Поиск

«Завидую своим ученикам»: зачем челябинских школьников учат финансовой грамотности

04.09.2024 10:53
Автор: Яна Ершова
Эксперты уверены, что через какое-то время финансовая грамотность может стать обычным предметом из школьной программы. Но пока даже не все действующие бизнесмены могут с уверенностью сказать, что они полностью подкованы в данной сфере.
«Завидую своим ученикам»: зачем челябинских школьников учат финансовой грамотности*1
Фото: Дмитрий Куткин, "Вечерний Челябинск"

Об этом говорили на тематической пресс-конференции медиахолдинга «Гранада Пресс». Так, Валентина Герасимова, экономист, педагог, основатель проекта «День финансовой грамотности», напомнила, что преподавание финансовой грамотности в школах идет согласно требованиям закона, что неудивительно, ведь уровень закредитованности россиян и огромные суммы, которые люди отдают поддельным «банкирам», «гуру трейдинга» и инфоцыганам, показывают, что проблема действительно назрела.

Сама Валентина Герасимова призналась, что навыкам обращения с деньгами начала учить детей чуть ли не с двух-трех лет – как началось знакомое всем родителям «мам, купи!». Кроме того, опыт проведения мероприятий в рамках «Дня финансовой грамотности» позволил понять, в каком формате нужно обучать финансовой грамотности ребят разного возраста, а также как работать в этом направлении с их родителями. Также спикер преподает уроки финансовой грамотности в одном из учебных учреждений Челябинск.

«То, что сейчас внедряется в школах – это здорово! Жаль, что в наше время такого не было. Я прямо иногда завидую своим ученикам», – поделилась экономист.

Конечно, на занятиях с младшеклассниками не будет сложных терминов и формул, не предусмотрено никаких экзаменов и проверочных работ. Только постижение простых моментов на практике.

Впрочем, такой формат – игровой, ориентированный на практику, является эффективным не только для малышей, но и для детей постарше, и даже для взрослых. На это обратил внимание другой участник пресс-конференции, психолог Леонид Филимонов. Да, в таких занятиях есть место психологу.

«Зачем нужен психолог – чтобы сместить фокус от денег к чему-то другому. Мы понимаем, что деньги – это не цель, а средства. Средства реализовать свои потребности. Деньги позволяют нам реализовывать свои ценности. Это разговор про смыслы. И ребенок должен понимать эти смыслы. Психолог для того, чтобы ребенок получал кайф от своей деятельности», – пояснил гость «Гранады Пресс».

Он добавил, что во время занятий используются, в том числе, игрушечные монеты «смыслики». И с этой придуманной валютой дети обращаются с ней «по-взрослому»: есть те, кто копит и покупает товары, те, кто вкладывает средства в определенные проекты, так и те, кто занимается кредитованием.

2D4A2188 Куткин (1).jpg

На другой важный момент, который касается финансовой грамотности, обратила внимание Ольга Снедкова, коуч предпринимателей и собственников бизнеса. Участник пресс-конференции объяснила, что занятия не только позволяют развить критическое мышление, уметь управлять своими финансами, но формируют компетенции, в которых так нуждаются работодатели.

«Пока же, к сожалению, за время учебы часто не вырабатываются нужные навыки у детей. Прежде всего, ребята не учатся работать в команде, если это, конечно, мы говорим не спортсменов. А работодателю как раз нужны такие – целеустремленные люди, которые могут работать в команде», – объяснила коуч.

По ее наблюдениям, часто родители вообще неправильно расставляют приоритеты, из-за чего поступление в вуз становится конечной целью, а не ступенью, как оно должно быть. В итоге студенты после выпуска бывают дезориентированы.

Валентина Герасимова рассказала и про другие важные мягкие навыки, которые, по ее наблюдениям, сейчас особо востребованы. Это, например, навык начинать проект и завершать его. Звучит логично, но сейчас так много проектов, которые тянутся, хотя в этом уже нет никого смысла, объяснила гость «Гранады Пресс». Надо уметь завершать проект, пусть даже он не оправдал ожиданий, разбирать, что получилось и почему не получилось, а потом учитывать это при запуске нового проекта.

Беседа об обучении финансовой грамотности в школах неслучайно перешла на обучение финансовой грамотности в целом. Все участник пресс-конференции согласились с тем, что подростков при всех «прелестях» подросткового периода проще обучить умению обращаться с деньгами и своей жизнью в целом, чем уже взрослых людей, которые считают, что они уже все знают лучше всех. И это при том, что в экономике нет законов – там только есть модели, и это естественный процесс, когда отлично работающие до этого модели с годами перестают быть эффективными.

Как отметила основатель проекта «День финансовой грамотности», на данный момент этих старых неработающих моделей, которые продолжают использовать по привычке, накопилось так много, что появилась необходимость собрать людей и обсудить этот момент. Так родилась идея провести специально мероприятие, которая в итоге оформилась в конференцию по креативной экономике под названием «Капитал будущего: люди, бизнес, деньги». Главная ее особенность мероприятия – все тот же практический формат, о котором упоминалось выше: все важные моменты будут разбирать на конкретных примерах конкретных людей, каждый из которых имеет успешные кейсы. Конференция пройдет уже в середине сентября и станет международной – своим опытом поделятся эксперты из разных российских городов, а также Белоруссии и Италии.

Полная запись пресс-конференции уже доступна в группе «Гранада ТВ» во «ВКонтакте».