Поиск

Послание-2019, Стратегия-2035 и классическая ошибка менеджмента

26.02.2019 17:12
Автор: Андрей Минченко
На прошлой неделе Президент России выступил перед Федеральным собранием с обновленной программой развития страны. Послание прозвучало весьма оптимистично, обозначены яркие социальные, демографические, экономические и экологические приоритеты.
Послание-2019, Стратегия-2035 и классическая ошибка менеджмента*
не наше

Федеральное правительство всерьёз намерено развивать экономику, улучшать деловой климат. Будет открываться множество новых окон возможностей для регионов.
Разумеется, для использования всех этих возможностей требуется крайне инициативная позиция региональных властей и муниципалитетов. 
Какова ситуация в Челябинской области? Готовы ли мы встраиваться в новые федеральные тренды?

Наши приоритеты задает утвержденная 31.01.2019 Стратегия развития региона до 2035 года. Документ согласован с Минэкономразвития РФ и, в целом, отвечает федеральному вектору.

Замечу, вопреки диванным скептикам, что стратегия развития Челябинской области составлена с учетом широкого обсуждения с общественностью и отраслевыми экспертами: проведены более 180 заседаний, круглых столов и стратсессий с 1700 участников, открытые онлайн дискуссии на всех этапах разработки, поступило 3500 предложений. Каждый желающий высказаться имел такую возможность.

Итогом работы стали 25 ключевых приоритетов в экономике и социальной сфере, которые реализуются через 69 стратегических задач.

Я принимал участие в разработке задач по приоритету «Чистый воздух» на начальном этапе. После всех ведомственных согласований, несмотря на заметный дрейф формулировок из целевых в процессные, данное направление стратегии получило очень широкий перечень инструментов, включающий большинство предложений от общественности.

Более того, отдельные задачи уже выполняются: усилена надзорная деятельность, расширяется сеть мониторинга, внедряются новые экопрограммы на предприятиях, Челябинск на особом контроле в «майском указе», закон о квотировании выбросов (надеемся) будет принят в весеннюю сессию.
Однако экология – это насущная проблема. Дамоклов меч общественного давления заставляет действовать здесь самым решительным образом. Поэтому первые промежуточные результаты оказались достигнуты раньше утверждения самой стратегии – авральный вектор совпал со стратегическим.
А что можно ожидать по другим направлениям, не воспринимаемым обществом столь болезненно?

ВАЖНЕЙШИЕ, НО НЕ СРОЧНЫЕ
Подготовка к саммитам, борьба с выбросами в НМУ, всевозможные авралы и тушения пожаров – это задачи неотложные, априори отнимающие максимум внимания и ресурсов регионального правительства.

Гораздо сложнее дела обстоят с направлениями системного экономического развития – здесь нет дедлайнов. Инициирование новых масштабных проектов в этой сфере можно откладывать бесконечно долго. И этот соблазн слишком велик, поэтому вечно дефицитные ресурсы всегда привычно растекаются на повседневные нужды.

Это классическая беда любого менеджмента – откладывание проектов развития, дел важных, но не срочных.

Стратегия-2035, по сути, призвана преодолевать эту проблему. Но пока она сформулирована лишь в общих чертах, и спектр приоритетов многократно превышает имеющиеся возможности. Поэтому ждем следующий шаг – составление дорожных карт и организацию ресурсов для выполнения стратегических задач.

Но какие направления следует развивать прежде всего остального? Какие шаги выполнить в первую очередь?

Вполне очевидно, что нужно ориентироваться на актуальные федеральные приоритеты из числа поименованных Владимиром Путиным в своем послании. Именно на этих направлениях будут централизованно снижаться административные барьеры и выделяться ресурсы. 

Главное теперь – предельно быстро сформировать от Челябинской области соответствующие новые инициативы. Чтобы встать во главе очереди из заявок других регионов, а не в её хвосте.

Что важного для экономики Челябинской области предложил Президент? Считаю необходимым обратить внимание на три акцента:

1) Импортозамещение в закупках высокотехнологичного оборудования. 
Потенциал оценивается в 6 трлн.руб. Это огромный объем внутреннего спроса России, который можно и нужно использовать для создания новых высокотехнологичных предприятий.
Со стороны правительства области здесь необходимо тщательнейшим образом изучить состав этих закупок, выделить продукцию, соответствующую нашим региональным компетенциям. Затем подготовить условия, площадки, сформировать инвестиционные предложения, найти инвесторов и получить федеральную поддержку.
Задачи очень сложные и трудоемкие, но если мы всерьёз намерены развивать высокотехнологичные производства у нас в регионе, их нужно выполнить.

2) Диверсификация научного и производственного потенциала ОПК, трансфер технологий в гражданские отрасли. 
Для нашего региона это крайне важный пункт. Но он сильно осложняется секретностью и отсутствием полной информации о существующих возможностях.
Необходимо наладить диалог со всеми оборонными предприятиями, помогать им искать рыночные ниши, находить заказчиков, партнеров, инвесторов. И постоянно пилотировать это взаимодействие в ручном режиме.

3) Развитие въездного туризма – межрегионального и международного. 

С дополнительными акцентами на краеведение, народное творчество, историческое наследие, экологический туризм.

Правительству Челябинской области необходимо разработать единый чёткий план развития дестинаций, выделить инвестплощадки для строительства отелей и других объектов гостеприимства, спроектировать инфраструктуру, получить федеральное софинансирование, найти инвесторов.

Следует обустроить природные достопримечательности на областных ООПТ, проложить эко-тропы, обеспечить бытовой комфорт. 

А для привлечения иностранных туристов требуется создать новые дестинации – музей атомного проекта, археологический парк мирового уровня на объектах «Страны городов».

Все эти приоритеты, прямо или косвенно, уже отражены в нашей региональной Стратегии-2035. Теперь их необходимо сделать первоочередными задачами, наполнить ресурсами, начать выполнять. Вопреки всем трудностям, несмотря на авральную рутину подготовки к саммитам, несмотря на нехватку средств.

Саммиты-2020 – для нас, прежде всего, это площадка для продвижения инициатив и проектов Челябинской области. И чтобы они не прошли впустую, такие инициативы и проекты необходимо подготовить. Причем предельно быстро, времени осталось совсем мало.

52457840_2021414777911843_1464081134898905088_n.jpg