Поиск

Психологическое загрязнение жизни

16.03.2009 00:00
Автор: Александр Уфимцев, доцент
Вопреки распространенному мнению здоровье — не медицинская, а общечеловеческая категория. И естественно, что сохранение здоровья, полученного человеком при рождении, — задача, которую необходимо решать сразу на трех уровнях.
Психологическое загрязнение жизни*
не наше

Вопреки распространенному мнению здоровье — не медицинская, а общечеловеческая категория. И естественно, что сохранение здоровья, полученного человеком при рождении, — задача, которую необходимо решать сразу на трех уровнях. Многое зависит от государства (к примеру, закрытие или модернизация устаревших производств, которые калечат людей). Много могут сделать и делают медики (в частности, охрана населения от опасных продуктов питания и алкоголя). Сегодня 40% потребляемого алкоголя дает теневой рынок, а это некачественные суррогаты.

Народ спивается, и это является угрозой национальной безопасности России. В стране только официально зарегистрировано 2 млн. алкоголиков. Более 80% детей в возрасте до 14 лет хотя бы раз пробовали спиртные напитки.

Ежегодно в России умирает около 2,2 млн. человек. И едва ли не каждая третья смерть, так или иначе, связана со злоупотреблением алкоголем. Как правило, на Урале предпочитают крепкие напитки. Причем, не гнушаются употреблять настоящую отраву – денатураты, технический спирт, одеколон и другие непитьевые жидкости на спирту, что также в итоге приводит к летальному исходу.

По сведениям Комитета по безопасности Госдумы, количество реализуемых спиртных напитков в стране на 80% больше, чем их производство. И если в Москве объем контрафактной и суррогатной продукции составляет около 25%, то на Урале эта цифра возрастает до 40-50%. По экспертным оценкам, за год производится не менее 600 млн. литров только самогона. По официальным данным, сегодня на душу населения приходится потребление примерно 16 литров алкоголя. Однако если не учитывать младенцев, непьющих и стариков, то выходит по 30 литров на человека. Это почти в восемь раз больше, чем в США.

Но есть еще один уровень - уровень нашей личной ответственности за собственное здоровье. Здесь уместно процитировать знаменитого российского историка Василия Ключевского: «Гигиена учит человека быть цепной собакой своего здоровья». Однако для нас показательны следующие цифры: в бюджете средней российской семьи доля затрат на физическую культуру и спорт составляет 0,3%, зато на алкоголь и табак приходится 3,7%.

Причины падения уровня грамотности, роста алкоголизма, наркомании, эпидемии СПИДа во многом схожи — это фальшивые по своей сути архетипы поведения, так называемой «сладкой жизни», которые навязываются сегодня без всяких ограничений большинством российских СМИ, особенно телевидением. Гламурный идеал - «красивая жизнь» - должен включать в себя такие компоненты, как: «много денег», «много секса», «много удовольствий», а вместе с ними - курение, потребление алкоголя, наркотический «кайф» и т.д. Псевдоидеалы ведут к тому, что миллионы подростков вместо гармоничного развития личности деградируют и, в конце концов, утрачивают любые перспективы в жизни.

Важнейшим фактором, негативно влияющим на формирование здоровья детей, роста заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья. К сожалению, по нашим данным, уроки физической культуры в Челябинске не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников. Низкая физическая активность, по данным исследований Уральского Государственного университета физической культуры, выявляется у 80% школьников, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма. За последние годы школьный травматизм вырос на 13%.
Показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60-70-х годов прошлого века.

В России нет по сути государственной политики в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, хотя уровень физического и психического здоровья народа — это вопрос национальной безопасности (больные люди не могут хорошо воевать), ее экономического процветания (больные люди не могут хорошо работать).

Реформы методом шоковой терапии, которые проводились в предыдущие годы без учета социальных последствий, создали негативные явления, угрожающие безопасности России, ее жизнеспособности.
Отмеченные негативные социально-экономические последствия переустройства российского общества, наряду с высокими темпами урбанизации и научно-технического процесса, необходимость управления сложной техникой неизбежно повышает у людей нервно-психические напряжения, усиливает и учащает стрессы в самом негативном проявлении (дистрессы). Информационный взрыв в конце 20-го столетия и последующие за ним новые, более мощные аналогичные «взрывы» будут еще больше усложнять стрессовую ситуацию.

Именно такой нарушенный, чрезмерный, болезненный стресс - очень важный, по труднее всего поддающийся измерениям и воздействиям факторов риска для здоровья. Вся наша жизнь - гигантский, психоэмоциональный стресс. И управлять им — значит избавить себя от большинства хронических болезней. Прежде всего, чрезмерный стресс приводит к социальной дезадаптации — неспособность приспособиться к новым условиям, как бы растерянности перед реальной (крайне сложной, противоречивой) действительностью. Причем проявляется он по-разному — и раздражительностью, и определенными болями, и даже предынфарктным состоянием. Во всем мире появилось повое понятие: психосоматические болезни. Их причина — нарушение взаимоотношения между психикой и всеми процессами, происходящими в организме. Психика перестает управлять телом. Сделаны попытки определить несколько стадий развития данного состояния. Вначале — возникает тревога, далее — физическая и эмоциональная напряженность, затем неврозы и депрессии. И, наконец, — проявление чисто «телесных» страданий: головные, сердечные и мышечные боли. Причина одна: психика перестает справляться с задачей управления телом. И это происходит на фоне общего дискомфорта, угнетенности, апатии.

Число людей с психическими расстройствами в России ежегодно растет. Уже сегодня в стране зарегистрировано около 3 млн. человек, имеющих проблемы с психикой. Рост числа неврозов, психопатий, хронизация психических расстройств все чаще отмечается у социально незащищенных слоев населения, имеющих нестабильное материальное положение. Ситуация усугубляется появлением больших групп людей, пострадавших от военных действий, стихийных бедствий, техногенных катастроф, беженцев, мигрантов.

Специалисты считают, что примерно 30 % населения сегодня находится в состоянии депрессии — это страшные, но показательные цифры. Кроме того, в последние годы наши ученые мучительно пытаются объяснить и огромные показатели смертности в России. Причины катастрофы ищут и в сфере здравоохранения, и в области экономики, В то же время все большего внимания заслуживает следующая точка зрения: нация предельно устала, истощила свой психологический адаптационный ресурс, способность противостоять трудностям. Если настрой человека на полноценную жизнь утрачен, бесполезно говорить о его здоровье. И наоборот, психическая установка человека на перспективу лучшей жизни решающим образом влияет на его здоровье.

В этом аспекте в медицинскую терминологию введено понятие «психологическое загрязнение». По аналогии с загрязнением внешней среды — воздуха, воды, земли - это один из мощнейших неблагоприятных факторов для здоровья. «Психологическое загрязнение», «психологические токсиканты» на самом деле гораздо опаснее для человека, чем любые промышленные выбросы. Просто это трудно измерить и доказать. Есть основание полагать, что самое главное «отравляющее» вещество — неадекватное туманным этическим нормам поведение людей. В данном аспекте медицина (равно, как и другие отрасли, разделы, дисциплины человекознания, человековедения) должны быть ориентированы не только и не столько на разработку и реализацию, как принято сейчас говорить, «здоровьсбсрсгающих» (поскольку сберегать мало чего осталось), сколько на обоснование и рациональное использование «здоровостросния», «здоровьформирующих» и «здоровьеобсспсчивающих» технологий.