Челябинские эксперты неоднозначно высказались по решению кадрового дефицита

Эту тему обсудили члены «Экспертного клуба». У каждого оказалось свое мнение о том, почему страна оказалась в такой ситуации, и о том, чего не хватает. Так, Евгений Савченко, член Общественной палаты Челябинской области, напомнил, что многие связывают кадровый дефицит с демографическим кризисом, но, по мнению эксперта, это обстоятельство сыграло заметную роль, но – не решающую.
«Соперничество предприятий за перетягивание к себе квалифицированных специалистов рабочих профессий, отражает последствия кризиса в средних профессиональных образовательных заведениях, действенное внимание к возрождению и развитию которых со стороны властей стало заметно лишь в последние 10 лет», – высказался эксперт.
В итоге, констатировал он, из-за сильного перекоса, рынок труда стал рынком соискателей. Кроме того, само время сейчас такое, когда повышен спрос на комфортные условия жизни. Поэтому соискатели внимательно смотрят, что готов им предложить работодатель: есть ли соцпакет, какие условия труда, какие еще дополнительные бонусы можно получить, если выбрать именно эту компанию.
Бюджетная сфера в этом плане вообще оказалась в незавидном положении.
«При высоких требованиях к кандидату, ему на рядовых должностях предлагается скромная зарплата вместе с интенсивным графиком труда в условиях строгих должностных регламентов, нарушение которых влечет ощутимое наказание», – объяснил Евгений Савченко.
С ним полностью согласен Павел Большаков, журналист, член Союза Российских писателей
«Мы воспитали поколение, которое при трудоустройстве спрашивает: ″Cколько я буду получать?“. Наше поколение задавало этот вопрос по-другому: “Сколько я смогу зарабатывать?”. Молодые кадры хотят получать всё и сразу», – сетует журналист.
Он добавил, что адекватную зарплату компании готовы платить только за профессионализм, который нарабатывается годами. И за работоспособность.
Журналист попытался немного подумать, как изменится подход к работе и трудоустройству, если ситуация будет развиваться по тому же сценарию.
«Думаю, что в будущем мы будем перемещаться по стране вслед за предложениями рынка труда с высокооплачиваемыми вакансиями. И будем постоянно переучиваться ради адекватных потребностей», – предположил Павел Большаков.
Вообще, по его мнению, озаботиться о подготовке нужных кадров надо было еще два десятилетия назад, и готовить инженеров и конструкторов, а не перенасыщать рынок все новыми юристами, экономистами, историками, журналистами, политологами, психологами и переводчиками.
С последним высказыванием кардинально не согласен Юнер Капкаев, директор института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета.
«С одной стороны, люди, определившие для себя будущее «белых воротничков», должны быть свободны в выборе профессии, с другой стороны, потенциал реального сектора существенно зависит от тех, кто организует процессы производства или продажу продукции. К сожалению, формальный подход многих частных и филиалов столичных вузов иногда превращает обучение в профанацию», - поделился он своим виденьем ситуации.
По мнению Юнера Капкаева, для решения проблемы надо менять не только подход к обучению в вузах – переформатировать систему образования в целом. Потому что талантливые молодые учителя, которые могли бы увлечь ребят естественнонаучными предметами, «выгорают» из-за административной нагрузки и уровень оплаты труда.
Кроме того, детям часто очень сложно сориентироваться, какая профессия им подходит. Поэтому Юнер Капкаев предложил подумать над тем, чтобы изменить подход к технологическому образованию в вузах, сделать универсализировать инженерную подготовку, не разделяя на математиков, физиков и химиков, а формируя универсальные естественнонаучные компетенции.
Подобные подвижки сейчас происходят, но немного не в том направлении, обратил внимание депутат Госдумы РФ Владимир Павлов.
«Мы начали масштабную трансформацию отечественной образовательной системы. Образовательные программы подлежат адаптации под вызовы времени, то есть под потребности работодателей и запросы экономики. Особое внимание здесь будет уделяться развитию технических навыков и цифровой грамотности», – объяснил он.
Также в мае 2023 года приняли концепцию технологического развития до 2030 года, благодаря чему в России создается своя научно-техническая база критически важных и сквозных технологий для обеспечения технологического суверенитета.
Идет работа и на предприятиях. В частности, усиливают программы наставничества, поэтому такая передача опыта от человека человеку весьма эффективна.
«Решение проблемы дефицита кадров многослойное. Оно охватывает увеличение инвестиций, обновление технологий и оборудования, обучение и поддержку сотрудников, а также перераспределение трудовых ресурсов между отраслями и регионами, реконфигурацию технологических цепочек и международного сотрудничества», – резюмировал парламентарий.
А Евгений Савченко в ответ на это добавил, что в указанный депутатом комплекс мероприятий надо бы включить строительство комфортабельного жилья, предназначенного для сдачи в социальный наем специалистам востребованных в регионе профессий. Доступность такого жилья, уверен общественник, положительно скажется не только в плане привлечения кадров, но и на повышении уровня рождаемости в Челябинской области.
Больше мнений можно узнать на сайте проекта «Экспертный клуб».