Поиск

Челябинские эксперты объяснили всплеск популярности научпопа

04.01.2025 18:15
Автор: Яна Ершова
Направлению, которое переживало свои взлеты и падения, а теперь опять оказалось в центре внимания, посвятили очередной выпуск подкаста «Так культурно!».
Челябинские эксперты объяснили всплеск популярности научпопа*1
Фото: Дмитрий Куткин, Вечерний Челябинск

Вместе с ведущей Натальей Малышкиной историю научно-популярного направления, его развитие и актуальность для общества обсуждали философ и социолог Андрей Лавров и журналист Андрей Трушников. Они обозначили, что есть две категории зрителей и слушателей, которые выбирают для себя именно научпоп. Первая – это подростки, чей интерес к этому направлению понятен. Ко второй, по наблюдениям Андрея Лаврова, относятся люди с высшим образованием, не обязательно даже ученые, но с сформировавшимся техническим или гуманитарным мышлением.

Андрей Трушников при этом добавил, что ситуация с подростковым научпопом сейчас весьма своеобразная, даже провальная.

«Если мы зайдем в те же книжные магазины, то увидим забитые полки этими продуктами. Мы также увидим подкасты, аудио-стримы. Но если мы погрузимся в их суть, то увидим, что формат, который там присутствует, ориентирующийся на клиповое сознание. Вот мы показали красивую картинку, там пару-тройку слов написали и все. На самом деле это завлекает. Детки смотрят, но дальше мультика не идут», – поделился гость «Так культурно!».

Он добавил, что сегодня есть хорошие продукты в научно-популярном направлении, но они больше нравятся возрастной категории 30-35 лет и старше, но это по той причине, что в стране ранее были качественные программы научно-популярного характера. Поэтому подрастающее поколение также надо приучать к хорошему продукту, иначе через пару десятков лет аудитории для научпопа просто не будет.

«Вот прямо в подтверждение, что называется. У меня два сына, 22 и 12 лет. Старший не слазит с таких программ, он слушает постоянно по самым разным темам, причём и технические, и гуманитарные. У младшего история пошла, то, что мне близко, что я знаю, чем я с ним занимаюсь. Но я понимаю, что ему тяжело, и мы пытаемся найти среднее», – отметил Андрей Лавров.

В продолжение беседы Андрей Трушников поделился другим наблюдением, которое может объяснить возросший интерес к научпопу. Речь идет про запрос со стороны научного сообщества, ученым есть, что сказать и они хотят быть услышаны. Тут представитель «Гранада Пресс» привел в пример работу над недавним проектом – сериалом «Пещера» про Игнатиевскую пещеру. Это как раз тот случай, когда есть не только картинки и два-три слова, а сделан качественный продукт с большим количеством информации, хоть и очень просто и понятно преподнесенной. Во время специальных презентаций сериал оказался интересен подросткам.

«Нам очень было боязно делать этот продукт, потому что мы его сразу хотели сделать с научно-популярным уклоном, но мы понимали, что, по сути, на всем Урале нет специалистов по палеолиту, по Каменному веку. А они нам очень были нужны! Мы понимали, что эти все специалисты сидят в Москве, может, в Екатеринбурге, в Новосибирске. Но когда мы к ним обратились, аккуратно попросили проконсультировать – откликнулись прямо все!», – подчеркнул Андрей Трушников.

Как будет развиваться направление научпопа дальше и какой потенциал у него есть, можно узнать из полной версии подкаста «Так культурно!». Она уже доступна в группе «Гранада ТВ», в Castboxfm и на ApplePodcasts.

+