Челябинск - город без заводов?
Один челябинский блогер, изо всех сил стараясь доказать, что строительство Томинского ГОКа необходимо, написал в октябре 2014 года примерно следующее: "Всем известно, что Владимир Брижанин, решив избираться на пост губернатора, выдвинул лозунг: " Челябинск - город без заводов". И получил на выборах пять процентов".
В дальнейшем блогер повторил тоже самое на каком-то радио, после чего, вроде бы, успокоился.
Никто блогеру возражать не стал, и, увидев это, столь веский аргумент подхватили другие сторонники уничтожения экологически чистого пригорода Челябинска строительства Томинского ГОКа, приводя его в качестве основного довода во всех, правда очень редких, обсуждениях.
Не собираюсь здесь разбирать истинные истинные причины столь провального результата Брижанина.
Они просты и понятны любому, мало-мальски знакомому с политтехнологиями, но объяснениями, все-таки, пусть занимаются политтехнологи.
Мне же хочется показать, во что неумолимо превращаюся челябинские заводы.
Раз уж мы заговорили о Томинском районе, то и экскурсию предлагаю начать с западной окраины Челябинска.
1. Бывший Автоматно-механический завод (АМЗ), являвшийся когда-то гордостью Челябинска, по ул. Ярославская, 1.
Один корпус уже превратился в офисный центр с одноименным названием.
Другие корпуса еще ждут своей очереди, зияя разбитыми окнами.
2. Чуть дальше, на своеобразной транспортной развязке, "кольце", когда-то располагалась "Мебельная фабрика". Теперь здесь находится и, без сомнения, радует глаз Торговый комплекс "Кольцо".
И только название остановки говорит о трудовом прошлом этого района. Да и то как-то уже не убедительно....
Дальше, уже перебравшись в самый центр города, мы встретим:
3. Бывший завод "Калибр",
4. Бывший завод "Полет",
На территории которого разместились не только офисные корпуса, но и строятся высотные жилые здания.
5. Последовав по проспекту Ленина до пересечения с улицей Свободы, мы увидем совершенно шикарные офисные здания.
И уже мало кто помнит, что на этом месте когда-то располагалась прядильно-ткацкая фабрика.
Если от прядильно - ткацкой фабрики офисных зданий Уралпромбанка и Новатека проехать по улице Российской и повернуть на мост через реку Миасс, то справа можно увидеть территорию формально существующего, но уже давно не работающего завода.
6. Это- завод оргстекла.
Он терпеливо ждет своих арендаторов или новых хозяев.
7. Проехав чуть дальше, и на перекрестке повернув налево, в сторону Оперного театра, на пересечении улицы Труда и Кирова можно обнаружить табачную фабрику, тоже бывшую.
8. А если проехать до перекрестка улиц Цвиллинга и Карла Маркса, то во всей красе нам предстанет бывший часовой завод.
9. На Свердловском тракте, по дороге из центра в Металлургический район, мы непременно заметим Челябинский лакокрасочный завод, уже давно ничего не выпускающий, зато активно торгующий своими площадями.
и большей частью превратившийся в большую автомобильную деревню.
10. В Тракторозаводском районе, на улице Артиллерийской, очень удачно расположился Торгово-развлекательный комплекс "Горки".
Любимое место горожан, и, безусловно, наш общий гипермаркет.
И,пожалуйста, скажите мне, кто помнит, что на этом месте когда-то располагался завод "Строммашина", выпускавший, кстати, лебедки и тали для нефтяной и горно-добывающей промышленности ???
Северо-запад вообще не богат на заводы, но и здесь можно найти пару "бывших".
Например,
11. Ювелирная фабрика на Комсомольском проспекте.
Или
12. Челябинский электромеханический завод.
Стоит так же заметить, что:
- полностью вывезено оборудование с Челябинского завода транспортных трансмиссий и его цеха уже давно стоят пустыми.
- летом прошлого года было принято решение о переносе химического производства завода "Сигнал", расположенного в Ленинском районе по адресу Новороссийская, 1 на площадку копейского завода "Пластмасс".
- был обанкрочен и распродан на мелкие производства Завод Серго Орджоникидзе. Вполне возможно, что после запуска по-соседству гигантского торгового комплекса территория завода по-просту превратится в огромную перевалочную базу ("транспортно-логистический комплекс", как теперь принято называть).
- с завидной регулярностью затевается обсуждение переноса завода им. Колющенко куда- нибудь "на периферию" и размещения на его территории офисного комплекса.
- что-то непонятное творится с Челябинским тракторным заводом, хотя областная и городская власти постоянно изъявляют желание его реанимировать.
Таким образом, хотим мы этого или нет, но Челябинск постепенно становится городом без заводов.
Они все дальше и дальше отступают на окраины, уступая место красивым и современным офисным и торговым комплексам.
Сами челябинцы "ногами" голосуют за такое развитие города, посещая многочисленные торговые и развлекательные комплексы, созданные на территории бывших производств, проводя в них значительную часть своего времени и унося или увозя из посещаемых магазинов разнообразные, зачастую совсем не дешевые товары.
Получается, Брижанин был все-таки прав.
Другое дело, что предложенная им программа не тянет на программу областного уровня.
Это, скорее, программа кандидата в градоначальники, в мэры.
Я думаю, что если бы господин Брижанин "пошел" на выборы главы города, с цифрами и фактами изложил свою программу депутатам городской думы, смог объяснить, куда и как переносить находящиеся в центре города, дымящие и загрязняющие атмосферу Челябинский цинковый завод и Челябинский электрометаллургический комбинат,
то, возможно, даже бы составил конкуренцию единственному, "безальтернативному" кандидату, и, получив поддержку городской думы (как известно, прямые выборы мэра у нас отменены) возглавил Челябинск.
Это тем более вероятно, что прежняя администрация активно выступала против экологического ущерба, наносимого городу ЧЭМКа, а нынешние хозяева ЧЦЗ еще в далеком 2007 году планировали строительство нового, современного цинкового завода в Троицком районе, на границе с Казахстаном.
От себя добавлю, что если следовать железной логике упоминавшегося мною блогера, то в Томинском ГОКе нет никакой нужды.
Челябинску не нужны заводы и фабрики, ни на западе, ни на северо-западе, ни в центре.
Город и горожане активно от них избавляются, отдавая предпочтение комфортным и современным офисным и торговым зданиям, экологически чистым производствам, благоустроенному жилью.
(Добавлю, что и РМК разместило свои офисы сначала на Ярославского,1, а позднее где-то на Российской, почему-то не захотев "селиться" на принадлежащем ей цинковом заводе).
Значит, и разговор надо вести не о рытье огромных котлованов, не о том, больше или меньше будут искуственные гигантские бассейны, заполняемые ядовитыми веществами, а о создании комфортных, газифицированных поселков, о строительстве соединяющих их асфальтированных дорог, о сохранении и приумножении лесного фонда, о развитии сельского хозяйства.
Надо думать о технопарках, инновационных технологиях, потому, что разработка, добыча и даже плавка - это все-таки прошлый век, а будущее за постиндустриальным,
высокотехнологическим обществом.
И, очень многое говорит о том, что мы в состоянии построить именно такое общество.
Но это тема уже совсем другой беседы.
Никто блогеру возражать не стал, и, увидев это, столь веский аргумент подхватили другие сторонники уничтожения экологически чистого пригорода Челябинска строительства Томинского ГОКа, приводя его в качестве основного довода во всех, правда очень редких, обсуждениях.
Не собираюсь здесь разбирать истинные истинные причины столь провального результата Брижанина.
Они просты и понятны любому, мало-мальски знакомому с политтехнологиями, но объяснениями, все-таки, пусть занимаются политтехнологи.
Мне же хочется показать, во что неумолимо превращаюся челябинские заводы.
Раз уж мы заговорили о Томинском районе, то и экскурсию предлагаю начать с западной окраины Челябинска.
1. Бывший Автоматно-механический завод (АМЗ), являвшийся когда-то гордостью Челябинска, по ул. Ярославская, 1.
Один корпус уже превратился в офисный центр с одноименным названием.
Другие корпуса еще ждут своей очереди, зияя разбитыми окнами.
2. Чуть дальше, на своеобразной транспортной развязке, "кольце", когда-то располагалась "Мебельная фабрика". Теперь здесь находится и, без сомнения, радует глаз Торговый комплекс "Кольцо".
И только название остановки говорит о трудовом прошлом этого района. Да и то как-то уже не убедительно....
Дальше, уже перебравшись в самый центр города, мы встретим:
3. Бывший завод "Калибр",
4. Бывший завод "Полет",
На территории которого разместились не только офисные корпуса, но и строятся высотные жилые здания.
5. Последовав по проспекту Ленина до пересечения с улицей Свободы, мы увидем совершенно шикарные офисные здания.
И уже мало кто помнит, что на этом месте когда-то располагалась прядильно-ткацкая фабрика.
Если от прядильно - ткацкой фабрики офисных зданий Уралпромбанка и Новатека проехать по улице Российской и повернуть на мост через реку Миасс, то справа можно увидеть территорию формально существующего, но уже давно не работающего завода.
6. Это- завод оргстекла.
Он терпеливо ждет своих арендаторов или новых хозяев.
7. Проехав чуть дальше, и на перекрестке повернув налево, в сторону Оперного театра, на пересечении улицы Труда и Кирова можно обнаружить табачную фабрику, тоже бывшую.
8. А если проехать до перекрестка улиц Цвиллинга и Карла Маркса, то во всей красе нам предстанет бывший часовой завод.
9. На Свердловском тракте, по дороге из центра в Металлургический район, мы непременно заметим Челябинский лакокрасочный завод, уже давно ничего не выпускающий, зато активно торгующий своими площадями.
и большей частью превратившийся в большую автомобильную деревню.
10. В Тракторозаводском районе, на улице Артиллерийской, очень удачно расположился Торгово-развлекательный комплекс "Горки".
Любимое место горожан, и, безусловно, наш общий гипермаркет.
И,пожалуйста, скажите мне, кто помнит, что на этом месте когда-то располагался завод "Строммашина", выпускавший, кстати, лебедки и тали для нефтяной и горно-добывающей промышленности ???
Северо-запад вообще не богат на заводы, но и здесь можно найти пару "бывших".
Например,
11. Ювелирная фабрика на Комсомольском проспекте.
Или
12. Челябинский электромеханический завод.
Стоит так же заметить, что:
- полностью вывезено оборудование с Челябинского завода транспортных трансмиссий и его цеха уже давно стоят пустыми.
- летом прошлого года было принято решение о переносе химического производства завода "Сигнал", расположенного в Ленинском районе по адресу Новороссийская, 1 на площадку копейского завода "Пластмасс".
- был обанкрочен и распродан на мелкие производства Завод Серго Орджоникидзе. Вполне возможно, что после запуска по-соседству гигантского торгового комплекса территория завода по-просту превратится в огромную перевалочную базу ("транспортно-логистический комплекс", как теперь принято называть).
- с завидной регулярностью затевается обсуждение переноса завода им. Колющенко куда- нибудь "на периферию" и размещения на его территории офисного комплекса.
- что-то непонятное творится с Челябинским тракторным заводом, хотя областная и городская власти постоянно изъявляют желание его реанимировать.
Таким образом, хотим мы этого или нет, но Челябинск постепенно становится городом без заводов.
Они все дальше и дальше отступают на окраины, уступая место красивым и современным офисным и торговым комплексам.
Сами челябинцы "ногами" голосуют за такое развитие города, посещая многочисленные торговые и развлекательные комплексы, созданные на территории бывших производств, проводя в них значительную часть своего времени и унося или увозя из посещаемых магазинов разнообразные, зачастую совсем не дешевые товары.
Получается, Брижанин был все-таки прав.
Другое дело, что предложенная им программа не тянет на программу областного уровня.
Это, скорее, программа кандидата в градоначальники, в мэры.
Я думаю, что если бы господин Брижанин "пошел" на выборы главы города, с цифрами и фактами изложил свою программу депутатам городской думы, смог объяснить, куда и как переносить находящиеся в центре города, дымящие и загрязняющие атмосферу Челябинский цинковый завод и Челябинский электрометаллургический комбинат,
то, возможно, даже бы составил конкуренцию единственному, "безальтернативному" кандидату, и, получив поддержку городской думы (как известно, прямые выборы мэра у нас отменены) возглавил Челябинск.
Это тем более вероятно, что прежняя администрация активно выступала против экологического ущерба, наносимого городу ЧЭМКа, а нынешние хозяева ЧЦЗ еще в далеком 2007 году планировали строительство нового, современного цинкового завода в Троицком районе, на границе с Казахстаном.
От себя добавлю, что если следовать железной логике упоминавшегося мною блогера, то в Томинском ГОКе нет никакой нужды.
Челябинску не нужны заводы и фабрики, ни на западе, ни на северо-западе, ни в центре.
Город и горожане активно от них избавляются, отдавая предпочтение комфортным и современным офисным и торговым зданиям, экологически чистым производствам, благоустроенному жилью.
(Добавлю, что и РМК разместило свои офисы сначала на Ярославского,1, а позднее где-то на Российской, почему-то не захотев "селиться" на принадлежащем ей цинковом заводе).
Значит, и разговор надо вести не о рытье огромных котлованов, не о том, больше или меньше будут искуственные гигантские бассейны, заполняемые ядовитыми веществами, а о создании комфортных, газифицированных поселков, о строительстве соединяющих их асфальтированных дорог, о сохранении и приумножении лесного фонда, о развитии сельского хозяйства.
Надо думать о технопарках, инновационных технологиях, потому, что разработка, добыча и даже плавка - это все-таки прошлый век, а будущее за постиндустриальным,
высокотехнологическим обществом.
И, очень многое говорит о том, что мы в состоянии построить именно такое общество.
Но это тема уже совсем другой беседы.