Поиск

Кто на новенького?

06.08.2009 00:00
Автор: Галина БЕЛОВА
Для маленького ребенка любые перемены в жизни – это всегда значительный стресс. До детского сада малыш видел вокруг себя только близких родственников, которые, как правило, готовы выполнить любой его каприз. А теперь все меняется: любимая мама оставляет на целый день с чужими взрослыми и детьми.
Кто на новенького?*
не наше

Первый раз в детский сад – без слез, но с радостью

Для маленького ребенка любые перемены в жизни – это всегда значительный стресс. До детского сада малыш видел вокруг себя только близких родственников, которые, как правило, готовы выполнить любой его каприз. А теперь все меняется: любимая мама оставляет на целый день с чужими взрослыми и детьми, игрушки нужно с кем-то делить, да еще и заставляют есть всякие гадости, вроде манной каши.


Естественно, ребенок начинает проявлять недовольство. Он капризничает, плачет, когда его утром поднимают, не отпускает родителей, в детском садике игнорирует игры других ребятишек, агрессивен или излишне нервозен. Чем дольше длится это неблагоприятное эмоциональное состояние, тем серьезнее могут быть последствия: у ребенка могут появиться страхи, начаться ночные кошмары, он может перестать проситься на горшок. На нервной почве не исключены регулярные простудные заболевания и общее ухудшение здоровья. 

– У каждого возраста есть свои трудности. Ребятишки младшего возраста очень боятся расстаться с мамой, боятся, что она может вечером про них забыть, не забрать. Дети постарше приходят в уже сложившийся коллектив, где у каждого ребенка есть своя кроватка, шкафчик, любимая игрушка, а самое главное – друзья. Ему нужно как-то приспосабливаться, налаживать контакты с детьми, с чужими взрослыми, – рассказывает заведующая ДОУ № 412 Надежда Паршикова. – Малыши попадают в другой мир, где воспитатели ведут себя доброжелательно, но не выделяя никого, тогда как дома ребенок привык быть в центре внимания.

Психологи советуют: чтобы ребенок быстрее и менее болезненно прошел период привыкания, его нужно готовить к поступлению в детский сад, по меньшей мере, за месяц. И конец лета для этого – самый благоприятный период. В это время почаще ласкайте малыша, пусть он занимается своими любимыми делами: лепит, рисует, играет. В меню должны быть обязательно свежие фрукты и овощи.
Начать нужно с режима, и прежде всего, с привыкания к дневному сну. Если малыш никак не хочет днем засыпать, приучите его хотя бы к спокойным играм, пусть просто полежит с мамой. Еще один «режимный» момент – питание в одно и то же время. Приучайте малыша и к разнообразному набору продуктов. Привередливый ребенок, который не ест капусту, печенку, каши, рискует остаться голодным.

Лучше не оставлять ребенка сразу на весь день в детском садике. Договоритесь с воспитателями о том, чтобы приводить своего сына или дочь на пару часов во время прогулки, когда детям проще всего познакомиться и сдружиться. Когда ребенок будет спокойно от вас отходить, значит, его уже можно оставить на целый день.

Период привыкания к детскому саду у каждого ребенка индивидуален: кому-то достаточно двух дней, а кому-то и месяца мало. Сложнее всего с замкнутыми детьми, у них адаптация может проходить латентно, в скрытом виде. Ребенок вроде и не плачет, утром отпускает родителей, однако в садике ни с кем не общается, в играх участия не принимает.

Адаптацию можно считать завершенной, если ребенок спокойно прощается с родителями утром, а вечером рассказывает, что произошло за день. Малыш жизнерадостен, в хорошем настроении, его легко рассмешить, он хорошо ест и спит.

Надежда Николаевна дает следующие рекомендации родителям будущих детсадовцев:
– малыш должен привыкать к деловому сотрудничеству с взрослыми, то есть учиться делать что-то вместе с папой и мамой. Например, если вы собираете пирамидку, то одно колечко нанизывает взрослый, а другое ребенок.

– вашему сыну или дочке необходимо усвоить, что маленькие дети, которые играют во дворе не куклы, а живые существа, поэтому их нельзя толкать, хватать за волосы, царапать. Зато с ними интересно играть, меняться игрушками, бегать наперегонки. Старайтесь, чтобы вокруг вашего ребенка были другие дети, приглашайте их в дом, во время прогулки затевайте с ними увлекательные игры. Перед приходом в ясли полезно познакомить малыша с кем-нибудь из его будущей ясельной группы.
– малыш, который умеет только бросать и перекладывать игрушки с места на место, наверняка будет скучать в детском саду. Игрушки должны быть наполнены для него смыслом. В машинку можно погрузить солдатиков и перевезти их на новое место. Взрослый должен проделать все это вместе с ребенком, причем с полной серьезностью. Малыш усвоит навыки обращения с игрушками, и тогда он всегда найдет себе интересное дело.
– старайтесь, чтобы в вашем доме появлялись новые для ребенка люди. Он должен научиться их не бояться и стремиться познакомиться с ними, подружиться.

В детском саде № 412 родителям ребенка предлагают три раза в течение трех месяцев заполнить небольшую анкету, чтобы проследить динамику эмоционального состояния ребенка в адаптационный период. Мы предлагаем ее и нашим читателям:
1) замечаете ли Вы, что ребенок стал медлительным и вялым с началом посещения детского сада, стал быстро утомляться?
2) ухудшилось ли засыпание ребенка? Стал ли сон поверхностным, беспокойным? Начал ли малыш вскрикивать во сне, разговаривать?
3) снизился ли аппетит у ребенка?
4) замечаете ли вы возвращение привычек, от которых ребенок давно избавился? Например, сосет палец, забывает проситься на горшок?
5) бывает ли, что ребенок отказывается разговаривать, выполнять требования?
6) изменилась ли речь ребенка (появились слова-звукоподражания, сюсюканье, дефекты произношения)?
7) появилось ли упрямство, грубость, стремление сделать плохо, ударить?
8) появились ли навязчивые, повторяющиеся движения (мигает, кусает ногти, морщит лоб, облизывает губы и проч.)?
9) появились ли беспричинные страхи (темноты, одиночества, животных, взрослых)?
10) замечаете ли Вы беспричинные колебания настроения у ребенка, повышенную плаксивость?
11) замечаете ли Вы, что ребенок стал безразличным, пропал интерес к играм, предметам?
12) стал ли ребенок недомогать и жаловаться на это?
13) с желанием ли идет ваш ребенок в детский сад после выходных дней?