Поиск

Ревизия «Межрайонной типографии»: подсчитали, прослезились

13.09.2011 10:23
Автор: Владимир Филичкин
На минувшей неделе Российское информационное агентство «Ura.ru» сообщило том, что «по некоторым данным, на следующей неделе будет подано заявление в правоохранительные органы на экс-директора ГУП «Межрайонная типография» Владимира Анисимова. Контрольное управление областного Правительства провело проверку и выяснило, что он, оказывается, перевел все активы госкомпании созданному им же ЗАО «Межрайонная типография».
Ревизия «Межрайонной типографии»: подсчитали, прослезились*

На минувшей неделе Российское информационное агентство « Ura.ru» сообщило том, что «по некоторым данным, на следующей неделе будет подано заявление в правоохранительные органы на экс-директора ГУП «Межрайонная типография» Владимира Анисимова. Контрольное управление областного Правительства провело проверку и выяснило, что он, оказывается, перевел все активы госкомпании созданному им же ЗАО «Межрайонная типография». ГУП теперь является арендатором и лишь наращивает долги, хотя ранее зарабатывал хорошие средства для областного бюджета. В контрольном управлении считают, что Анисимова стоит привлечь минимум за мошенничество».

                       Чернила на 99% состоят из воды

Действительно на  доходы, извлеченные в Арендном предприятии «Межрайонная типография» (АП «МТ») в 1997 году было явно незаконно создана аффиллированная коммерческая структура ООО «Полиграф-Сервис», которая в 1998 году была некорректно преобразована в ЗАО « Челябинская Межрайонная типография» (ЗАО «ЧМТ»). В зарегистрированном Вячеславом Тарасовым уставе ЗАО «ЧМТ» обманным путем даже записали, что «Полиграф-Сервис» оказывается «являлся правопреемником АП «МТ»

Хозяева ЗАО «ЧМТ» незамедлительно выпустила ценные бумаги - акции путем обмена на них долей участников ООО “Полиграф-Сервис”. Основными акционерами вновь созданной коммерческой структуры стали  Анисимов Владимир Васильевич – 51 % акций, Хлыстун Светлана Ивановна – 17% акций и Дойкин Александр Николаевич – 17% акций

Коммерческие матрешки при госструктурах естественно на самых льготных условиях размещались в зданиях, принадлежавших Челябинской области. Помещениях последовательно находившихся в оперативном управлении: АП «Межрайонная типография», ГУП «Межрайонная типография», ОГУП «Межрайонная типография», ОАО «Межрайонная типография». И у этих вышеназванных предприятий согласно заключенным договорам аренды с ЗАО ««Челябинская Межрайонная типография» образовалась многомиллионная кредиторская задолженность.

По поручению руководителя аппарата Правительства Челябинской области Александра Уфимцева Главное контрольное управление региона в марте этого года провело проверку законности использования имущества, а также обоснованность проведения приватизации имущественного комплекса и активов при образовании ОАО «Межрайонная типография» (ОАО «МТ») за последние пять лет. Для справки: 100% уставного капитала ОАО «МТ» являлись собственностью Челябинской области и увод активов общества в «тень» являлся убедительным основанием для доследственной ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

Тем более, что главный затейник теневых финансовых операций Владимир Анисимов одновременно являлся руководителем всех юридических лиц задействованных в мошеннической схеме: АП «Межрайонная типография», ГУП «Межрайонная типография», ОГУП «Межрайонная типография», ОАО «Межрайонная типография» и, конечно же, ЗАО «Челябинская межрайонная типография». Точно также и Светлана Хлыстун являлась главным бухгалтером всех вышеназванных предприятий, а также ООО «Полиграф-Сервис». А их соучастник Александр Дойкин ухитрился совмещать обязанности директора ООО «Полиграф-Сервис», ЗАО «ЧМТ» и главного инженера ОАО «МТ».

Прессу легче задавить, чем задобрить

Концессионеры настолько запутались в своих должностях, что естественно допускали множественные досадные проколы при оформлении документов прикрывающих финансовые махинации. Так, к примеру, оформляя акт сверки взаимных расчетов на 31 декабря 2010 года Владимир Анисимов в лице заказчика ЗАО «ЧМТ» и исполнителя ОАО «МТ» подписал данную бумагу о задолженности ОАО «МТ» перед ЗАО «ЧМТ» на сумму более чем в два миллиона рублей. Забыв, наверное, при этом, что еще 24 декабря 2010 года был уволен и уже не числился руководителем ОАО «МТ» «и, следовательно не обладал полномочиями для подписания. Чтобы понятнее были размах финансовых нарушений и злоупотреблений, добавлю, что в тот же день 31 декабря Владимир Васильевич точно также подмахнул еще один документ о еще одной задолженности ОАО «МТ» перед ЗАО «ЧМТ» на сумму более трех с половиной миллионов рублей.  

         А ведь проверкой вскрыты еще и «погашения директором ОАО «МТ» Анисимовым В.В. неустановленной кредиторской задолженности 2010 года на счет ЗАО «ЧМТ» 5 300 000 рублей. И оплата неустановленных полиграфических услуг директором ОАО «МТ» Анисимовым В.В. на расчетный счет ЗАО «ЧМТ» 9 913 576, 06 рублей.

         Ревизоры КРУ утверждают, что заключение только одного договора ЗАО «ЧМТ» № 2010-01/109 от 11 января 2010 года «послужило причиной создания неплатежеспособности и причинения материального ущерба в денежной форме…, что является одним из признаков преднамеренного банкротства, так как Анисимовым В.В. данная сделка совершена в противоречие рыночным условиям и обычаям делового оборота по увеличению неплатежеспособности должника».

         Паразитирование на государственных структурах достигло самого циничного масштабов. При проверке преемники Анисимова даже не предоставили документы, подтверждающие право использования ЗАО «ЧМТ» полиграфического и иного дорогостоящего оборудования, принадлежащего ОАО «МТ». Потупившись новое руководство «Межрайонной типографии» признало, что подобная работа по разграничению производственного процесса только ведется. 

         В 2010 году Акционерным обществом сдавались в аренду нежилые помещения и оборудования 13 сторонним организациям с заключением договоров аренды по ценам определяемым соглашением сторон…

         Но главное все же то, что «в процессе реорганизации путем приватизации ОГУП «МТ» в Акционерное общество еще в 2006 году основные средства вдруг сократились в 6,2 раза по сравнению с 1998 годом. При этом балансовые суммы основных средств в 1998 году и в 2006 году указывают на их отсутствие, на момент подготовки и приватизации ОГУП «МТ», то есть имущества, без которого невозможна профильная деятельность Акционерного общества, определенная его уставом – полиграфическая и издательская».

                              Большой пирог делить легче

 

 Подобные проверки надо проводить в сотнях предприятий Челябинской области использующих государственную собственность. На 1 января 2009 года в регионе существовало 772 унитарных предприятия, и все они являлись коммерческими юридическими лицами. А в 2008 году накануне кризиса унитарных предприятий в Челябинской области было еще больше – 830.

Гражданский Кодекс Российской Федерации (ст.113) дает четкое определение «Унитарным предприятием  признается коммерческая организация, не наделенная правом  собственности на закрепленное за ней собственником имуществом. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Являясь коммерческими организациями МУПы и ГУПы очень похожи друг на друга, примерно как ЧУК и ГЕК. В своей деятельности они ограничены целями и задачами, отраженными в своих уставах, определяемыми их учредителем, т.е. муниципальным  или государственным органом власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации в 1999 году была утверждена «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (№ 1024 от 09.09.99 г.). В Концепции было отмечено, что существующая система управления унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального реформирования. Деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна, количество предприятий не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью. Авторами Концепции было установлено, что отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий. Но сегодня мало кто помнит эту Концепцию, как и другие нормативно-правовые документы… Все уходит в небытие, как удвоение валового регионального продукта или приоритетные проекты.

В 2005 году были опубликованы критерии оценки деятельности губернаторов, разработанные администрацией Президента. Всего таких критериев получилось тридцать. Но особый интерес представляют два: «Темп изменения объема поступления доходов от использования имущества, находящегося в собственности региона» и «Темп изменения доли убыточных государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности региона». Губернаторы прочитали и приняли к сведению…

Однако это не остановило рост числа предприятий. Если в 2004 году в нашей области было 218 областных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, то в 2005 – 325, в 2006 – 504, в 2007 – 498, в 2008 – 477!

По данным Министерства экономического развития на 1 января 2009 года общая остаточная стоимость имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения и оперативного управления составила 31,3 млрд.рублей. Это при том, что стоимость имущества с учетом государственной казны Челябинской области составила 40,8 млрд.рублей.

В 2009 году по итогам финансово-хозяйственной деятельности областными государственными унитарными предприятиями перечислено 23,1 млн.рублей при плане 20 млн.рублей. Если эту сумму разделить на все ГУПы, то на каждое предприятие приходится около 300 тысяч рублей.

За это же время сообщили экономисты, были осуществлены мероприятия по приватизации 2 ОГУП путем их преобразования в открытые акционерные общества, а так же проведен аудит 2 предприятий…

Но все еще существует, оказывается Постановление Губернатора Челябинской области (№ 249 от 21.06.2000 г.), в котором отмечено «Установить, что проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным в отношении областных государственных унитарных предприятий, основанных на праве  хозяйственного ведения». Однако затем в Законе Челябинской области «О порядке управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области» (№ 207-ЗО от 18.12.03 г.) ст.7 п.13 требование об ежегодных аудиторских проверках было исключено.

Дальнейшим развитием управления государственными унитарными предприятиями стало принятие Постановление Правительства Челябинской области «О ведомственной принадлежности государственных унитарных предприятий Челябинской области» от 19 мая 2005 года № 70-п. В нем на органы исполнительной власти были возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики области. Так, Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства выделено в подчинение 20 ГУПов, Министерству здравоохранения – 13, Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций – 12, Министерству сельского хозяйства – 11, Министерству промышленности и природных ресурсов – 3 и Министерству экономического развитияЧелябинской области – 2 ГУПа.

Проверка бывшего Областного Государственного унитарного предприятия «Межрайонная типография», проведенная, к сожалению, только в марте 2011 года убедительно показала несовершенство многих экономических механизмов созданных в регионе за последнее десятилетие.