Пять причин переименовать Челябинск в Танкоград
В годы Великой Отечественной войны главный город Челябинской области был в лидерах по числу выпускаемой для фронта бронетехники. Но это – не главная заслуга города, который чуть не превратился из Челябинска в Танкоград.
Ранее «Челябинск Сегодня» рассказывал, что Нижний Тагил обогнал Челябинск по объемам обеспечения армии танками и подобной техникой, но именно к южноуральской столице пристал новое имя Танкоград, чуть не превратившись в официальное. И делу тут не в количестве танков.
Агентство Полит74 совместно с предприятием «ЧТЗ-Уралтрак» провели историческое мини-расследование по этому поводу. Выяснилось, что у Челябинска было как минимум пять причин стать гордым Танкоградом.
1. Тяжелые танки вместо тракторов
Тракторный завод в Челябинске начал перестраивать производство под выпуск тяжелой бронетехники почти сразу после нападения фашистов на СССР. Но оперативно нарастить мощности удалось после эвакуации в Челябинск харьковского дизель-моторного и ленинградского Кировского заводов. Так Челябинский тракторный завод стал Челябинским Кировским заводом и до лета 1942 года выпускал только тяжелые танки. А уже потом предприятие перешло на производство тех самых Т-34. И тут челябинцы отлично показали себя – всего за месяц они освоили выпуск нового вида бронетехники. В Челябинске чутко реагировали на нужды армии, поэтому также оперативно на ЧКЗ наладили производство тяжелых танков ИС, ИС-2 и ИС-3, а затем фронт обеспечивали тяжелыми самоходными орудиями СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122. В итоге за годы ВОВ челябинцы отправили на поля сражений 18467 боевых машин, 5097 из которых – Т-34.
2. Половина танковых двигателей страны
Челябинский Кировский завод обеспечивал выпуск двигателей для танков. И львиная доля – порядка 30 тысяч штук из 48,5 тысяч двигателей – уезжала на другие танковые предприятия страны. По оценкам историков, почти половина танковых двигателей, произведенных в годы войны, имеет челябинские корни.
3. Две добровольческих танковых бригады
Челябинск обеспечивал фронт не только двигателями и танками, но людьми, которые управляют этими машинами. Именно тут в 1942-м году появилась 96-я отдельная танковая бригада им. Ленинского Комсомола. Челябинские танкисты так хорошо показали себя, что через год организовали целый добровольческий танковый корпус, тот самый УДТК. В его состав вошла 224-я танковая бригада из Челябинска.
4. Тридцать танковых полков
Челябинская область стала еще и кузницей кадров. В регионе организовали эффективную систему обучения, в целом в годы ВОВ на Южном Урале действовало до 30 учебных танковых и самоходно-артиллерийских подразделений. Система была уникальной, потому что танкисты помогали производить машины, которым им в будущем предстояло управлять. С одной стороны это стало подспорьем для заводчан, с другой – давало бойцам исчерпывающие знания о своих машинах.
5. Наркомат танковой промышленности
Еще осенью 1941-го года в Челябинске появился наркомат танковой промышленности Советского Союза. Сейчас сложно это представить, но занимал он здание нынешнего Челябинского детского мира. Именно в Челябинске принимали все важные решения по выпуску танков на территории всего Союза.
Напомним, что президентом России Владимиром Путиным был предложен законопроект об учреждении звания «Город трудовой доблести» для городов, внесших значительный трудовой вклад в дело победы над врагом. Губернатор Челябинской области Алексей Текслер поручил подготовить все документы для того, чтобы почетное звание в ближайшее время могли получить Челябинск и Магнитогорск.
Фото предоставлено пресс-службой «ЧТЗ-Уралтрак»
Агентство Полит74 совместно с предприятием «ЧТЗ-Уралтрак» провели историческое мини-расследование по этому поводу. Выяснилось, что у Челябинска было как минимум пять причин стать гордым Танкоградом.
1. Тяжелые танки вместо тракторов
Тракторный завод в Челябинске начал перестраивать производство под выпуск тяжелой бронетехники почти сразу после нападения фашистов на СССР. Но оперативно нарастить мощности удалось после эвакуации в Челябинск харьковского дизель-моторного и ленинградского Кировского заводов. Так Челябинский тракторный завод стал Челябинским Кировским заводом и до лета 1942 года выпускал только тяжелые танки. А уже потом предприятие перешло на производство тех самых Т-34. И тут челябинцы отлично показали себя – всего за месяц они освоили выпуск нового вида бронетехники. В Челябинске чутко реагировали на нужды армии, поэтому также оперативно на ЧКЗ наладили производство тяжелых танков ИС, ИС-2 и ИС-3, а затем фронт обеспечивали тяжелыми самоходными орудиями СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122. В итоге за годы ВОВ челябинцы отправили на поля сражений 18467 боевых машин, 5097 из которых – Т-34.
2. Половина танковых двигателей страны
Челябинский Кировский завод обеспечивал выпуск двигателей для танков. И львиная доля – порядка 30 тысяч штук из 48,5 тысяч двигателей – уезжала на другие танковые предприятия страны. По оценкам историков, почти половина танковых двигателей, произведенных в годы войны, имеет челябинские корни.
3. Две добровольческих танковых бригады
Челябинск обеспечивал фронт не только двигателями и танками, но людьми, которые управляют этими машинами. Именно тут в 1942-м году появилась 96-я отдельная танковая бригада им. Ленинского Комсомола. Челябинские танкисты так хорошо показали себя, что через год организовали целый добровольческий танковый корпус, тот самый УДТК. В его состав вошла 224-я танковая бригада из Челябинска.
4. Тридцать танковых полков
Челябинская область стала еще и кузницей кадров. В регионе организовали эффективную систему обучения, в целом в годы ВОВ на Южном Урале действовало до 30 учебных танковых и самоходно-артиллерийских подразделений. Система была уникальной, потому что танкисты помогали производить машины, которым им в будущем предстояло управлять. С одной стороны это стало подспорьем для заводчан, с другой – давало бойцам исчерпывающие знания о своих машинах.
5. Наркомат танковой промышленности
Еще осенью 1941-го года в Челябинске появился наркомат танковой промышленности Советского Союза. Сейчас сложно это представить, но занимал он здание нынешнего Челябинского детского мира. Именно в Челябинске принимали все важные решения по выпуску танков на территории всего Союза.
Напомним, что президентом России Владимиром Путиным был предложен законопроект об учреждении звания «Город трудовой доблести» для городов, внесших значительный трудовой вклад в дело победы над врагом. Губернатор Челябинской области Алексей Текслер поручил подготовить все документы для того, чтобы почетное звание в ближайшее время могли получить Челябинск и Магнитогорск.
Фото предоставлено пресс-службой «ЧТЗ-Уралтрак»