Поиск

Монетизация обернулась очередями в управлениях социальной защиты области

17.03.2010 00:00
Автор: Галина БЕЛОВА
Переход на денежные выплаты по оплате коммунальных услуг по-прежнему остается одной из самых горячих тем в нашем регионе. 23 муниципалитета Южного Урала уже перешли на новую систему работы с льготниками, с первого апреля к ним присоединятся оставшиеся 19 районов и городских округов, в том числе и областной центр.
Монетизация обернулась очередями в управлениях социальной защиты области*
не наше

Кто крайний?

Переход на денежные выплаты по оплате коммунальных услуг по-прежнему остается одной из самых горячих тем в нашем регионе. 23 муниципалитета Южного Урала уже перешли на новую систему работы с льготниками, с первого апреля к ним присоединятся оставшиеся 19 районов и городских округов, в том числе и областной центр.

Времени для подготовки к безболезненному проведению монетизации было предостаточно: напомним, что в Челябинской области до последнего оттягивали этот процесс. К тому же можно было учесть ошибки и достижения других регионов страны. И тем не менее вопросов по переходу на денежные выплаты до сих пор больше, чем ответов, а в управлениях соцзащиты стоят очереди. Наши корреспонденты побывали в городе-спутнике Челябинска Копейске, где с начала монетизации прошло уже полтора месяца, и узнали, с какими проблемами пришлось столкнуться нашим соседям.

В клиентском зале городского управления социальной защиты посетителей очень много, бабульки привычно ворчат, если кто-то пытается пролезть без очереди. Но если приглядеться, то становится очевидно, что возле окошек, за которыми работают специалисты по выплате субсидий или детских пособий, стоят один-два человека, а основная толчея как раз около администратора, который дает первоначальную консультацию по монетизации. Здесь же получают талоны к специалистам соцзащиты, занимающимся этим вопросом.

– Вы бы приехали сюда в феврале, здесь вообще ужас творился, – рассказывает копейчанка Татьяна Панова. Она приехала сюда по поручению мамы – ветерана труда. – Мама подала заявление, чтобы компенсацию получать на почте, а не по карточке, но почему-то их до сих пор переводят на счет. А в банке никто ничего не знает, начислили 742 рубля с копейками, а что и за что – непонятно. На почте хотя бы будут расклад какой-то давать, видно за что деньги: за коммунальные услуги, за уголь, за газ.

Кто-то стоит с прямо противоположной просьбой: бабушка старенькая, не может расписываться, пусть льготу вместе с пенсией на карточку переводят. Отец Виктора Чигинцева получает компенсацию по прежнему месту жительства — в поселке, а сам уже давно живет в центре города. Сын хлопочет, чтобы отцу давали деньги на почте возле дома.

Есть и те, кто вообще не получил никакой компенсации за утраченные льготы. Ветеран труда Идирия Павловна Ушакова стоит в очереди с кипой документов, подтверждающих право на денежную выплату. Ни за февраль, ни за март средства ей не перечислили. В такой же ситуации Нелли Николаевна Никанорова: забрала больную маму к себе домой, и если пенсию почтальон приносил домой, то льгота где-то «потерялась».

– По стандартам у нас все нормально — перечисленные средства соответствуют тем льготам, которые люди получали до 1 февраля, – отмечает заместитель руководителя копейского управления социальной защиты Ирина Щерба. – Каких-то особых проблем с людьми нет: кто-то просто не понял что за деньги, как был сделан расчет, куда перевели компенсацию — на почту или в Сбербанк. Проблемы, конечно, были — ведь все делалось в беззаявительном порядке, по уже имеющейся базе данных, а у многих людей произошли изменения, например, сменился адрес.

Ирина Григорьевна рассказала, что талонной системы в управлении соцзащиты раньше не было — но в четком графике возникла необходимость, когда появился большой поток народа.

Паника у льготников первой очереди (то есть в тех муниципалитетах, где перешли на денежные выплаты 1 февраля) во многом была связана с тем, что в январе традиционно были повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги. В результате в начале февраля копейчане получили квитанции по квартплате на значительную сумму, льгот уже нет, а компенсация еще не была перечислена. При этом управление соцзащиты отработало в рамках установленного регламента: «льготные деньги» были перечислены вовремя, почтальоны их разносили со второго февраля и до конца месяца, а в сберкассах они появились 11 февраля. Но несколько дней пожилое население города ничего не понимало и просто атаковало работников соцзащиты.

Как пройдет переход на систему денежных выплат в Челябинске, еще неизвестно, но у нас есть еще немного времени, чтобы взять на вооружение опыт соседей. Отметим также, что будут льготники стоять в очередях или нет, зависит и от них самих: если у вас изменился адрес, состав семьи или статус — обратитесь в районное управление соцзащиты заранее, сэкономите и время, и нервы.

Кстати:

Проблема возможных очередей после начала монетизации в Челябинске обсуждалась на последнем аппаратном совещании Михаила Юревича. Наплыв посетителей в управлениях соцзащиты ожидается после 10 апреля, когда льготники получат свою первую компенсацию.

Глава города предложил организовать предварительную запись к специалистам по телефону, чтобы каждый человек приходил к определенному времени. Вице-мэр по социальному развитию Вадим Евдокимов выразил опасение, что могут возникнуть две очереди — телефонная и «живая».

– Нужно позаботиться об этом заранее, подготовьте обращение, разложите по почтовым ящикам, чтобы люди не сидели в очередях, а звонили и записывались, – отметил Юревич. – Таким образом, мы сможем уменьшить напряженность в самый сложный месяц.