Поиск

Неучебная тревога для автошкол

19.08.2009 00:00
Автор: Светлана Шлыкова
С 1 июля автошколы должны были многое изменить в своей работе. Во-первых, все учебные машины в обязательном порядке надлежало оборудовать аудио- и видеосистемами. Во-вторых, обучение курсантов предписывалось проводить исключительно на собственных автоматизированных автодромах.
Неучебная тревога для автошкол*
не наше

С 1 июля образовательные учреждения, осуществляющие подготовку водителей, должны были многое изменить в своей работе. Во-первых, все учебные машины в обязательном порядке надлежало оборудовать аудио- и видеосистемами. Во-вторых, обучение курсантов предписывалось проводить исключительно на собственных автоматизированных автодромах. В-третьих, каждая школа должна была приобрести некий АПК - аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя.

Всё это оказалось прописано в новых требованиях, предъявляемых учебным заведениям данного типа. Однако возникла проблема. Речь не о том, что выполнение данных условий, без которых автошколы просто не пройдут лицензирование, может обойтись в копеечку (это, как говорится, проблемы автошкол). Дело в другом: технических требований к новинкам – суперавтодрому, видеокамерам, АПК – пока просто не существует.

Что за комплекс для тестирования, как он выглядит, где его брать, не знают не только руководители автошкол, но даже и представители инспекции по безопасности движения, которые должны следить, как выполняются новые требования. Заместитель начальника управления ГИБДД по Челябинской области Андрей Мурыгин не так давно в одном из интервью признавался, что лично АПК не видел – на Южном Урале таких комплексов просто не существовало. Каким именно должен быть автоматизированный автодром, какие видеокамеры устанавливать, тоже пока не понятно.

- Мы, руководители автошкол оказались в ситуации, когда нам говорят: «Вы должны иметь то, не знаю что, показать то, не знаю что, тогда, не знаю когда», - восклицает Андрей Николаев, секретарь Совета директоров автошкол Челябинской области. – Сотрудники ГИБДД пытаются взять под козырёк и требуют от нас выполнения новых правил. При этом технических требований ни к видеонаблюдению, ни к автоматизированному автодрому, ни к аппарату тестирования нам не предоставляют, объясняя, что у них их нет. А у кого есть? Мы уже написали письма во все инстанции, вплоть до Москвы. Ответов пока нет. Думаю, в скором времени возможны судебные прецеденты.

По словам Андрея Львовича, «якобы вступившие в действие» новые требования к образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку водителей, изложены в документе, юридической силы не имеющем. И всё потому, что приказ утверждён Министерством образования, согласован с Минтрансом и ГИБДД. Но он не прошёл регистрации в Минюсте, как документ, затрагивающий свободы граждан. Поэтому представители автошкол, в том числе ВОА и РОСТО, предполагают, что он пока вне закона.

- Антимонопольный комитет сейчас занимается данным вопросом, - говорит директор челябинской частной автошколы «Автокласс плюс» Олег Горбунов. - Я вообще считаю, что все новые требования придумали для того, чтобы побольше денег из автошкол выкачать. Автоматизированный автодром нужен для сдачи экзаменов по вождению по новой сформулированной методике, но учебным заведениям он вообще ни к чему! Достаточно обычного, хорошо оборудованного, но без всякой автоматики. Кстати, ЧелГУ разработал проект автоматизированного автодрома, стоимость которого в десятки раз меньше, чем подобные объекты, которые нам предлагают сейчас. Но так как технических требований к автодрому нет, не ясно, можно ли нам воспользоваться данной разработкой. То же самое с видеокамерами. Какие они должны быть, как их устанавливать, никто не объясняет.

В управлении ГИБДД по Челябинской области прокомментировали сложившуюся ситуацию кратко: «Есть требования – мы должны их выполнять. Никто палки в колёса автошколам не вставляет».

В ГИБДД ждут не только утверждения технических требований, но и методики сдачи экзаменов на вождение. О том, что для получения водительских прав будет увеличено количество фигур, обязательных для выполнения, говорят давно. Ко всем знакомым «змейке», «горке», «дворику», «гаражу» и «парковке» может добавиться «полоса разгона», «проезд регулируемого перекрестка и железнодорожного переезда». А вот количество обязательных часов по практическому вождению было увеличено новой программой подготовки водителей ещё с 1 января этого года.

Ученик, который хочет получить права категории В, должен проводить за рулём не 32, а 50 часов. Значит ли это, что цена за обучение в автошколах поднялась? На этот вопрос мы попросили ответить директора автошколы ВОА (Всероссийского общества автомобилистов) Владимира Белоусова.

- Цена за обучение у нас осталась прежняя, - сказал Владимир Александрович. - Теория стоит 6 тысяч 500, час вождения – 175 рублей. В целом за обучение приходится платить 15 тысяч 250 рублей. Из-за того, что количество часов вождения увеличилось на 18, то, по идее, курсант переплачивает больше на 3 тысячи 150 рублей. Я не случайно говорю «по идее». Потому что мало кто из курсантов и раньше ограничивался 32-мя часами. Все просили увеличить время на практическое вождение. Правила сдачи экзаменов ужесточились. Например, если курсант вовремя не включил указатель поворота, а затем вовремя его не выключил, экзамен считается не сданным. Так что, чем больше практики, тем лучше… Стало ли в этом году меньше желающих получить права? Стало – раза в два раза. Но не из-за новых правил, а благодаря кризису. Челябинцы, как и все в мире, пытаются экономить и тратить деньги на товары первой необходимости. Водительские права, как вы понимаете, к их числу не относятся. Однако не думаю, что автошколы из-за этого разорятся. По крайней мере - наша. У нас есть и собственное здание, и свой автодром. А вот тем, кто арендует площади, сейчас действительно приходится нелегко.