В Челябинской области предложили ввести льготную ипотеку для учителей

Челябинская область является одним из тех регионов России, где наблюдается высокая динамика развития сферы образования, но и для нашего региона характерна тенденция, которая наблюдается по всей стране – нехватка педагогических кадров. Эту проблему нельзя назвать уникальной, отметил министр образования и науки Челябинской области Виталий Литке. И в нашем регионе делают все, чтобы решить эту проблему.
«Значительные ресурсы задействуются для создания инфраструктуры и реализации различных проектов, министерство образования и науки региона со своей стороны работает над тем, чтобы повысить охват различными программами развития всех уровней образования», – объяснил глава ведомства.
Он перечислил меры поддержки для педагогов, которые существуют в Челябинской области, напомнив про совсем свежее нововведение – с этого года принято решение о выплате стимулирующих средств молодым педагогам. И уже более 600 учителей получили эти выплаты. Виталий Литке также обратился к «федеральным коллегам» с инициативой рассмотреть возможность введения льготной ипотеки для учителей, по типу ИТ-ипотеки.
Вопрос с жильем действительно является одним из ключевых, когда речь идет про привлечение новых педагогических кадров, подтвердила директор Миасского педагогического колледжа Наталья Каменкова. Они объяснила, что частично решить вопрос с замещением вакантных мест удалось за счет выведения на работу студентов педколледжа выпускного курса. В прошлом году в таком формате работали 14 человек, в текущем – уже 28. Вот только после того, как молодые педагоги доучились и выпустились – они покинули город.
«А потому что это были дети из разных районов. И они бы с удовольствием остались работать в той же школе, но даже надбавки не перекрывают затрат на съем жилья. Считаю, что муниципалитеты должны помогать, должны создать такие условия, при которых молодые педагоги захотят остаться», – подчеркнула Наталья Каменкова.
Она поделилась данными, что меньше трети выпускников-педагогов остаются работать в тех же учебных заведениях, в которых проходили практику. И финансовый вопрос, вопрос жилья к этому имеет не последнее отношение.
Обсуждая финансовый вопрос, Александр Кузнецов, ректор Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, напомнил, что по поручению президента к 2026 году в России утвердят новую систему оплаты труда педагогических работников, и она, скорее всего, будет очень отличаться от той системы, что существует сейчас. Но для любых изменений, особенно масштабных, нужно много времени, поэтому уже сейчас надо искать способы сделать систему образования ресурсоемкой, считает Александр Кузнецов.
«Пять лет назад губернатор Алексей Текслер в пилотном режиме начал внедрять систему бережливого образования. Теперь надо дальше двигаться в этом направлении, искать механизмы, которые позволили бы меньшим числом давать больше результата», – объяснил ректор ЮУрГГПУ.
Сразу несколько инициатив, которые могут относительно оперативно решить - или хотя бы частично решить – вопрос с дефицитом кадров, предложил Дамир Тимерханов, директор лицея №1 в Челябинске. По его мнению, можно привлекать к работе в школах специалистов непедагогических профессий, которые прошли соответствующее переобучение, или же разработать ускоренные курсы обучения педагогов, чтобы учителя могли выйти в школу и «доходить» уже в процессе работы.
А для особо быстрой и точечной работы может помочь «учительский десант» из молодых мобильных педагогов-профессионалов, считает Дамир Тимерханов. Такой «десант» может высадиться в школе, где уже долгое время нет, например, учителя-физика или учителя-химика, за некоторое время отчитать полный курс по нужному предмету, а потом отправиться в другое учебное заведение, где есть такая проблема. Этот вариант, конечно, имеет ряд недостатков, но и не лишен смысла.
Также директор лицея напомнил, что раньше профессия педагога была престижной, и предложил вернуться к этому моменту, определив статус педагога на законодательном уровне. Вероятно, это не повлияет на уровень оплаты труда, но в комплексе может стать одной из мотиваций для молодых людей, решивших выбрать именно такую профессию.
Во время круглого стола участники предлагали еще много различных решений существующей проблемы. Узнать их все можно из полной записи обсуждения.