Поиск

"Металлургический кризис" для Челябинской области - страшилки или реальность?

Не секрет что одним из следствий так называемого "тучного" периода явилось не только повышение уровня потребления, но и невиданный рост кредитной нагрузки на население.
"Металлургический кризис" для Челябинской области - страшилки или реальность? *
Так, сегодня в расчете на одного трудоспособного жителя челябинской области приходится порядка 40 тыс.руб. полученных кредитов.

Собственно, в потребительском или жилищном кредитовании нет ничего особенно плохого, но лишь до того момента, пока заёмщик вдруг (или не вдруг) становится "проблемным", то есть теряет способность своевременно расчитываться по своим финансовым обязательствам.

И вот тогда наступает "момент истины" как для отдельно взятого  человека, так и для целых регионов: становится ясно, кто разумно и осторожно пользовался кредитованием, а кто не совсем реально представлял свои возможности и перспективы.

На данный момент можно считать, что всё население России прочно сидит не только на нефтяной, но и кредитной игле, без которой оно просто не сможет охранить тот уровень благосостояния, к которому уже привыкло.

Однако, оказывается не только население думало, что благоприятная коньюнктура и стабильный рост доходов будут вечными - становой хребет уральской экономики металлургия тоже строила стратегию своего развития на основе оптимистичных ожиданий. И просчиталась.

578552_600.jpgВ итоге сложилась такая ситуация, когда металлурги, привыкшие кредитоваться или на Западе под достаточно малые проценты, или у наших банков, оказались в ловушке.

Дело в том, что такой алгоритм основывался на предположении о стабильности спроса на продукцию, прогнозируемых доходах, а также прочных деловых отношениях с банками-кредиторами.
Но стоило только грянут кризису, экономическому и политическому, как правила игры резко изменились.
Банки по своей природе никогда не были благотворителями, а в наших условиях они тем более не собираются миндальничать с должниками, ибо сами находятся в не очень приятной ситуации.

В результате выручка и особенно прибыль металлургов падает, а по кредитам платить надо и платить в полном объеме и своевременно.
Простые подсчеты показывают, что это становится все более и более трудной (если вообще возможной) задачей и неизбежным следствием данного положения становятся конфликты с банками, подобные "мечеловскому".
К чему может привести такое развитие событий?

Тут три возможных варианта.

Первый - собственники лишатся своих активов, как предметов залога и те перейдут к банкам-кредиторам. Только вот что банки будут делать с этими самыми активами в период рецессии? Где они найдут платежеспособного инвестора, если металлургическая отрасль традиционно считается чрезвычайно затратоемким бизнесом и требует громадных вложений?

578669_600.jpgВторой вариант - государство решит "спасти" металлургию, а может быть даже замаскированным способом и национализировать её, но где взять столько денег, если обязательства составляют совсем уже неприличные суммы,  а получаемой прибыли для расчёта по ним явно недостаточно?

И третий вариант - зарубежный (возможно китайский) инвестор. Но каков резон подключаться ему, если будущее нашей экономики туманно, а себестоимость производимого металла не так уж и мала?

Как видим, все вероятные варианты таят в себе немалую опасность не только для нынешних собственников, но и для страны и регионов.

В этом смысле очень тревожно в первую очередь за регионы, ведь металлургические предприятия не только дают работу довольно большому количеству людей, но и вносят немалые средства в областные бюджеты, как к примеру в Челябинской области.

Может случится так, что наложатся один на другой сразу три кризиса - "металлургический", "кредитно-потребительский" (о котором говорилось выше) и "бюджетный" (недостаток средств в бюджете как из внешних, так и из внутренних источников).

При подобном стечении обстоятельств трудно даже представить все негативные последствия для области.

В частности, невозможно спрогнозировать, сохранятся ли рабочие места на предприятиях, останется ли прежней зарплата их работников, смогут ли они рассчитываться по имеющимся кредитам, будут ли поступать налоги в областной бюджет. И это только следствия, видимые невооруженным взглядом. А ведь есть ещё такое понятие как кредитный рейтинг региона, в зависимости от которого он может занимать деньги, инвестиционный климат, да и другие нюансы, способные повлиять на дальнейшее развитие.

Конечно, всегда есть надежда на благоприятный ход событий, но ведь "Бог помогает тому, кто сам себе помогает", а не ждет, что завтра с неба начнет сыпаться манна небесная в виде снятия санкций, зарубежных или государственных инвестиций, роста спроса и цен на металлы или еще каких-либо "чудес", ниспосланных свыше из-за простой любви к трудолюбивому и надёжному уральскому народу...