Поиск

И снова все о нем. О ЕГЭ

Наступает очередное лето – пора солнца, тепла, фруктов, отпусков и, конечно же, каникул.
И снова все о нем. О ЕГЭ*
Только вот не у всех оно будет безмятежным и спокойным – выпускникам придется в очередной раз сдавать ЕГЭ, то есть единый государственный экзамен.

По русскому языку испытание уже прошло.
По предварительным подсчетам в нем приняли участие 684 тыс. чел. во всех регионах страны. Для проведения экзамена было оборудовано около 5,5 тыс. пунктов, снабженных специальной аппаратурой, затрудняющей возможность списывания.
Школы напоминают осажденные крепости, в которые невозможно пробраться, не миновав кордоны полиции, металлодетекторы и камеры слежения.
Однако, даже такие меры не исключают скандалов. К примеру, уже в этом году попались с мобильными телефонами двое челябинских выпускников, а в Красноярском крае в 6 из 54 пунктов сдачи не хватило бланков. Немудрено, что порой на экзаменах нервы не выдерживают не только у детей. Для того, чтобы при необходимости оказать квалифицированную помощь, в школах организованы дежурства врачей-психологов.
Но ради чего все это?

Начиная с 2001 года, когда ЕГЭ проводился впервые в виде эксперимента, не утихают дискуссии по поводу его целесообразности.
Сторонники выдвигают следующие основные аргументы:
- ЕГЭ сокращает коррупцию при поступлении в ВУЗы;
- тестовая форма экзамена позволяет оценить знания более объективно, чем прежде;
- при применении ЕГЭ у провинциалов появляется возможность поступить в лучшие ВУЗы страны, не сдавая туда специальный экзамен, не тратя деньги и время на дорогу;
- использование ЕГЭ приближает нас к западным стандартам и создает основу для признания наших аттестатов в развитых странах;
- стобалльная шкала ЕГЭ дает возможность более точно оценить разницу в знаниях выпускников и сравнить качество образования в регионах.

Только вот доводы эти не представляются бесспорными и находят свои возражения.
Действительно, коррупция в ВУЗах при поступлении вроде бы снизилась, но при нынешних условиях, когда выпускники могут подавать документы сразу на несколько специальностей в разных учебных заведениях, порой находящихся в других городах, система отбора все равно остается малопрозрачной, выжимая из соискателей все нервы и заставляя их играть в какую-то непонятную рулетку – «пройдем-не пройдем».
И тестовая форма, пожалуй, формально более объективна - оценивает ведь не человек, а машина. Но тесты-то составляют люди и они тоже могут быть не объективными или ошибаться!
Теперь о «социальном лифте» для жителей регионов. Пусть даже они пройдут по конкурсу в престижный московский или питерский ВУЗ, получат стипендию и общежитие, но ведь жить и учиться в наших столицах сейчас – дорогое удовольствие. Многие ли могут его себе позволить?
И давайте еще не забывать, что с каждым годом растут затраты на репетиторов. Так, по данным ВЦИОМ, 54% россиян уверены, что школы недостаточно хорошо готовят к ЕГЭ и надо нанимать специальных репетиторов.
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) публикует следующие данные: если в 2014 году 55% родителей заявляли, что не нанимали своим детям частных учителей, то в 2015 году их количество снизилось до 37%. Всего же рынок репетиторских услуг по подготовке к сдаче ЕГЭ в РФ оценивается примерно в 15 млрд. руб.
А если еще добавить те 2 млрд., которые будут потрачены на организацию итогового экзамена в этом году, включая поставку, монтаж, настройку и подключение оборудования, доставку экзаменационных материалов в пункты проведения экзамена, обратный сбор и доставку до регионального центра обработки информации, организацию питания экспертов, услуги по уничтожению экзаменационных материалов, изготовление сборников и многое другое…

Но даже не в этом заключается главная претензия к ЕГЭ.
Уже давно научная общественность, родители и учителя отмечают снижение мыслительных навыков, падение уровня логического мышления, связности речи. Выпускникам становится все труднее формулировать мысли, доказывать и обосновывать свои выводы. И это понятно – когда стоит выбор из нескольких вариантов, особой развернутости ответов и аргументации не требуется.
И еще один момент, на который возможно стоит обратить внимание: сама форма проведение ЕГЭ отличается от того, к чему привыкли школьники в течение всех учебных лет и поэтому им приходится обращаться к репетиторам, которые «натаскивают» детей только на ЕГЭ.

По-видимому опасность становится такой явной, что даже министр образования и науки Д.Ливанов в 2014 году заговорил о возвращении устных экзаменов по гуманитарным предметам и поэтапной отмене блока «А», содержащего тестовые задания с выбором одного варианта ответа.
Но еще более решительные меры предложили депутаты Законодательного собрания Карелии, которые внесли 24 мая в Госдуму РФ законопроект, предполагающий отмену ЕГЭ и поэтапное возвращение к традиционным выпускным экзаменам по русскому языку и математике.
Как считают депутаты, «…выпускные ЕГЭ своей примитивностью разрушают школьное образование и приводят к значительному падению уровня знаний школьников. В ситуации, когда качество обучения в различных школах различается в десятки раз и по социальным причинам основная масса выпускников должна быть аттестована, уровень «единых, объективных и независимых» экзаменов неизбежно оказывается низким. Любая попытка усложнения заданий ЕГЭ приведет к массовым провальным результатам».

Неизвестно, чем закончится эта история. Скорее всего, власть вряд ли решится на столь резкие изменения, вплоть до отмены ЕГЭ.
Однако, что-то из предложений возможно и будет реализовано, например, отмена ЕГЭ по русскому языку и переход на сочинение. Или отмена базового ЕГЭ по математике, планку которого все время приходится снижать, что профанирует саму идею экзамена.

Да и вряд ли стоит ожидать единодушия в таком сложном вопросе, когда общественное мнение разделилось примерно поровну – ведь по опросу «Левада-Центр», проведенному в 2014 году, «за» ЕГЭ высказалось 43%, а «против» - 38%.
А значит, нас ждет еще много чего интересного…