Поиск

«Наш разговор плывет как пламя…»

19.04.2012 10:31
Автор: Олег СИНИЦЫН
Нина Александровна Ягодинцева – выпускница Литературного института имени Горького, член Союза писателей России с 1994 года. Кандидат культурологии, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинской государственной академии культуры и искусств.
«Наш разговор плывет как пламя…»*

(Юбилейный год Нины Ягодинцевой)

Нина Александровна Ягодинцева – выпускница Литературного института имени Горького, член Союза писателей России с 1994 года. Кандидат культурологии, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Поэтесса широко известна не только на Урале, но и в России, как своими поэтическими произведениями, так и литературно-критическими и научными работами по современной поэзии. Она автор популярных поэтических книг, ряда учебников по поэтике, переводов с башкирского и азербайджанского языков. Стихи и статьи постоянно публикуются в периодических изданиях России – всего у нее уже более 500 публикаций.

Ее стихи вошли в знаковые поэтические антологии России: русской женской поэзии «Вечерний альбом» (Москва, «Современник», 1991), трехтомник «Современная уральская поэзия» (Челябинск, фонд «Галерея», 1996, 2003, 2011), «Антология русского лиризма. ХХ век» (Москва. «Студия», 2000), «Русская сибирская поэзия, ХХ век» (Кемерово, 2008), «Наше время: антология современной поэзии» (Москва, Нижний Новгород, 2009), «Русская поэзия. ХХI век» (Москва, 2009).
Творчество поэтессы получило высокую оценку современников: Ягодинцева – лауреат Всероссийских литературных премий: имени П.Бажова (2001, за книгу «На высоте метели»), имени К.Нефедьева (2002, за рукопись книги «Теченье донных трав»), имени Д.Мамина-Сибиряка (2008, за книгу «Поэтика: принципы безопасности творческого развития»), лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга - 2007» (за книгу «Русская поэтическая культура: сохранение целостности личности»), многократный лауреат конкурса «Южноуральская книга». В 2011 году за рукопись новой книги «Листая пламя» Нине Ягодинцевой была присуждена Сибирско-Уральская литературная премия, а в 2012-м – литературная премия УрФО за электронную книгу критики «Жажда речи» (в соавторстве с А.Расторгуевым). В канун 50-летия поэтесса была награждена медалью АСПУр «За служение литературе».

С 2007 года поэтесса – член жюри Всероссийской литературной премии имени П.П. Бажова, в 2012 г. – председатель жюри первой Южно-Уральской литературной премии.

На книги Н.А. Ягодинцевой опубликовано более 50 рецензий и отзывов в периодике. Ее творчеству посвящены школьные и студенческие научные работы.

 – Нина, ты несомненно признанный мастер поэтического слова – об этом говорят премии, награды, издания... Как разносторонняя творческая личность, ты ищешь себя и в музыке, и в фотографии, и в критике. И все же поэзия для тебя территория отдохновения, с ней связана вся твоя сознательная жизнь. Взяты высоты, преодолены преграды, есть признание и поклонники. А есть ли ученики? Есть последователи, которыми ты можешь гордиться?

– Поэзию едва ли можно назвать территорией отдохновения, это как раз территория исследований, испытаний, предельного напряжения жизненных сил и максимального риска. И в этом смысле премии, награды, издания – только периферийные маркеры определенной значимости того, что удалось сделать. Искать себя? Скорее, я бы предложила метафору пути, в котором возникают разные ситуации, а точнее, задачки разной степени сложности, которые интересно (и важно) решать. Чувства, что высоты взяты и преграды преодолены (т.е. сюжет завершен), нет, поскольку главенствует чувство пути.
Поклонники? Для меня гораздо важнее собеседники, и счастье, что я нахожу их. Ученики и последователи? В поэзии период ученичества достаточно краток, а дальше поэт должен идти сам, иначе он не поэт, а последователь. Да, с 1996 года я работаю как литературный педагог, но это не значит, что я воспитываю поэтов. Я просто помогаю на определенном этапе творческого развития, а потом каждый реализует свои возможности так, как считает нужным. Единственное, на чем я настаиваю и в чем хотела бы видеть последователей, – это профессиональный подход к литературе, то есть не просто умение написать произведение, но и владение всеми навыками литературной работы, от расстановки запятых до анализа литературной ситуации. Не присваивая литературных успехов тех, кто учился у меня в мастерских, могу сказать, что на сегодня 15 авторов получили профессиональный статус, а еще 12 стали студентами Литературного института имени Горького в Москве. Но это их путь и их победы. Я счастлива, когда ученик становится коллегой и собеседником на равных.

– Тебе присуждена в 2012 году литературная премия УрФО за электронную книгу критики «Жажда речи» в соавторстве с А.Расторгуевым. Несколько лет назад я обратился к тебе с проектом книги критики, в которую вошли бы около 50 статей в периодике о твоем творчестве и более 100 твоих статей о творчестве уральских (и не только) поэтов, прозаиков, о деятельности литературных объединений, о десятках книг и других литературных явлениях. Финансовые затруднения не позволили осуществить этот проект и выпустить книгу в серии «Эхолот». «Жажда речи» – это опредмечивание идеи или совершенно самостоятельный проект? Какой вектор развития литературы определяется в электронной книге?

– Эта книга – развитие другой идеи, диалоговой. В 2005 году мы с Вадимом Осиповым выпустили книгу «Азбука жизни: мужчина и женщина», где сопоставили стихи на одну и ту же тему. Книга вызвала интерес у читателей именно диалоговой формой, необычным способом умножения поэтических смыслов. И через пять лет мы с моим земляком, а теперь екатеринбуржцем Андреем Расторгуевым решили применить этот прием в ином материале. Мы оба выросли в одном литературном объединении в Магнитогорске, приобрели полезную привычку откликаться на наиболее интересное из прочитанного, и у нас оказался солидный запас статей, рецензий, предисловий к книгам современных писателей – в основном провинциальных, которых столичный пиар в упор не замечает. Так получился обзор современной литературы России. Электронная форма дала техническую возможность выстроить диалог – в бумажном варианте это намного сложнее и в десять раз дороже.

Наши взгляды, – а мы не во всем согласны друг с другом, хотя единодушны в главном, – представлены во вступительном диалоге. Я в процессе работы еще раз убедилась в том, что русская литература, несмотря на трагический социальный слом и мощную продолжительную культурную экспансию Запада, сохраняет свою смыслообразующую и жизнесберегающую традицию. И провинция играет в этом процессе главную роль. Поэтому в наше сознание активно внедряются мифы о снижении роли литературы, устарелости классики, смерти книги как таковой. Эти мифы активно пропагандируются, обсуждаются, становятся частью общественного мнения.

Да, провинциальная литература сегодня подчинена условиям жесткой и унизительной финансовой диктатуры, но уже приходит понимание того, что без осмысления реальности целенаправленное развитие невозможно, и появляются формы общественной и государственной поддержки – те же первая общественная Южно-Уральская литературная премия, премия УрФО... Если у литературы будет поддержка, развитие ее может быть стремительным, так как в обществе уже созревают новые базовые смыслы, новый образ мира. Если поддержки литературы не будет – процесс будет происходить медленнее, но он будет идти все равно.

– На твой взгляд, интернет-пространство, электронные книги, другие достижения технического прогресса заменят книгу «живую», из бумаги и типографской краски? Два года назад я писал статью о проблемах региональных издательств «Некоторые записки на полях неизданной рукописи», в которой предвидел существенный спад в журнально-книжной индустрии. Был век Серебряный, был золотой, а теперь – информационно-электронный?
    
– Интернет-пространство и электронные книги – всего лишь средства и формы, в которых может происходить смыслотворение. Книга и на диске остается книгой. Но в виртуальном пространстве (в отличие от книжно-бумажной реальности) нас подстерегают неизменные Сцилла и Харибда, чудовища, ускользнуть от которых невероятно сложно.
Первая опасность – это обманчивая легкость информационного обмена и доступность информации. Информация не успевает становиться знанием – частью личности, мысль не успевает проникнуться чувством, а чувство не становится мыслью. Все происходит слишком быстро, мы увлечены возможностями – и просто не успеваем понимать, что с нами происходит. Чтобы понимание созрело, нужно время, а мы спешим так, что перестаем видеть окружающую реальность и понимать самих себя. Это как движение по трассе со скоростью под двести: все замечательно до первой нештатной ситуации, а потом все очень плохо или вообще никак.

А второе чудовище – диктат массового сознания. Во всем есть профессионалы и любители. Например, у меня свои представления о медицине, но советовать что-то хирургу я не возьмусь. И это нормально. Но в виртуальном пространстве стирается понимание литературного профессионализма, и осмысление любых проблем моментально превращается в коммунальный скандал, где слишком часто побеждает самый громогласный, а не тот, кто действительно прав. «А я считаю!..» – захлебываясь, кричит обыватель, не задумываясь о том, до скольки он умеет считать. В результате побеждает не самое глубокое и обоснованное (профессиональное) мнение, а самое среднее, для жизни совершенно бесполезное.

Поскольку борьба с этими чудовищами еще даже и не началась, мы только упиваемся возможностями, не видя опасностей; традиционная бумажная книга работает как надежный якорь, чисто технологически не позволяющий сорваться в неуправляемое состояние. Поэтому важность качественной современной книжной продукции именно сегодня очень высока.

– Твоя точка зрения на живую бумажную книгу мне очень импонирует, как и многим читателям. В академии культуры открыта выставка, посвященная твоему юбилею и творческой деятельности. Расскажи немного о ней.

– У выставки две цели. Первая – своеобразный творческий отчет как минимум за три десятилетия работы. А вторая – мне хотелось показать активную жизнь русской литературной провинции: Сибири, центральной России - и по мере сил опровергнуть миф о том, что литература умерла, что она осталась только в столицах. Я представила целый спектр провинциальных литературных журналов, с которыми так или иначе сотрудничала, подборку альманахов и антологий, книги, с которыми я работала как редактор-составитель, писала предисловия… В этом пестром книжном собрании такие замечательные издания, как красноярский журнал для семейного чтения «День и Ночь», толстый литературный журнал маленького алтайского городка «Бийский вестник», антологии «Русская поэзия. ХХI век» и «Наше время» – поэзия и проза поколения, рожденного в 1960-е годы и вошедшего в литературу как раз в начале роковых 90-х… (Кстати, собиратель этой антологии Борис Лукин в конце апреля будет представлять новый том у нас в Челябинске.) Ну и многое другое, ведь каждый издательский проект уникален, будь то словарь поэтических образов, составленный В.Б. Феркелем, собрание биографий поэтов XVII - XIX веков или «Избранное» известной сибирской поэтессы Татьяны Четвериковой.

А в общем юбилейный год уже оказался более чем богат на события: это и работа в жюри Всероссийской литературной премии имени Бажова, и наша замечательная общественная Южно-Уральская литературная премия, учрежденная общественным движением «За возрождение Урала» (я была председателем жюри), и работа над двумя вариантами «Избранного», один из которых планируется к выходу на Алтае, а другой - в Петербурге. 6 - 7 апреля на базе Челябинской академии культуры и искусств мы провели региональное совещание молодых писателей; примечательно, что подготовили его сами молодые авторы из моей мастерской «Взлетная полоса» в тесном сотрудничестве с профессионалами: Константином Рубинским. В работе очень интересные сценарные проекты, связанные с кино и компьютерными технологиями. Не оставляю практику редактирования: сейчас на столе три рукописи из разных городов, надо помочь авторам сделать хорошие книги. Привлекает и переводческая работа; по итогам 2011 года переведенная мной с башкирского подборка стихов Ларисы Абдулиной стала одной из лучших публикаций года в журнале «Бельские просторы». Планирую продолжить эту работу. Но главное для меня – чтобы не покидали стихи. Чтобы утро всегда начиналось с черновиков, с непроглядной черноты исчерканных страниц. В конце 2011 года в Магнитогорске благодаря поддержке МАГУ и светлой памяти замечательного поэта Юрия Ильясова вышла книга моих новых стихотворений «Листая пламя»; так что рабочую тетрадь надо начинать практически с нуля.

– Замечательно, Нина! Пусть осуществятся все твои творческие планы и в юбилейном году, и в последующих годах! А непроглядная чернота исчерканных страниц обернется маяком для жаждущих живого слова в бушующем море потребительского общества.