубки, в т.ч. в другом районе или на окраине города.
4) Высадка тонких прутиков, не способных пережить даже первую зиму, вместо полноценных крупномерных деревьев.
5) Высадка саженцев в неплодородный грунт, без должной подготовки места.
6) Отсутствие в регионе питомников с крупномерными саженцами городских пород.
Весьма странно, но все эти проблемы существуют при полном понимании и достоверной известности всех субъектов, отвечающих за эту ситуацию.
Муниципальные депутаты одобряют все регламенты.
Муниципальные структуры объявляют конкурсы с соответствующими техническими заданиями.
Руководство подписывает акты приемки работ.
Причем про отсутствие финансов в большинстве ситуаций речь не идет - за каждое спиленное дерево арендаторы земельных участков выплачивают 45000 руб. в бюджет города.
Почему же эти проблемы до сих пор не решены?!
Рассмотрим возможные причины такой ситуации:
а) Земля - это самый дорогой ресурс, находящийся в ведении городской администрации, на который всегда есть покупатели.
Вот только свободной земли в центре города осталось совсем мало - поэтому исчезают газоны и скверы, заменяемые точечной застройкой и торговыми павильонами.
На очереди - идеи “урбанистов” о “необходимости” сужения дорог - абсурд с точки зрения смога от автомобилей и потенциала экономической активности города. Из той же серии - идеи ликвидации придорожных парковок и сужения реки.
б) Обрезать деревья под пеньки - это удобно, быстро, дешево и безопасно - при урагане никакая ветка не упадет на припаркованный рядом автомобиль. Пагубные последствия, именно с точки зрения озеленения, заказчикам и исполнителям видимо безразличны.
в) Доходы бюджета от компенсации за спил деревьев находят другое применение.
г) Единственными серьезными покупателями крупномерных деревьев у питомников являются муниципалитеты и застройщики, действующие согласно муниципальным правилам. И если и тем и другим разрешено высаживать прутики вместо деревьев - многолетние саженцы питомники выращивать не будут, т.к. их всё равно никто не купит.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Газоны и скверы в центре города уже впору охранять, подобно памятникам природы. Как минимум, их необходимо инвентаризировать, проверить фактическое состояние, наличие коммуникаций, изучить возможности высадки деревьев и кустарников. Такую карту можно сделать публичной, добавить общественный контроль со стороны жителей.
А землю под застройку предоставлять только при условии создания полноценного сквера равной площади, причем в том же микрорайоне, и не за счет дорог и парковок.
Решение всех перечисленных проблем с озеленением необходимо закрепить в обновленных муниципальных регламентах.
Смогут ли разработать и утвердить необходимые новые нормы муниципальные структуры, городские и районные депутаты?
Обсудим в середине мая на круглом столе. В преддверии саммитов ШОС и БРИКС эту тему никак нельзя откладывать.
2) Обрезка существующих деревьев под 3-4 метровые пни.
3) Компенсационные высадки за спиленные деревья на большом удалении от места их вырубки, в т.ч. в другом районе или на окраине города.
4) Высадка тонких прутиков, не способных пережить даже первую зиму, вместо полноценных крупномерных деревьев.
5) Высадка саженцев в неплодородный грунт, без должной подготовки места.
6) Отсутствие в регионе питомников с крупномерными саженцами городских пород.
Весьма странно, но все эти проблемы существуют при полном понимании и достоверной известности всех субъектов, отвечающих за эту ситуацию.
Муниципальные депутаты одобряют все регламенты.
Муниципальные структуры объявляют конкурсы с соответствующими техническими заданиями.
Руководство подписывает акты приемки работ.
Причем про отсутствие финансов в большинстве ситуаций речь не идет - за каждое спиленное дерево арендаторы земельных участков выплачивают 45000 руб. в бюджет города.
Почему же эти проблемы до сих пор не решены?!
Рассмотрим возможные причины такой ситуации:
а) Земля - это самый дорогой ресурс, находящийся в ведении городской администрации, на который всегда есть покупатели.
Вот только свободной земли в центре города осталось совсем мало - поэтому исчезают газоны и скверы, заменяемые точечной застройкой и торговыми павильонами.
На очереди - идеи “урбанистов” о “необходимости” сужения дорог - абсурд с точки зрения смога от автомобилей и потенциала экономической активности города. Из той же серии - идеи ликвидации придорожных парковок и сужения реки.
б) Обрезать деревья под пеньки - это удобно, быстро, дешево и безопасно - при урагане никакая ветка не упадет на припаркованный рядом автомобиль. Пагубные последствия, именно с точки зрения озеленения, заказчикам и исполнителям видимо безразличны.
в) Доходы бюджета от компенсации за спил деревьев находят другое применение.
г) Единственными серьезными покупателями крупномерных деревьев у питомников являются муниципалитеты и застройщики, действующие согласно муниципальным правилам. И если и тем и другим разрешено высаживать прутики вместо деревьев - многолетние саженцы питомники выращивать не будут, т.к. их всё равно никто не купит.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Газоны и скверы в центре города уже впору охранять, подобно памятникам природы. Как минимум, их необходимо инвентаризировать, проверить фактическое состояние, наличие коммуникаций, изучить возможности высадки деревьев и кустарников. Такую карту можно сделать публичной, добавить общественный контроль со стороны жителей.
А землю под застройку предоставлять только при условии создания полноценного сквера равной площади, причем в том же микрорайоне, и не за счет дорог и парковок.
Решение всех перечисленных проблем с озеленением необходимо закрепить в обновленных муниципальных регламентах.
Смогут ли разработать и утвердить необходимые новые нормы муниципальные структуры, городские и районные депутаты?
Обсудим в середине мая на круглом столе. В преддверии саммитов ШОС и БРИКС эту тему никак нельзя откладывать.