Поиск

На Южном Урале презентовали «Энциклопедию Уральской поэтической школы»

26.11.2013 17:10
Автор: Служба информации
Ему помогали 12 поэтов из Челябинска, Екатеринбурга, Троицка, Нижнего Тагила, Кыштыма... Подробнее об этом - в материале «ЧелябинскСегодня».
На Южном Урале презентовали «Энциклопедию Уральской поэтической школы»*
Книгу, которая делалась 30 лет, надо было представить за час, причем большая часть этого времени была отдана, собственно, чтению стихов.

Три поколения поэтов, три уральских центра — Челябинск, Екатеринбург, Пермь  - Южный, Северный и очень Северный Урал. «Треугольник», углы которого вбирали в себя  и другие города Урала. Три антологии современной уральской поэзии. Каждые семь лет Виталий Кальпиди издавал антологию, представляя в ней стихи поэтов уральской школы. Как она возникла и  почему вы можете прочитать в статье самого В. Кальпиди «Уральский поэтический ренесанс», опубликованной, к примеру, в «МК-Урал»  или в «Вечернем Челябинске». Персоналии трех «Антологий» плюс еще немногочисленный отряд культуртреггеров стали субъектами «Энциклопедии». Книга большого формата, ничем не уступающая по весу «Советской энциклопедии». Виталий Кальпиди назвал ее арт-объектом. И , видимо,  о нем (арт-объекте, как полиграфическом произведении искусства ) отдельный разговор.

А на вечере Виталий вышел на сцену и стал рассказывать о книге. За его спиной на экране мелькали фотографии, собранные за последние тридцать лет. В основном, лица поэтов. Кто-то уже ушел из жизни, а кто-то сидел в этом зале. Живая история. Зал Камерного театра был забит до отказа. Это удивительно, так как даже устроители вечера сомневались в том, что зрителей будет достаточно.  А зал внимал, затаив дыхание. «Вконтакте» была создана страничка, посвященная этой встрече. Вот отзывы с нее:

«Никита Поповский. Было круто»

«Оксана Зайкова(Кубасова). Очень освежило серую суету дней!!))) Видео завораживало и пригвождало прямо на месте, а те 12, на сцене которые - сделаны из какого-то небесного, ненашего теста...»

«Катя Якушко. Спасибо организаторам! Очень здорово! Потрясающая энергетика!»

О каком видео идет речь? Это было не видео, а слайд-шоу из фотографий всех 130 матерей поэтов, представленных в «Энциклопедии». Под картавый голос французского шансонье - черно-белые портреты совсем юных девушек. Что особенного? Девушки как девушки, в одежде, которую носили 20-30-40 лет назад.

Ничего особенного, если перед слайд-шоу Виталий Кальпиди бы не сказал: «Поэт никогда не сможет простить своих родителей. За то, что не понимали, за то, что не поддерживали, за то, что препятствовали быть поэтом. Ведь быть поэтом как минимум опасно. Никто из родителей не желает своему ребенку опасной жизни. И этот конфликт поэта и матери неразрешим».

Следом создатель «Энциклопедии» сказал: «В чем причины возникновения Уральской поэтической школы? Они есть и их нет. Таков парадокс. Уральская школа возникла вопреки государству и творческим союзам. Но она же появилась благодаря поэтам, их идеям и делам, и только в третью очередь — их стихам. А поэты появились благодаря своим матерям. Посмотрите на них — совсем еще девочки».

После этих слов просмотр слайд-шоу вызывал комок в горле.

Центральная часть презентации — выступление поэтов. Каждому дали возможность прочитать по два-три стихотворения. Можно ли сделать представление об авторе всего лишь по нескольким четверостишиям? Можно, если это поэт запоминающийся, неординарный, если это поэт Уральской поэтической школы. Ведь публика знала произведения поэтов наизусть и после первых строчек одобрительно гудела, как на концертах рок-звезд. Публика не случайная, это тот самый тонкий культурный слой Челябинска, который еще есть. Или уже? Публика цитировала про себя своих кумиров, а кумиры соответствовали публике.  Вадим Балабан (Троицк), Сергей Ивкин (Екатеринбург), Александр Петрушкин (Кыштым), Наталья Санникова (Каменск-Уральский),  Евгения Изварина (Екатеринбург), Олег Павлов (Еманжелинск), Янис Грантс, Виталий Кальпиди, Елена Оболикшта, Константин Рубинский, Александр Самойлов, Ирина Аргутина. У каждого свой голос, своя неповторимая интонация.  Не удивительно, что после презентации зрители окружили поэтов отдельными группами, требовали автографов, жали с благодарностью руки. И здесь просматривались предпочтения. Вот самые популярные, а вот, так скажем, иногородние :). Но, действительно, круто. И ни одно заштатное мероприятие, посвященное, так называемой поэзии, проводимое агрессивными энтузиастами-графоманами, не может сравнится с презентацией «Энциклопедии». Очень хорошие стихи — это бриллианты. Они как бы не нуждаются в оправе. Но если оправа тоже высокохудожественна, то поэзия от такого оформления только усилится, только выиграет.

Браво, Кальпиди!