Сергей Зырянов: «Пока сбор подписей – это политическая гильотина»
Директор Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы Сергей Зырянов ответил на вопросы «ЧелябинскСегодня» по поводу завершающихся выборов в Законодательное собрание Челябинской области: почему выборы превратились в референдум по поддержке действующей власти, что нужно сделать, чтобы они снова стали конкурентными, и происходит ли уже модернизации политической системы.
- Как вы в целом оцениваете нынешнюю предвыборную кампанию?
- О ходе и сценарии избирательной кампании 2015 года уже сказано и написано много разного. На мой взгляд, в основном она проводится по консервативному сценарию, целью и содержанием которого является прогнозируемость партии-победителя и ее результата при сохранении формальной политической состязательности партий. Выборы и на этот раз, как и в губернаторские в 2014 году, на 90% не конкуренция политических акторов, а скорее референдум избирателей по утверждению предложенного властвующей региональной элитой состава Законодательного собрания.
- Как вы оцениваете тот факт, что на этапе регистрации отсеялось почти половина партий, которые не смогли качественно собрать подписи?
- Отсеялись новые политические игроки и остались только так называемые партии первого плана – имеющие право без сбора подписей регистрировать своих кандидатов. В связи с этим хочу обратить внимание законодателя на необходимость упрощения системы сбора подписей избирателей. Пока она работает исключительно как политическая гильотина. А вот на муниципальных выборах вполне возможны конкурентные избирательные кампании.
- В одном из своих комментариев по поводу проходящей кампании вы упомянули о «частичной модернизации политической системы»? Что имелось ввиду?
- Формально российская политическая система модернизируется постоянно. Ещё не было ни одних масштабных выборов, которые проходили бы по принятым ранее постоянным правилам игры. Нормативная база избирательного процесса всё время находится в движении. В этот раз не будет проходить прямых выборов глав городских и районных муниципалитетов, а волю избирателей будут представлять опосредованно конкурсные комиссии и выборщики в лице депутатов муниципальных представительных органов власти.
В сравнении с выборами 2010 года стало на порядок больше региональных отделений политических партий. Однако все эти изменения не открывают шире ворота для политической конкуренции, а скорее, сохраняя форму демократических выборов, обеспечивают консервацию федеральной и региональной властвующей элиты.
- О ходе и сценарии избирательной кампании 2015 года уже сказано и написано много разного. На мой взгляд, в основном она проводится по консервативному сценарию, целью и содержанием которого является прогнозируемость партии-победителя и ее результата при сохранении формальной политической состязательности партий. Выборы и на этот раз, как и в губернаторские в 2014 году, на 90% не конкуренция политических акторов, а скорее референдум избирателей по утверждению предложенного властвующей региональной элитой состава Законодательного собрания.
- Как вы оцениваете тот факт, что на этапе регистрации отсеялось почти половина партий, которые не смогли качественно собрать подписи?
- Отсеялись новые политические игроки и остались только так называемые партии первого плана – имеющие право без сбора подписей регистрировать своих кандидатов. В связи с этим хочу обратить внимание законодателя на необходимость упрощения системы сбора подписей избирателей. Пока она работает исключительно как политическая гильотина. А вот на муниципальных выборах вполне возможны конкурентные избирательные кампании.
- В одном из своих комментариев по поводу проходящей кампании вы упомянули о «частичной модернизации политической системы»? Что имелось ввиду?
- Формально российская политическая система модернизируется постоянно. Ещё не было ни одних масштабных выборов, которые проходили бы по принятым ранее постоянным правилам игры. Нормативная база избирательного процесса всё время находится в движении. В этот раз не будет проходить прямых выборов глав городских и районных муниципалитетов, а волю избирателей будут представлять опосредованно конкурсные комиссии и выборщики в лице депутатов муниципальных представительных органов власти.
В сравнении с выборами 2010 года стало на порядок больше региональных отделений политических партий. Однако все эти изменения не открывают шире ворота для политической конкуренции, а скорее, сохраняя форму демократических выборов, обеспечивают консервацию федеральной и региональной властвующей элиты.