Поиск

Закон джунглей

06.08.2009 00:00
Автор: Владимир Филичкин
Согласно информации от областного Минсельхоза в планах иранских предпринимателей, которые недавно побывали с визитом в Челябинской области, строительство двух сельскохозяйственных комплексов плюс мельзавод и комбикормовый завод .
Закон джунглей*
не наше


Сильные разделываются со слабыми, умные разделываются с сильными, а правительственные чиновники разделываются со всеми…

 Согласно информации от областного Минсельхоза в планах иранских предпринимателей, которые недавно побывали с визитом в Челябинской области, строительство двух сельскохозяйственных комплексов плюс мельзавод и комбикормовый завод . После встречи с министром сельского хозяйства Иваном Феклиным они уже посетили Увельский и Брединский районы, где осмотрели площадки предполагаемого строительства. Заняться сельским хозяйством на Южноуральской земле инвесторы из Ирана намерены в комплексе.


Восточные бизнесмены хотят построить в Увельском районе яичную птицефабрику на 500 тысяч кур и, в перспективе, молочную ферму стартовой мощностью 600 дойных коров, которая должна расшириться до полутора тысяч бурёнок. Завод по производству комбикорма будет делать 100-300 тыс. тонн продукции в год. Также появится скотоводческая ферма на 3 тыс. голов, мясоперерабатывающий комбинат с холодильной установкой. Сумма предполагаемых инвестиций – 100 млн. долларов. Как рассказал министр сельского хозяйства Челябинской области Феклин, три иранских бизнесмена ведут переговоры через представителей азербайджанской диаспоры, с которыми у них давно сложились близкие отношения. С помощью выходцев из Закавказья им удалось найти компаньонов в Челябинской области. Российская и иранская стороны проекта уже подписали рамочное соглашение о намерениях. По данным Ивана Феклина, в роли российского инвестора проекта выступит известный челябинский предприниматель Андрей Дробышев, председатель комитета по информационной политике Законодательного собрания Челябинской области созыва 2000-2005 годов. Предполагается, что к 1 сентября будет окончательно выбрана площадка для строительства, после чего официально зарегистрируют совместное российско-иранское предприятие. Имеются сведения, что иранцы хотели бы получить землю в районах, непосредственно прилегающих к Челябинску. На что областные чиновники, давно мечтающие об инвестициях в захиревшее сельское хозяйство области, скорее всего, согласятся даже без каких-либо особых условий. 

 Однако эта персидская история слишком напоминает прошлогоднюю арабскую сказку. Когда правительство области широковещательно объявило, что арабские нефтяные магнаты готовы в течение трех лет вложить в развитие России 100 миллиардов долларов, причем большую сумму оставить на Южном Урале. Губернатор Петр Сумин и председатель правления компании "Квэлити Энерджи Петро Интернэшнл" Адель Аль Отайба помнится, даже подписали протокол о намерении построить в Челябинской области нефтеперерабатывающий комплекс. Он должен был вырасти на участке между депрессивными городами: Копейском, Еманжелинском и Коркино. И практически решить проблему безработицы в этих городах. Согласитесь, что все это слишком напоминает анекдот о двух вариантах выхода Челябинской области из кризиса. Реалистичном и фантастичном. Реалистично, это когда в Челябинск прилетят марсиане и спасут нашу экономику от кризиса. Фантастично, если мы все-таки сами сделаем это под руководством наших областных властей. В связи с распространившейся в печати информацией об Иранской экспансии в Южноуральский АПК возникает целый ряд острых вопросов, ответы на которые мы постарались сформулировать в этом материале:

1.Насколько рискованно иранцам вкладывать инвестиции в Южноуральский агропром? Печальный пример- война с китайскими производителями. Судя по всему, ранее китайские овощеводы тоже получили разрешение от властей на использование южноуральских земель. Теперь против них ведется жесткая атака. Не произойдет ли то же самое с иранцами, после того как они построят заводы и комплексы. То есть впоследствии их могут заставить играть по правилам бандитского капитализма, диктата ценовой политики или начнут отбирать бизнес. Такое возможно? 
 Вполне. Тем более, что вся новейшая история областного агропрома убедительно свидетельствует о том, что сельхозструктуры приближенные к руководителям правительства области практически открыто используют приемы недобросовестной монопольной конкуренции. А при таких хищнических схемах своего бизнеса может лишиться любой. 


 К примеру. В системе Челябинского областного «Птицепрома» к его созданию в 1967 году было 17 птицеводческих предприятий, и все до единого были рентабельны. До определенного времени, а именно – до прихода во власть «куратора широкого профиля» Андрея Косилова, когда государство утратило все нити управления и влияния на птицеводческий комплекс Южного Урала. Именно тогда была допущена стратегическая ошибка! Дорвавшись до монопольной власти в АПК, Андрей Николаевич, скорее всего, даже не задумывался, что без государственной поддержки такие высокомеханизированные, высокотехнологичные мощные сельскохозяйственные производства выжить просто не смогут. К 1967 году, когда создавался «Птицепром», в области было произведено 27 миллионов штук яиц и 800 тонн птичьего мяса, а в 1990 уже 930 миллионов штук яиц и 43 тысячи тонн мяса. Кроме куриного, мы производили гусиное и утиное мясо, мясо индейки. Область к 1991 году была полностью обеспечена продуктами птицеводства, и мы вывозили их в Тюмень, Нижневартовск. 

 У погибшего от пули снайпера Михаила Лежнева, директора Сосновской птицефабрики, было два вертолета, которые ежедневно делали рейсы в Тюменскую область: перевозили туда мясо птицы. Именно в те годы была создана сеть фирменных магазинов «Петушок», куда поставлялась продукция всех птицефабрик области по 20–30 наименованиям. Но в результате «смелого эксперимента» уже к 1998 году все птицефабрики Челябинской области были обременены серьезными долгами, причем у некоторых задолженность достигала астрономических сумм. Такого прежде никогда не было. Судите сами. Сосновская птицефабрика – долг 67 миллионов рублей, Еткульский госплемзавод – 18 миллионов рублей, Камышевская птицефабрика – 16 миллионов рублей. Как писал в то время в городской газете известный челябинский журналист Андрей Корецкий, «ситуация в челябинском «Птицепроме» очень беспокоит Андрея Косилова. Потому что она плачевна, во всяком случае, совсем не такая радужная, как это преподносится официально.

Задача Косилова, как говорят, – расставить на предприятиях по производству птичьего мяса своих людей, поскольку в этой отрасли грядет крупный передел собственности. Для этих целей Косилов лично выходит на руководство арбитражного суда, по слухам задействуя административный ресурс, стараясь решить дела в свою пользу». Явно избирательное развитие областного «Птицепрома» на бюджетные средства на самом деле нужно было лишь для создания так называемого «сельскохозяйственного холдинга Андрея Косилова». И вложенные в развитие птицефабрик на возмездной основе бюджетные средства никто возвращать нам с вами не собирался.
 
Помимо основного производства в поселке Рощино (Сосновский район Челябинской области), в состав агрохолдинга «Равис» на сегодняшний день входят Песчаная птицефабрика, Еткульский и Шершневский племрепродукторы, сельхозпредприятия ООО «Заозерное», ООО «Карсинское», ООО «Уйское», ООО «Белоносовское», ООО «Красное поле», ООО «Заря». Соответственно еще один пример :"Программа развития отрасли птицеводства в 1999–2000 гг." предполагала, прежде всего, возродить мясное птицеводство и его основу в области – Еткульский племптицезавод. Тем более что ему к этому времени по суду вернули статус государственного предприятия. Под это дело птицеводам Южного Урала выделили из бюджета два миллиарда рублей (неденоминированных) на приобретение племенного яйца. Элитные яйца завезли, начали делать на предприятии реконструкцию, завозить комбикорма. За год вложили в Еткульский племзавод еще около 10 миллиардов рублей (неденоминированных). Это позволило вывести его на проектную мощность. Увеличить производство в восемь с лишним раз. 

 А затем еткульские птицеводы, как водится, последними узнали, что оказывается все основные средства, имущество и недвижимость их родного предприятия уже проданы косиловскому «Равису». Так как арбитражный управляющий ООО ППЗ «Еткульский» Сергей Сергеев, как близкородственный Андрею Николаевичу человек, прямо объявил, что преднамеренного банкротства тут вовсе даже нет, а есть просто задолженность госплемптицезавода перед ГУП «Продкорпорация» в размере 15 миллионов рублей. А «Равис» – это правопреемник задолженности ООО ППЗ «Еткульский». Согласитесь, кто же будет при таком раскладе слушать главного бухгалтера ООО ППЗ «Еткульский» Валентину Кузнецову, до сих пор утверждающую, что сумма долга не превышала 37 тысяч рублей. Все, уплыл крупнейший государственный племенной птицезавод…

 Или вот еще один пример. В прессу ранее уже просочились странные намеки про то, что сельскохозяйственное ведомство Андрея Косилова в очередной раз помогает средствами из бюджета только своим: «Сотрудники главного управления комитета безопасности России по УрФО, куда работники «Амурского племзавода» обратились за помощью, обнаружили две бумаги за одним номером № ХА–19/32 от 14.02.2006 г. «Выписка из перечня перспективных племенных заводов и генофондных хозяйств для выделения субсидий из федерального бюджета на содержание продуктивного маточного поголовья животных». Разница только в том, что в одном документе фигурирует ЗАО «Амурское» - племзавод», а в другом, который попал в министерство сельского хозяйства Челябинской области, вместо Амурского предприятия было указано уже ООО «Агрофирма Калининская». 

 Но журналисты из агентства «Журналистских расследований» пошли чуть дальше, заглянув в выписки из единой государственной регистрации юридического лица «Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Калининская" созданного в поселке сельского типа «Калининский» Брединского района Челябинской области с уставным капиталом всего в 10000 рублей.
 Учредителем «Агрофирмы Калининская» специализирующейся на разведении эталонного поголовья знаменитых на весь мир мясных коров герефордской породы оказалось никому не известное ЗАО «Уралтехпром». Коммерческая структура, зарегистрированная в Челябинске на улице Кривой Сони в доме 75, где по странному стечению обстоятельств располагаются и структурные подразделения Южно-уральского АПК и Министерства сельского хозяйства Челябинской области. 
 
Физическими лицами - учредителями ЗАО «Уралтехпром» являются Русакова Елена Викторовна и Феклин Иван Евгеньевич, а директором предприятия Русаков Вячеслав Викторович. Вот такое скромное аффилированное предприятие близких родственников. 

2. Зачем вообще привлекать иностранный капитал в сельское хозяйство. Не создает ли это конкуренцию нашим селянам Возможно ли здесь применение Косиловым коррупционных схем на начальном этапе при выделении земельных участков?

  Нам следует учитывать, что экономика Ирана — пятнадцатая в мире по объёму национального производства (по данным ЦРУ США). И крупнейшая среди государств Западной Азии и ОПЕК. В докризисном 2007 году Иран обогнал Турцию по объёму ВВП, став, таким образом, крупнейшей экономикой в Исламском мире. Объём ВВП в 2007 году составил $852,6 млрд., рост ВВП — 5,8 %. Почти половина всех бюджетных средств (45 %) поступает от экспорта сырой нефти. Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд. тонн) и занимает 5,5 % на мировом рынке торговли нефтепродуктами. С 2008 года Иран торгует своей нефтью на собственной бирже в евро и риалах. Поэтому конечно Челябинским крестьянам, которых все никак не получается принудительно «возродить» - конкурировать с набирающей обороты иранской экономикой будет сложно. А если учесть, что ближайший пригородный район в Челябинской области – Сосновский, является к тому же вотчиной ставленника Андрея Николаевича Владимира Котова, то нельзя исключить и подобные коррупционные варианты. Земля под Челябинском дорогого стоит. И откаты от состоятельных иностранцев могут быть весьма существенными.  

3. Как вы в целом оцениваете развитие АПК на Южном Урале. Периодически проскальзывает информация, что с/х у нас в регионе больше получает бурное развитие на бумаге в виде приписок, а не в реальности. Если есть какие-то статданные или информация, что такие факты имеют место быть? Насколько распространены, по вашему мнению, у нас приписки в докладах об успехах, о которых рапортуется в федеральный центр. 

 О приписках в сельхозстатистике Челябинской области сравнительно недавно и подробно рассказывали даже в аналитической программе Марианны Максмовской на РЕН ТВ. А чтобы лучше понять, что же на самом деле происходит в агрокомплексе области, давайте возьмем для примера, один только Уйский район необычайно богатый сельхозугодьями, которые составляют около 80% всей его территории. 21 июня 1929 года в Уйском районе Челябинской области был создан первый совхоз «Уйский», бывшая государственная сортоиспытательная станция. Ныне он уже третий год работает в составе косиловского холдинга «Равис».

 К середине тридцатых годов прошлого века в районе успешно действовало 48 сельхозартелей, и он поэтому, наверное, на несколько лет даже получил почетное название «Колхозного». Но сегодня ситуация в Уйском районе не может не поражать. Нынче осталось всего семь (из почти трехсот) фермерских хозяйств. Да и то три уже на грани закрытия. Еще в 2000 году у фермеров было 12 тысяч гектаров земли с правом пожизненного владения. Продолжали работать полтора десятка крупных хозяйств – бывшие совхозы и колхозы, изменившие форму собственности.

 Сегодня же, как написала газета «Опора России в Магнитогорске» № 3(5), вышедшая в апреле этого года, – «поголовье крупного рогатого скота сократилось с 33 тысяч до 6, свиней не осталось вовсе. Две трети пашни заросло бурьяном, даже поднялись трехметровые березки и сосновая поросль. Председатель союза фермерских хозяйств Владимир Глушак относит все эти «достижения» на счет главы Уйского района Сергея Коновалова, который все восемь лет своего правления разрушает районное хозяйство».

4.Интересен такой момент. Андрей Косилов через подконтрольный ему «Равис» известен как крупный производитель курятины. Зачем ему еще такие конкуренты как иранцы, которые тоже собираются построить птицефабрику? 

 Андрей Косилов используя все доступные ему возможности, поднял за последние годы производительность «Рависа» более чем в десять раз. При этом он даже не брезговал уклонением от возмещения в бюджет за загрязнение почв токсичными отходами производства. В коммерческую структуру «Равис» неоднократно закачивались значительные бюджетные средства. Не для того из Сосновской птицефабрики искусственно создавали флагман косиловского Птицепрома, приносящий его владельцам сверхдоходы, чтобы какие-то персы смогли реально стать ему конкурентами. Думаю, что главное для чиновничества это погреть руки от реализации масштабного проекта. 

 И последнее в настоящее время наше сельское хозяйство потребляет, пожалуй, самые дешевые в мире горюче-смазочные материалы, минеральные (азотные) удобрения, натуральный газ и электричество, зерноуборочные комбайны и трактора (хотя качество и надежность сельскохозяйственной техники далеки от совершенства). По данным независимых исследований, при прочих равных условиях, себестоимость растениеводческой продукции в России является сейчас самой низкой в мире. Исключительно низкая стоимость средств производства создает резерв конкурентоспособности, благодаря которым в настоящее время и выживает аграрный сектор страны. Если в результате реформ и требований МВФ внутренние цены на средства производства сравняются либо вплотную приблизятся к мировым, это приведет к тяжелейшим, если не катастрофическим последствиям для отечественного сельского хозяйства. А, пока судя по всему, представители стран третьего мира будут пытаться погреть руки на существующем ценовом дисбалансе.