Поиск

Немного о летнем отдыхе на воде.

Вчера в городе стояла жаркая, настоящая июньская погода. Тысячи челябинцев провели этот день на водоемах города .Выехали на пляжи города и мы, депутаты городской Думы чтобы проверить их работу и организацию отдыха горожан муниципальными службами.
Немного о летнем отдыхе на воде.
В Челябинске в хорошую погоду масса жаждущих отдохнуть у воды, но катастрофически не хватает благоустроенных городских пляжей со спасателями, питьевой водой, урнами для мусора и безопасным дном.

По данным Ростуризма, по норме на одного отдыхающего полагается два квадратных метра пляжа. Но норма не соблюдается, потому что в Челябинске пляжных территорий, где обследовано дно, взяты пробы воды, организовано дежурство спасателей, милиции, врачей, в 2-3 раза меньше необходимого. Особенно возле городских водоемов на городских муниципальных пляжах. На трех водоемах города работает 12 муниципальных пляжей. Уплотины в Центральном районе, «Западный», «Белый парус», в поселке АМЗ (по пер. Большой), на берегу по улице Калининградской. На озере Смолино: «Солнечный берег» (улица Хуторная) и пляж на берегу по улице Новороссийской. На озере Первое: пляж на берегу по пер. Мамина.
К ним добавились пляж «Русские забавы», расположенный на берегу Шершневского водохранилища у поста ГАИ в Центральном районе города Челябинска, два пляжа на озере Смолино: по улице Ямпольской и Магнитогорской в Ленинском районе и пляж на озере Первом поселке Чурилово Тракторозаводского района.

На четыре пляжа больше, чем в прошлом году,на которых основной проблемой остается их санитарное состояние.
В тысячах больших и малых российских городов ,а не только у нас к слову,по-прежнему не существует официальных пляжей, а есть только "зоны отдыха у воды", причем украшенные табличками "купание запрещено". Это означает, что речное дно Миасса,озерное дно в таких зонах обильно "удобрено" мусором, битым стеклом, кусками металлической арматуры. Поэтому на берегу вроде бы как можно загорать, но вот купаться - на свой страх и риск. И ответственность тем самым организаторы купального сезона с себя снимают.

131-й федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления расставил все точки над "i". У городских пляжей России появился единственный владелец - муниципалитет. То есть сегодня городские власти Челябинска несут полную ответственность за подготовку, содержание и обеспечение безопасности на пляжах. Однако "пляжный" отдых регулируется в общей сложности десятками федеральных, региональных, муниципальных нормативных документов, ведомственных инструкций, зачастую противоречащих друг другу и трудно соблюдаемых. Где-то городские пляжи эксплуатируют управления гидротехнических сооружений, где-то они принадлежат ОСВОДам ( обществам по спасению утопающих), где-то их "курируют" МЧС, где-то государственные инспекции по маломерным судам, унитарные предприятия по благоустройству и озеленению. Благоустраивать безопасные пляжи для самого демократичного и массового отдыха населения - прямая обязанность и компетенция органов местного самоуправления. Однако в статьях бюджета Челябинска этот вид госуслуг традиционно занимает одно из последних мест.
Поскольку органы местного самоуправления в Челябинске сегодня дотационны, обустройство пляжей в их бюджете города идет по остаточному принципу. Дополнительные ресурсы на организацию "водного" отдыха горожан могли бы выделять региональные власти Челябинской области,но это не происходит. А в целом организация такого рода отдыха в регионе должна осуществляться совместными усилиями. Централизованное финансирование пляжной инфраструктуры из федерального бюджета не производится. И поскольку муниципалитеты в РФ законодательно наделены правом выделять деньги из местного бюджета на развитие туризма своей территории, а это касается и оборудования пляжей, то должны этим заниматься. В Челябинске есть опыт партнерства властей и бизнеса, когда предприниматели обустраивают место отдыха и получают право, скажем, торговать на этой территории.

В любом случае, а особенно учитывая погодные условия, на мой взгляд, местные власти должны уделять более пристальное внимание этой проблеме. Многие муниципалитеты,в т.ч. и Челябинск передают пляжи в управление частных компаний без обременений. А те, вкладывая значительные средства в непредсказуемый летний купальный сезон, это, как правило, от 3,5 миллиона рублей, компенсируют свои затраты за счет населения. Доступ к воде становится платным. Думаю традиционно, жители столицы Южного Урала не готовы в короткое летнее время отдыхать на платных пляжах. Поэтому пляжи должны быть государственными и бесплатными. На уровне муниципалитета нужно проводить тендеры и выбирать те компании, которые смогут качественно управлять пляжами. А деньги брать только за дополнительные услуги- парковку автомобилей, шезлонги. В таком случае деятельность коммерческих компаний не будет убыточной.

На мой взгляд, пока в федеральном российском законодательстве не будут определены единые бесплатные и обязательные услуги для посетителей муниципальных пляжей, цены на пляжах будут расти. У нас они, как показала первая проверка нашей комиссии на уровне 100-150 рублей . Сегодня каждый регион руководствуется собственными положениями об использовании в рекреационных целях водных объектов, и не факт, что согласно этим документам непременным условием деятельности городского пляжа является наличие бесплатного туалета или питьевого фонтанчика. Эти услуги могут предоставляться как дополнительные, платные, на соседнем, "частном" пляже. Как бы то ни было, пляжный бизнес на Урале - вещь капризная. Частному инвестору выгодно вкладывать деньги в этот бизнес только в том случае, если прибрежную землю можно оформить в долгосрочную аренду на 6-10 лет и впоследствии диктовать там свои условия. Так что желающих работать в партнерстве с муниципальными властями Челябинска частных арендаторов и инвесторов пока считаные единицы. Чиновники городской Администрации должны содействовать частным предпринимателям, которые хотят обустроить пляжи в Челябинске. бездействует глава города Тефтелев Е.Н., подчиненные которого не выполнили всех мероприятий по обеспечению безопасного нахождения людей на водоемах, и по завершении купального сезона они должны нести ответственность за свое бездействие.

Штрафовать за купание в неположенных местах, на мой взгляд, не лучший выход. Тем более если это происходит там, где "запрещенным" пляжам нет разрешенной альтернативы.

А потому решение "пляжной проблемы" может быть таким - обустроить и открыть пляжи в местах традиционного купания людей в областном центре. Ведь, положим, пенсионеры из отдаленного района Челябинска не поедут на разрешенный пляж - для них это далеко и накладно, они выберут "народное" место купания, поближе к дому. Второе - нужно ужесточить контроль за продажей спиртных напитков. И третье - донести до родителей, что если они идут на пляж с детьми, то они должны следить за ними "в оба глаза", а не между делом.

И еще. За любые травмы, полученные при купании, должен платить владелец или арендатор пляжа.Например, если это платный пляж, то компенсацию выплачивает юридическое лицо, которое оказывает вам услугу купания. И за все время вашего пребывания на берегу ответственность за безопасность несет это юрлицо. Компании в принципе за то, что получают деньги, обязаны вам гарантировать, что ни мусора, ни арматуры в воде нет.

С муниципальными пляжами сложнее. Закон по защите прав потребителей при происшествиях на них не действует. Этот документ регулирует только отношения между потребителем и фирмой, которая получила деньги. На муниципальном берегу за вход вы не платите. И тут вступает в силу Гражданский кодекс. Придется еще доказывать, что порезались вы по вине хозяина пляжа. И чаще всего приходится это делать через суд. Ответственные при этом должны быть городские службы. За антисанитарное состояние пляжа также отвечает владелец или арендатор. Роспотребнадзор проводит проверку территории, если на пляж поступают жалобы от купающихся. И по итогам своего изучения накладывают штраф.

146313_original.jpg

146469_original.jpg