Поиск

В деле арестованного американцами за торговлю оружием Виктора Бута обнаружен "челябинский след"

22.11.2010 11:41
Автор: Владимир Филичкин
Россиянин Виктор Бут на днях был обвинен в незаконной торговле оружием, сговоре с целью убийства граждан США и поддержке терроризма. 2 сентября 2001 года господин Бут встречался с представителем Аль-Каиды, что было зафиксировано британской внешней разведкой. Бут встречался с Аль-Каидой на территории Афганистана, Катара и Ирана.
В деле арестованного американцами за торговлю оружием Виктора Бута обнаружен "челябинский след"*
не наше

Россиянин Виктор Бут на днях был обвинен в незаконной торговле оружием, сговоре с целью убийства граждан США и поддержке терроризма. 2 сентября 2001 года господин Бут встречался с представителем Аль-Каиды, что было зафиксировано британской внешней разведкой. Виктор Бут встречался с Аль-Каидой на территории Афганистана, Катара и Ирана, – сообщили источники в следственных органах США. По их словам, Виктор Бут резидент российского Росвооружения, под прикрытием, являлся посредником в переговорах между представителями Рособоронэкспорта, и непосредственно заказчиками со всего мира. Среди последних фигурируют «Талибан», африканские боевики, сомалийские пираты, колумбийские наркобароны, повстанческие организации. Виктор Бут.

Кто вы мистер Бут?

Вполне возможно, что расследование, начатое ФБР станет началом глобального разоблачения, а России придется отвечать на те вопросы, о которых страна и понятия не имела до сегодняшнего дня. Но уже сейчас очевидно, что американское дело Виктора Бута стало довольно неприятным не только для российского МИДа, но и для всех оборонных ведомств страны.

В недалеком прошлом Виктор Бут - преуспевающий курсант Казанского суворовского училища, а впоследствии слушатель Военного института иностранных языков, который "крышевало" Главное разведывательное управление (ГРУ) Генштаба РФ. Так что военный переводчик Виктор Бут, как и положено было офицеру его профиля, имел двойное подчинение: непосредственно переводческое и ГРУ. Тесно связанные между собой, они практически дополняли друг друга. Его специализацией стала Африка, со своими особенностями и диалектами.

Но, что интересно начиналась карьера оружейного борона не где нибудь, а в Челябинске. Вот что еще в 2002 году рассказал журналистам генеральный директор авиационной корпорации "СПАЭР" Валерий Спурнов: " Свои первые самолеты Бут действительно закупал в Челябинской области. Четыре Ан-8, два Ан-12, Ан-24, вертолет Ми-8, в общем, весь парк, который собирали бывший директор Златоустовского машиностроительного завода Владимир Попцуй и руководитель Миасского ГРЦ Виктор Макеев, был продан Буту директором Златоустовского машиностроительного Стариковым. Среди них оказался и служебный самолет легендарного Сергея Короленко Ил-18-Д, бортовой номер 75497. Он был просто угнан из аэропорта Баландино - пилотировавшие его летчики Сергеев и Филатов вылетели в Объединенные Арабские Эмираты, а назад не вернулись. Насколько я знаю, Сергеев и Филатов получили вид на жительство в Канаде. Таким же образом был угнан самолет Ан-12, бортовой номер 11734, он находился в Судане, откуда люди Бута угнали его в Анголу. Все самолеты были вывезены в обход таможни, сомневаюсь, что было и разрешение комитета по управлению госимуществом. Самолеты базировались на территории Челябинского аэропорта Баландино, на площадках Министерства общего машиностроения. Мы обратились в Южно-Уральскую транспортную прокуратуру, но должной реакции не последовало... Не только нам, но и государству был нанесен огромный материальный и политический ущерб».

Поэтому сегодня, очевидно, что в американском деле Виктора Бута будет тщательно исследоваться и «Челябинский след». То как, и при чьей поддержке, оружейный барон создавал свое авиапредприятие для переброски новейших вооружений во все горячие точки планеты. И главное, почему он смог это осуществить беспрепятственно…

 Дали взятку – и восторжествовала законность

 

А тут еще на днях председатель счетной палаты Сергей Степашин на совместном с Торгово-промышленной палатой (ТПП) совещании по проблемам госзаказа и госзакупок открыто объявил: «На следующий год мы включим в план проверки осуществление контрактов по закупкам военного ведомства», - сказал Степашин, добавив, что к контрольным мероприятиям планируется привлечь и ТПП. По словам Степашина, в плане работы Счетной палаты до 1 марта 2011 г. будет ряд проверок в сфере госзакупок.

«Госзакупки стали коррупционным каналом, по которому утекают огромные средства из бюджетов разных уровней», - считает председатель ТПП Евгений Примаков. В свою очередь Степашин сказал, что потери составляют 1 триллион рублей в год. Что касается Минобороны, то, по словам Примакова, несколько лет назад ведомство перестало привлекать ТПП к экспертизе контрактов по госзакупкам. "Что касается Минобороны, я согласен с диагнозом насчет прозрачности закупок", - отметил Степашин.

Аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов вообще отметил, например, «непроходимость сложившейся системы финансирования гособоронзаказа». По его убеждению, «более коррупционную среду трудно придумать. …Свыше 40 должностных лиц визируют гособоронзаказ, контракты и платежные поручения. Но никто не отвечает за результат. Цены растут, качество оставляет желать лучшего, объемы производства падают. При этом десятки миллиардов постоянно “висят” на счетах Минобороны и в конце декабря распределяются в пожарном порядке или сдаются в бюджет».

А тут еще стало известно, что единственный в России производитель современных танков нижнетагильский ОАО "НПК "Уралвагонзавод", головное предприятие «танкового холдинга» может остаться в 2011 году без заказов. В декабре 2010 года заканчивается трехлетний договор предприятия с Министерством обороны о поставках в российскую армию по 63 танка в год. Нового заказа до сих пор не поступило. В число бесперспективных попала вся российская бронетехника, поскольку производители танков и самоходок не смогли предложить ничего нового. Специалисты говорят, что даже годичный простой «танкового холдинга» обернется потерей технологий и кадров. Деградация военно-промышленного комплекса, считают эксперты, вынудит Россию закупать бронетехнику за рубежом. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", это станет платой оборонных предприятий за прежнее очковтирательство и сегодняшнее неумение продвигать свою продукцию в условиях жесткой конкуренции.

Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко 11 ноября на совещании с руководителями оборонно-промышленных предприятий Свердловской области уже объявил, что в 2011 году не предусмотрена закупка артиллерийских установок МСТА-С производимых на Урале. Поэтому многие руководители предприятий ВПК, готовятся к худшему. Гендиректор ООО «ЧТЗ-Уралтрак», входящего в «танковый холдинг», Валерий Платонов объявил: «Оценить глубину падения сложно, но, однозначно, оно будет ощутимым. Закрыть выпадающие объемы гражданской продукцией в сегодняшних условиях просто невозможно». Возможный срыв госзаказа сегодня в Министерстве обороны объясняется бурным ростом цен на военную продукцию.

Не торгуй собой ниже себестоимости

Челябинское ОАО «Электромашина», входящее в «танковый холдинг», производит электрооборудование, системы и комплексы управления для бронетанковой техники, а также гражданскую продукцию. Предприятие было акционировано в декабре 1996 года. Крупнейшим совладельцем предприятия с момента приватизации было и остается государство. Размер принадлежащего ему пакета акций все эти годы не менялся. К концу 2001 года группа топ-менеджеров, добивавшихся отставки генерального директора Олега Бочкарева, сумела аккумулировать блок-пакет (около 27%). Но поддержка Бочкарева бывшими областными и федеральными руководителями свела на нет их усилия. Сохранив свой пакет, миноритарии-оппозицонеры были вынуждены уйти с завода.

На сегодня в ОАО «НПО «Электромашина», занимающемся разработкой электрооборудования и внедрением его в производство на ОАО «Электромашина у государства 49% акций завода плюс «золотая акция». Еще около 43% принадлежат четырем физическим лицам, среди которых экс-гендиректор Олег Бочкарев с супругой (17.58%), и противостоящие ему миноритарии из числа бывших работников Александр Шиндяпин (15.2%) и Олег Майоров (10.09%).

В конце мая 2010 года акционеры ОАО «Электромашина» (входящего в ОАО «НПО „Электромашина”», предприятие комплектатор, подконтрольное ОАО "НПК "Уралвагонзавод", где член совета директоров все тот же Олег Бочкарев) отклонили вопрос о проведении дополнительной эмиссии акций по закрытой подписке на 200 миллионов рублей. «Планировалось, что деньги будут направлены на финансирование инвестиционной программы предприятия, его техническое перевооружение. Но мы как миноритарные акционеры не видели план реализации этих проектов», — комментировал тогда ситуацию член совета директоров ОАО «Электромашина» Олег Майоров. По его словам, решение не прошло, так как его заблокировали именно миноритарии, владеющие 25% акций компании.

Вокруг челябинской «Электромашины» который год гремят нешуточные скандалы, связанные с вскрытыми фактами контрабанды комплектующих узлов бронетанкового вооружения в страны третьего мира. Передачей новейших разработок военной техники за рубеж.

А тут выясняется еще, что в последнее время наблюдаются признаки накопления кредиторской задолженности на основной производственной площадке «Электромашины» в ОАО «Электромашина», а активы предприятия тем временем перебрасываются в другое акционерное общество - ОАО НПО «Электромашину», и занимаются этим сегодня люди из команды бывшего заместителя губернатора Челябинской области Игоря Сербинов. Похожие схемы применялись ими при разорении ЧТЗ, создании фантомного «Технопарка». Тогда мы не вмешались и безвозвратно потеряли известнейший мировой бренд «ЧТЗ». Потеряли крупнейшего производителя и налогоплательщика региона…

Сегодня заинтересованными руководителями «Электромашины» вновь даже не объясняется, с какой целью осуществляется вывод активов. Осуществляются активные попытки вывода основных производственных площадок: механического корпуса, сборочного и штамповочного. А ведь в данных цехах осуществляются основные технологические переделы производственной деятельности ОАО «Электромашина». Работают сотни специалистов….

При этом на «Электромашине» ожидают значительные государственные вливания на модернизацию оборонного производства.

Соответственно можно предположить что за «куплей продажей» цехов ОАО «Электромашина» стоит вульгарная попытка нецелевого использования государственных инвестиционных средств, предназначенных для финансирования перевооружения оборонной промышленности. Происходит известная в компетентных службах покупка «воздуха». При осуществлении такой сделки, используются денежные средства государственного финансирования, но не происходит фактического увеличения, технологического и иного улучшения инфраструктуры оборонных предприятий ОАО «Электромашина» и ОАО НПО «Электромашина». А лишь на бумаге переписываются основные средства с дочернего предприятия на материнское. На лицо явные признаки фиктивной сделки.

При этом денежные средства, направленные на выкуп имущества ОАО «Электромашина» от ОАО НПО «Электромашина, полученные из средств государственного финансирования в дальнейшем вполне могут быть истрачены на более чем нецелевые нужды.

Акционеры предприятия не согласные с позицией руководства 11 октября уже обжаловали эти сделки купли-продажи нежилых помещений заключенных между ОАО «Электромашина» и ОАО НПО «Электромашина» как незаконные в Арбитражный суд Челябинской области. 22 ноября начато слушание по делу. В Регистрационной палате в качестве обеспечительной меры с 14 октября введен запрет на любые операции со спорной недвижимостью.

Но слишком уж перспективно участие в «пиллинге» государственных средств, направляемых на нужды обороны страны, чтобы наивно надеяться на лучшие варианты развития событий.