Челябинск «подстриг» маршрутки
«Дискуссионный клуб на Елькина, 45» вновь собрал экспертов, чиновников, законодателей и журналистов, чтобы обсудить проблемы общественного транспорта Челябинска. Почему горожане жалуются, что маршруток стало меньше? И просто ли разработать транспортную концепцию мегаполиса?
Маршрутки против…
Не смотря на довольно представительный состав участников, на дискуссионный клуб не удалось зазвать ни одного частного перевозчика. Пять наиболее крупных предпринимателей получили приглашения, но все в последний момент отказались, сославшись на разные причины.«Жалко, что так получилось, — отметил начальник управления транспорта администрации Челябинска Олег Козлов. - Было бы интересно услышать их мнение по многим вопросам. Но частники привыкли обсуждать что-то когда их обижают, а когда все нормально — предпочитают особо не светиться».
Олег Козлов рассказал, что проблему организации общественного транспорта сегодня удалось решить всего нескольким городам нашей страны: Казани, Липецку, Новосибирск и отчасти Нижнему Новгороду. В УрФУ дела более-менее хорошо обстоят только в Тюмени.
Он также поделился некоторой статистикой: сейчас в Челябинске работают около 300 трамваев, 250 троллейбусов и столько же автобусов. Частный общественный транспорт, который работает на внутренних муниципальных маршрутах — это 35 операторов на 66 маршрутах. Кстати, в 2012-м году было под 50 компаний и их доля по сравнению с муниципальным транспортом была около 70% к 30%. Сейчас это соотношение меняется.
«Глава региона дал поручение всем контролирующим ведомствам и силовикам подключится к наведению порядка на рынке частных перевозчиков Челябинска, - поделился начальник управления транспорта. - И они достаточно эффективно в октябре-ноябре поработали. Частники напряглись, и чуть вспотели. Их каждый день начали штрафовать. Миграционная служба серьезно «подстригла» наших гостей из ближнего зарубежья. Кто-то затаился на время, каждый перевозчик потерял часть машин. К нам жалобы приходят, что маршрутки стали реже ходить».
По его словам, надо одновременно обновлять и увеличивать подвижной состав муниципального транспорта: «Моя мечта — соотношение 50 на 50, в ближайшей перспективе на год-два. Частные перевозчики не должны чувствовать себя гегемонами. Они должны соблюдать все правила перевозок, а не только гнаться за прибылью, работать «по понятиям». Были заявления, что будет некая забастовка маршруток, но они все прекрасно понимают, что как только перейдут от теории к практике — их место сразу займут другие. Транспортного коллапса в городе точно не будет».
Начальник МУП «Челябинского городской автотранспорт» Эдуард Маховский напомнил недавний «ледяной дождь»: «Мы выходили полным составом в отличии от частников, которые берегли свои машины. Пассажиропоток увеличился на 46%, но мы справились, так что по вместимости есть определенный запас прочности. Однако у нас сейчас 31 автобусный маршрут, и если брать полную комплектацию, в том числе дежурные и запасные машины, то должно быть как минимум на 100 автобусов больше. От этого все беды, когда пытаемся растягивать наличный парк под гораздо большие потребности».
По его словам, только восемь маршрутов МУПа имеют часовую доходность около 800-1000 рублей. Все остальное по 100-200 рублей: «Это далеко за чертой экономики. Но от них я не могу отказаться».
В ожидании транспортной концепции
Заведующий кафедрой автотранспорта ЮУрГУ Николай Горяев заявил, что необходимо разработать концепцию развития пассажирского транспорта в Челябинске: «Она должна быть долгосрочной и основываться на объективных данных. Наша кафедра делала серьезное обследование в 1997 году. 17 лет назад! Да, это недешевое исследование, но оно помогло бы ответить на такие вопросы как соотношение частного и муниципального транспорта, больших машин и микроавтобусов, сквозных маршрутов и пересадочной концепции».Олег Козлов возразил, что маршрутная сеть, которая была утверждена в 2012 году имела под собой научную базу - исследование дорожно-проектного института. Но, как показала практика, оно не самое идеальное. Было предложено 87 маршрутов, а осталось только 66.
«Треть маршрутов выпала, потому что были неэффективны, - подчеркнул чиновник. - Частникам не нужны хордовые маршруты в 40 километров, которые попадают в два-три района всего. В новые районы, частников вообще не загнать, потому что там не будет 100% прибыли. Мы собираемся обновить это исследование, пока выбираем исполнителя. Хорошо, если бы могли как Казань за два месяца сделать глобальное исследование, привлечь 20 тысяч студентов...»
На вопрос не кажется ли ему, что должна быть единая концепция развития города: генплан, дорожная, транспортная, Козлов ответил: «Это идеально, когда можно сначала дороги построить, потом остановки, разворотные площадки, а только потом дома. Так это делается в Китае. Именно так строились Набережные Челны. И для этого уже необходима поддержка региональных властей, если не федеральных».
Депутат городской Думы Виталий Пашин посетовал, что для регулирования внутригородских перевозок нет четкого федерального закона. Его проект лежит в Государственной Думе с 2010 года без движения.
«Госдума то как горячие пирожки законы издает, то солит их десятилетиями, - возмутился его коллега по ЛДПР, депутат Заксобрания Андрей Ткаченко. - Все, что было сделано при социализме — было правильно. По проспекту Ланина ходил только один троллейбус и всем хватало! Зачем сейчас эти толпы «газелек» в три полосы? Отодвинуть надо частников от центра города, и все! Какие проблемы это сделать?»
За чей счет банкет?
По традиции резюмировали эксперты: «У меня один вопрос, - заявил политолог Александр Мельников. - За чей счет банкет? Кто будет оплачивать изменения в системе общественного транспорта? Ценовая доступность в Челябинске сейчас более-менее решена, территориальная тоже — почти к каждому дому маршрутки приезжают. Стихийным образом все сложилось достаточно работоспособно. Если что-то подправлять, разрабатывать концепцию или вкладываться в новый муниципальный автопарк - кто-то согласится ездить не за 15 рублей, за 55?»Заместитель председателя постоянной комиссии Городской думы по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре Станислав Новичихин отметил на это: «Налоговые отчисления МУПов и частников разнятся в десятки, если не сотни раз. От одного большого МУПа бюджет будет получать огромные средства, а небольшие частные ИП всегда уходят или минимизируют свои отчисления».
По мнению еще одного эксперта Алексея Ширинкина, качество работы частников, можно регулировать с помощью конкурсов на маршруты. Не давать тем, кто является самым отъявленным нарушителем правил перевозок: «Одна из ключевых проблем, насколько я услышал, желание частника взять длинные маршруты через центр города и нежелание работать с окраинами, особенно поселками. Прозвучали даже мнения о желательности убрать частников из центра вообще. Но позвольте, следуя логике рынка, возможно, следует поступить ровно наоборот: перевести муниципальный транспорт на неинтересные частнику "социальные" маршруты, а выгодные частникам поездки в центре города полностью им и отдать?»
Он также отметил, что общественное участие в деле развития городского транспорта - вещь не просто нужная власти для установки "галочки" в графе "развитие гражданского общества", а для реальной концептуализации этого направления: «Профессиональные исследования пассажиропотока и работы транспорта - вещь дорогая, а вот собрать фактически импровизированную фокус-группу получится совершенно бесплатно. Более того, вполне реальными представляются и волонтерские проекты, главное - уверенность людей в искреннем желании чиновников улучшить качество жизни в конкретно взятой ее сфере. Конечно, Челябинску нужна транспортная концепция. Это влияет и на восприятие города и на инвестиционную привлекательность всего региона».