В Челябинской области создают ракету, превосходящую SpaceX
Многоразовая ракета-носитель сможет доставлять порядка 8 тонн грузов. Проект предполагает не только создание ракеты, но и специальной космической платформы откуда она сможет взлетать и возвращаться обратно.
Об уральском проекте по постройке многоразовой ракеты-носителя рассказал в рамках встречи с «Большой редакцией» Сергей Ваулин, проректор ЮУрГУ по научно-образовательным центрам и комплексным научно-техническим программам. Он кратко описал проект и назвал вопросы, на которые уральские ученые ищут ответы.
«У Илона Маска первые ступени возвращают на ту позицию, куда ей определили вернуться. Но это тоже только часть, не все возвращается. По идее хотелось бы вывести определенный аппарат на космическую орбиту, а затем вернуться и снова взлететь, и желательно бы это делать многократно. Здесь возникает вопрос: как это сделать?», - отметил Сергей Ваулин.
Единственный, вариант, к которому пришли ученые - это ракета, полностью взлетающая, не разделяющаяся и возвращающаяся на ту позицию, откуда она взлетела. Такой проект уже лет 20 прорабатывается у нас здесь на Урале, в государственном ракетном центре имени Макеева. Это одноступенчатая ракета высотой в 30 метров. Это конус, срез нижней части которого достигает диаметра в 10 метров.
Также перед учеными встал вопрос, на каком двигателе выводить этот объект. Ракетные двигатели имеют определенную высотность: чем выше включается двигатель, чем меньше давление окружающей среды, тем больший размер должен быть у сопла. Сейчас для каждой ступени включается его двигатель: а как это сделать на одноступенчатной ракете?
«Этим вопросом занимались давно. Для этого были проработаны варианты кольцевых сопел, сопел внешнего расширения с центральным телом. Здесь наиболее подходящим для нас является сопло с центральным телом без внешней оболочки. Двигатель должен работать, а сопла снаружи нет. Непривычно абсолютно, но такая конструкция позволяет давлению окружающей среды всегда соответствовать давлению на выходе газовой струи из этого ракетного двигателя», - сказал проректор ЮУрГУ.
Сейчас над проектом трудится около 100 человек по трем направлениям. В двигательном направлении занимаются теоретическим расчетами, опытно-конструкторскими работами, экспериментальной работой и изготовлением. Материаловеды занимаются топливными баками, а третья группа работает над системой управления. С территории Россия такая ракета-носитель может вынести нагрузку в 8 тонн, но если ее запускать ближе к экватору, то этот показатель вырастает до 12 тонн.
«К сожалению, мы в последние годы теряем долю рынка в коммерческих пусках, нас теснят. Здесь очен важен этот выход: соединение этой ракеты-носителя и универсальной космической платформы, при этом она должна быть подстроена под заказчика. В связи с тем, что ракета многократная, наиболее нагруженные части в теории смогут выдержать не более 25 запусков, а менее нагруженные - порядка 100 запусков. Но это еще нужно подтверждать и испытывать, мы уже ведем такие работы», - заявил Сергей Ваулин.
Добавим, что уже 1 октября на полигоне в Нижней Салде пройдет тестовый запуск двигателя разрабатываемой ракеты.
«У Илона Маска первые ступени возвращают на ту позицию, куда ей определили вернуться. Но это тоже только часть, не все возвращается. По идее хотелось бы вывести определенный аппарат на космическую орбиту, а затем вернуться и снова взлететь, и желательно бы это делать многократно. Здесь возникает вопрос: как это сделать?», - отметил Сергей Ваулин.
Единственный, вариант, к которому пришли ученые - это ракета, полностью взлетающая, не разделяющаяся и возвращающаяся на ту позицию, откуда она взлетела. Такой проект уже лет 20 прорабатывается у нас здесь на Урале, в государственном ракетном центре имени Макеева. Это одноступенчатая ракета высотой в 30 метров. Это конус, срез нижней части которого достигает диаметра в 10 метров.
Также перед учеными встал вопрос, на каком двигателе выводить этот объект. Ракетные двигатели имеют определенную высотность: чем выше включается двигатель, чем меньше давление окружающей среды, тем больший размер должен быть у сопла. Сейчас для каждой ступени включается его двигатель: а как это сделать на одноступенчатной ракете?
«Этим вопросом занимались давно. Для этого были проработаны варианты кольцевых сопел, сопел внешнего расширения с центральным телом. Здесь наиболее подходящим для нас является сопло с центральным телом без внешней оболочки. Двигатель должен работать, а сопла снаружи нет. Непривычно абсолютно, но такая конструкция позволяет давлению окружающей среды всегда соответствовать давлению на выходе газовой струи из этого ракетного двигателя», - сказал проректор ЮУрГУ.
Сейчас над проектом трудится около 100 человек по трем направлениям. В двигательном направлении занимаются теоретическим расчетами, опытно-конструкторскими работами, экспериментальной работой и изготовлением. Материаловеды занимаются топливными баками, а третья группа работает над системой управления. С территории Россия такая ракета-носитель может вынести нагрузку в 8 тонн, но если ее запускать ближе к экватору, то этот показатель вырастает до 12 тонн.
«К сожалению, мы в последние годы теряем долю рынка в коммерческих пусках, нас теснят. Здесь очен важен этот выход: соединение этой ракеты-носителя и универсальной космической платформы, при этом она должна быть подстроена под заказчика. В связи с тем, что ракета многократная, наиболее нагруженные части в теории смогут выдержать не более 25 запусков, а менее нагруженные - порядка 100 запусков. Но это еще нужно подтверждать и испытывать, мы уже ведем такие работы», - заявил Сергей Ваулин.
Добавим, что уже 1 октября на полигоне в Нижней Салде пройдет тестовый запуск двигателя разрабатываемой ракеты.