Среднестатистический портрет алиментщика становится все более женственным
На Южном Урале из более полутысячи осужденных за невыплату алиментов практически сорок человек — женщины.
Уговоры и увещевания на таких родителей перестали действовать уже давно. Судебные приставы озвучивают неутешительную статистику — число уголовных дел увеличилось в разы. За злостное неисполнение обязательств по алиментам (ст.157 УК РФ) судебные приставы Челябинской области за пять месяцев 2009 года возбудили 516 уголовных дел в отношении нерадивых родителей. За весь 2008 год было возбуждено по ч.1 статьи 157 УК РФ – «злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей» - около 270 уголовных дел, а в 2009 году число привлеченных к уголовной ответственности безответственных мамаш и папаш, судя по итогам первой половины года, может перевалить за тысячу. На сегодняшний день уже рассмотрены 276 уголовных дел, по 267 материалам вынесены обвинительные приговоры, 9 прекращены судом по реабилитирующим основаниям — примирение сторон, деятельное раскаяние, готовность добровольно выплачивать алименты. Уже перестал удивлять тот факт, что все чаще бросать своих детей на произвол судьбы стали женщины. Таких мамаш в списке преследуемых законом и уже осужденных 39 человек! Многие лишены родительских прав, и их дети пребывают в детских домах.
Так, гражданка К., 29-летняя жительница города Миньяра Ашинского района, отказывалась перечислять деньги опекуну на содержание своего несовершеннолетнего сына. К. неоднократно предупреждалась об уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов и об обязательстве в случае перемены места работы или жительства извещать об этом в 3-х дневный срок судебного пристава-исполнителя и взыскателя. Ей также было предложено трудоустроиться либо встать на учет в центр занятости населения, чтобы гасить долги по алиментам из пособия по безработице. Однако К. не торопилась выполнять предписания приставов, а, более того, неоднократно открыто высказывала нежелание выплачивать алименты на содержание своего несовершеннолетнего сынишки. Пристав установила, что нерадивая мамаша около года подрабатывала, при этом, не оформляя свои трудовые отношения, и имела неофициальный доход не менее 1500 рублей. Невелики деньги, но не то что алименты, даже ни одного гостинца маленькому Вове мать-кукушка за все это время не принесла. Общая сумма ее задолженности по алиментам составила более 22 тысяч. Суд признал гражданку К. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, и назначил наказание в виде восьми месяцев исправительных работ с удержанием из заработка десяти процентов в доход государства.
Не всегда родители, уклоняющиеся от уплаты алиментов, ведут асоциальный образ жизни и не желают устраиваться на работу. Есть и такие, которые имеют постоянный доход, позволяют себе отдых за границей и дорогие вещи, но почему-то считают, что разводясь с супругой, одновременно «разводятся» и со своими детьми. Житель области, гражданин К., будучи обязанным на основании решения суда выплачивать денежные средства на содержание несовершеннолетних сыновей, умышленно, злостно уклонялся от уплаты алиментов. Работая с 2007 года у индивидуального предпринимателя, о своем месте работы приставу не сообщал, алименты с того же времени не выплачивал. В результате, общая сумма долга достигла практически 100 тыс. рублей. Суд назначил наказание К. в виде 6 месяцев исправительных работ, с удержанием 10% заработка в доход государства.
Еще один алиментщик из Катав-Ивановска задолжал своей дочери Ирине более 200 тысяч рублей. Алименты он не перечислял с 2000 года. Он также пройдет шестимесячную трудотерапию с удержанием 10% заработка в доход государства.
Уголовное преследование алиментщиков — крайняя мера воздействия на них. Судебные приставы помимо этого выносят постановления о временном ограничении права гражданина выезда за рубеж. Но эта мера действует не на всех потерявших совесть папаш и мамаш. Приставы постоянно убеждаются в том, что к таким людям должны быть применены более жесткие виды наказаний — вплоть до реального лишения свободы. Потому как родитель, утративший совесть по отношению к своему же ребенку, вряд ли сможет встать на путь исправления без вмешательства приставов и правосудия. Осознанию своего долга перед своими детьми и престарелыми родителями должно способствовать и самое жесткое и негативное отношение общества к родителям-кукушкам, поскольку переполненные детские дома и приюты для престарелых, нищие на папертях и беспризорные дети на улицах городов — самый зримый и неумолимый показатель социального неблагополучия общества.