Поиск

Челябинская художница уехала в тайгу, где родила двоих детей

15.06.2020 15:57
Автор: Антонина Артемьева
Елена Беседина также ведет блог «Кругом тайга» о жизни в Алтайском крае и на севере, изучает культуру малых народов России. О том, каково жить и воспитывать детей на севере, чем интересны пословицы эвенков и можно ли остаться в изоляции в глухой таежной деревне, челябинка рассказала журналистам.
Челябинская художница уехала в тайгу, где родила двоих детей*
Художница из Челябинска Елена Беседина распорядилась своей жизнью довольно оригинально. Девушка, как и все, закончила учебу и нашла работу в офисе в центре города. Но однажды «психанула», решила бросить работу и уехать. О том, как произошли кардинальные перемены в жизни, и к чему это привело, Елена рассказала журналистам «КП-Челябинск».

Джек Лондон, дети и романтика севера

«Все хотят на Бали, все хотят на юг. Там и так много народу без меня. А я выросла на книгах Джека Лондона, на книгах великих путешественников, мне хотелось всегда посмотреть север, увидеть северное сияние, услышать стук копыт северных оленей. Меня тянула северная романтика, - рассказывает Елена. – Вообще, я была городской девушкой, выучилась на дизайнера, работала в офисе. Но однажды случился такой переломный момент. Я сидела на работе, смотрела из окна на Свердловский проспект и поняла: вот мне скоро 25 лет, я сижу в офисе, и могу просидеть так еще 25 лет. Жизнь проходит, а я сижу. Я психанула и уехала в поселок Пороги в Сатке. Там у меня был хороший друг - хозяин питомника хаски».

В Сатке Елена встретилась с будущим мужем, с которым успела до этого познакомиться в интернете. Он предложил поехать в Набережные Челны, а потом на север. Для этой экспедиции мужчина уже строил лодку на воздушной подушке.

За время подготовки к путешествию у Елены и ее супруга родилась дочь. Сама экспедиция проходила по Пермскому краю, северу Красноярского края, Якутии до границы с Чукоткой и по Алтаю. Во вторую «кочевую» зиму в семье путешественников появился сын. Зимовать останавливались в глухих деревнях, где люди привыкли жить по-другому.

61821968c504d50d018e5e3cc97de9a9.jpg

«Там мы были не одни, на севере до сих пор есть оленеводы - люди, которые живут семьями и кочуют вместе с оленями. Не было ни разу, чтобы мы оставались в социальной изоляции: постоянно приезжают гости, оленеводы с детьми, туристы из соседних областей, регионов. У нас был постоянный поток гостей. Дети совершенно не испытывали недостатка в общении», - отмечает Елена.

Жизнь на севере имеет и другие особенности. Елене пришлось изменить привычное питание, поскольку северным жителям сложно оставаться вегетарианцами. Это происходит по вполне банальной причине – цены на фрукты и овощи намного выше, чем в других регионов. Цена за килограмм яблок, например, может доходить до 500-600 рублей.

«Собираясь на зимовку, я составляла список основных продуктов, которые мы закупали мешками с расчетом до следующей весны: мука, сахар, соль, крупы. Я составляла список витаминов, других штук, которые надо закупить на год, потому что детям нужно более разнообразное питание. Все витамины, микроэлементы на севере - из рыбы и мяса. Например, оленья печень. Чтобы получить из мяса и рыбы все эти микроэлементы, нужно есть все это в сыром виде. Это все реально сделать только на севере, потому что рыба может проморозиться до 40-50 градусов, при которых гибнут все паразиты. Жирные сорта рыбы: чир, муксун, нельма», - рассказывает Елена.

При этом, жизнь вдали от людей лишает и таких «удовольствий», как регулярные простуды. Свежий воздух и движение, отсутствие большого количества людей позволяют реже болеть даже в суровых условиях.

Против «красных тряпочек», как на оленях

После экспедиции семья Елены осела в селе в Алтайском крае. Ее дочь в этом году пойдет в школу. А сама художница занялась изучением культуры малых народов России. В частности, Елена проиллюстрировала календарь с эвенскими пословицами.

Безымянный2.JPG

«Эвенки теряют свою культуру, начиная с середины 20 века, когда советская власть пришла на север. Они соблазнились благами цивилизации и стали забывать то, чем они жили сотни лет. Когда я прочитала заповеди эвенкийские, мне показалось, что по этим заповедям можно жить не только эвенкам, но и всем. У них очень простые жизненные заветы. «Жизнь прожить — не один горный перевал перевалить. Еще никто на свете, не испытав невзгод, не жил», - отмечает художница. - У меня есть знакомый, который родился в чуме, в поселке, который самый последний в истории севера примкнул к советской власти. Пролетал самолет, и пилоты увидели сверху, что какие-то люди бегают. Оказалось, что это поселок, которого нет ни на одной карте Советского союза. Всех детей оленеводов собрали в вертолет и увезли в поселок в интернат. Многие сбегали. Приходя в поселок, дети делились своими впечатлениями о советском воспитании. «Нам выдают такие красные тряпочки, вот сюда на шею завязывают», — рассказывали дети о пионерских галстуках. «Какие тряпочки?» — спрашивали старики. «Такие красные, как мы оленям завязываем — тем, которых мы осенью забивать не будем, чтобы различать их», — отвечали дети. Старики не одобряли всего этого, им казалось, что это нововведение какое-то очень опасное. Старики отказывались от пенсий, говорили: «Нет, не может быть такого, что тебе просто так что-то дают. Ты потом должен будешь за это то-то свое отдать. Мы опасаемся такое брать».

Безымянный1.JPG

На севере привыкли жить по-своему, человек не может здесь выжить без поддержки близких. Но слова благодарности ничего не значат, северяне говорят «спасибо» делом или подарками. Сейчас, по словам Елены Бесединой, молодые люди вновь стали проявлять интерес к культуре своего народа, оленеводство начинает возрождаться.

Фото: chel.kp.ru
+