Поиск

Современный хоккей – пора спасать

11.05.2010 00:00
Автор: Александр Власов доцент кафедры футбол-хоккей, к.п.н. ЧГАФК
Глава Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, двукратный олимпийский чемпион по хоккею В. Фетисов как то заявил: «Наш хоккей потерял лицо. Он безликий. Неизвестно, во что мы играем». Ему вторят канадские специалисты: «Россия потеряла свой славный хоккей».
Современный хоккей – пора спасать*

«ТАКУЮ МАШИНУ, КАК СОВЕТСКИЙ ХОККЕЙ, РАЗВАЛИТЬ – ЭТО, ЖЕ КАКОЕ «УМЕНИЕ» НАДО ИМЕТЬ? САМОЕ ПРОСТОЕ – СПИСАТЬ ВЕСЬ НЕГАТИВ НА СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ, КАКАЯ БЫЛА…»

В. ФЕТИСОВ, КАПИТАН СБОРНОЙ СССР, МНОГОКРАТНЫЙ ЧЕМПИОН СССР, ЕВРОПЫ, МИРА И ОЛИМПИЙСКИХ ИГР. ОБЛАДАТЕЛЬ КУБКА СТЭНЛИ 

В последнее время недостаточная эффективность построения подготовки на основных этапах многолетнего спортивного совершенствования повлияла на снижение результатов российских хоккеистов на международной арене. Глава Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, двукратный олимпийский чемпион по хоккею В. Фетисов как то заявил: «Наш хоккей потерял лицо. Он безликий. Неизвестно, во что мы играем». Ему вторят канадские специалисты: «Россия потеряла свой славный хоккей». В частности, Джек Тодд - один из самых известных в Северной Америке хоккейных обозревателей, считает: «У русских существуют большие проблемы с подготовкой талантов в последние 15 лет. Мы увидели то, что позволяет говорить: Россия лишилась своего славного национального хоккея. Где точнехонькие пасы, чудесные навыки владения клюшкой, терпение, позволяющее дождаться голевого шанса и хладнокровно реализовать его, где жесткость, чтобы продираться, невзирая на силовые приемы канадцев? Игра российской (молодежной) сборной в настоящий момент выглядит как гибрид, которому не хватает самобытности, четких определения задач и цели. Каким бы высоким индивидуальным мастерством ни обладали русские игроки, они не в состоянии демонстрировать его в командном хоккее на самом высоком уровне».

Все сказанное требует пристального внимания, разработки и реализации действенных мер, в том числе и научно-технологического характера, направленных на выход из сложившейся ситуации.

Одним из приоритетных направлений обновления многолетней подготовки является приведение в соответствие обучающих, тренирующих и воспитательных воздействий ритмам возрастного развития основных систем и психики детей и подростков. Это касается, в первую очередь, начальных этапов (а спорт молодеет) многолетней подготовки на фоне резкого прироста тренировочной и соревновательной деятельности. В этих условиях адаптационные резервы организма детей и подростков интенсивно расходуются как на естественный рост и развитие, так и на энергетическое и пластическое обеспечение выполнения задаваемых (высоких) тренировочных и соревновательных нагрузок.

В экстремальных условиях спортивной деятельности, при адаптации к высоким (а часто чрезмерным) и физическим, и психоэмоциональным нагрузкам в полной мере реализуется общебиологическая закономерность, которая состоит в том, что приспособительные реакции организма обладают лишь относительной целесообразностью. Даже устойчивая адаптация к тренировочным и соревновательным нагрузкам может иметь свою биологическую или структурную «цену», проявляющуюся в двух основных формах:

1) в прямом «изнашивании» функциональной системы, на которую при адаптации падает основная нагрузка;

2) в явлениях отрицательной перекрестной адаптации — в отрицательных эффектах, т.е. в нарушении у адаптированных к напряженной двигательной деятельности людей других функциональных систем и приспособительных реакций, не связанных непосредственно с двигательной деятельностью.

Примеры отрицательной перекрестной резистентности при напряженной адаптации к интенсивному действию факторов окружающей среды также могут оказаться достаточно выраженными. Так, при адаптации к холоду увеличение мощности системы, ответственной за теплопродукцию, может сочетаться с частичной атрофией печени, которая выполняет дезинтоксикационную функцию и реализует окисление холестерина. В результате снижается резистентность организма к химическим факторам и потенцируется развитие атеросклероза. Аналогичным образом адаптация к чрезмерным физическим нагрузкам или гипоксии может нарушить эффективность функционирования системы иммунитета и снизить резистентность к простудным инфекциям, а адаптация к стресссорным ситуациям и некоторым видам физических нагрузок тормозит функцию половых желез. Такого рода явления отрицательной перекрестной адаптации, или «цепы» адаптации, повышают значимость рационального «дозирования» факторов окружающей среды и управления адаптационным процессом (развитием) организма человека.

Как при длительной устойчивой адаптации, так и в условиях остро возникающей значительной нагрузки могут наблюдаться прямые и выраженные повреждения структур в функциональных системах, ответственных за адаптацию.

«Цена» адаптации в форме нарушения функций систем, не принимающих непосредственного участия в реакциях организма на задаваемые нагрузки, т.е. отрицательная перекрестная резистентность при интенсивном режиме (а часто и нерациональном варианте) адаптации или при ее осуществлении на ранних этапах онтогенеза, еще более возрастает. В данном случае реализуется так называемый принцип преимущественного структурного обеспечения систем, доминирующих в процессе конкретной адаптации, т.е. специфических функциональных систем в ущерб другим системам организма.

Клеточный   фонд   организма  даже   на  ранних   этапах   онтогенеза   не безграничен и его перераспределение в пользу доминирующих функциональных систем осуществляется по принципу «тришкина кафтана». Даже, несмотря на достаточно совершенное приспособление рабочих органов к систематической напряженной двигательной деятельности, в раннем онтогенезе оно достается организму дорогой ценой, и она, естественно, увеличивается (и существенно) при наличии даже незначительных отклонений в состоянии здоровья. А при нерационально организованной спортивной подготовке и вовсе осуществляется одновременное расходование адаптационного потенциала и на естественное возрастное развитие организма и на преимущественное структурное обеспечение доминирующих функциональных систем в процессе конкретной двигательной деятельности. Происходит безрассудная трата адаптационной энергии. И, как результат, многие спортсмены и целые команды, излишне увеличившие объемы задаваемых нагрузок, не достигли желаемых результатов; резко возросло число случаев перенапряжения функциональных систем и травматизма; сократились сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких физических и психических нагрузок, исчерпания адаптационных возможностей организма спортсменов; увеличились случаи летальных исходов.

Вышеизложенная страшная статистика остро ставит, по крайней мере, две глобальные проблемы.

Во-первых, необходимость природосообразной организации многолетней подготовки, что требует высочайшей квалификации тренеров.

Во-вторых, это медико-биологическое обеспечение, отвечающее реалиям современного спорта. А это, опять-таки, высочайшая квалификация специалистов медико-биологического профиля.

Решение данных проблем должно быть направлено на выявление и развитие спортивных талантов, максимально ориентируясь на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного юного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработки всей системы многолетней подготовки. Это требует значительного повышения внимания к отбору и ориентации спортсменов на всех этапах многолетнего совершенствования, разработки индивидуальных программ подготовки, умелого сочетания индивидуальной и групповой форм подготовки, т.е. речь идет об индивидуализации, а в широком смысле, о персонализации процесса спортивного совершенствования, переработки программ спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва согласно требованиям нового времени, основываясь на теориях адаптации и двигательной активности юных спортсменов.

Двигательная активность человека может осуществляться в самых разных формах, режимах и пространствах. Ее креативные (творческие) возможности для физического самосозидания и совершенствования человека огромны и в принципе могут быть реализованы в самом широком диапазоне его личностных притязаний и установок на освоение ценностей физической, спортивной культуры и вообще культуры жизнедеятельности, культуры самоуправляемого поведения в природной и социальной сфере.

Вместе с тем, такая самоуправляемость не дается человеку как дар божий, ее человек может добыть лишь ценой собственного понимания сущности этих культур и собственного труда при освоении их ценностей на базе развития природных задатков индивида.

«Господь Бог изощрен, но не злонамерен», - говорил А. Эйнштейн. Человеку дано очень многое для здоровой и полноценной жизни на земле, но взять это многое  он может только своим умом и трудом.