Поиск

Очень частное, но очень грозное определение суда по делу о «Продкорпорации»: «Обратить внимание директора ФСБ России!»

11.11.2010 14:24
Автор: Альбина Золотухина, Сергей Леонов, фото - Вадим Ахметов и "Вечерний Челябинск", © «URA.Ru»
В деле о ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области», приговор по которому был вынесен 29 октября 2010 года Центральным районным судом Челябинска, поставили не точку, не многоточие, и даже не запятую, а длинное тире. Руководство УФСБ по региону уже высказалось на тему «ненужного резонанса, раздуваемого СМИ».
Очень частное, но очень грозное определение суда по делу о «Продкорпорации»: «Обратить внимание директора ФСБ России!»*
не наше

Похоже на то, что в истории с расследованием о пропаже 200 млн рублей из бюджета Южного Урала все еще только начинается 

 
«Поскольку в УФСБ считают, что теперь власти должны оценить ущерб, нанесенный региону, и подать заявление на должностные лица, принимавшие распорядительные финансовые решения, то мы это сделаем…»

В деле о ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области», приговор по которому был вынесен 29 октября 2010 года Центральным районным судом Челябинска, поставили не точку, не многоточие, и даже не запятую, а длинное тире. Руководство УФСБ по региону уже высказалось на тему «ненужного резонанса, раздуваемого СМИ». Заодно силовики весьма ощутимо «лягнули» судей за частное определение, вынесенное в свой адрес. За судей чекистам ответили областные власти, поскольку история с пропавшими деньгами напрямую касается интересов региона – деньги были украдены из бюджета и никто пока пропажу возмещать не собирается. Между тем корреспонденты «URA.Ru» заполучили копию приговора суда. В документах содержатся прелюбопытные формулировки – эти формулировки на самом деле могут серьезно повредить репутации чекистов, проводивших следствие. Ведь речь идет о том, чтобы в Москве обратили внимание на методы работы на местах.
 
Напомним, в 2006 году «Продкорпорация» заключила договор с московским ООО «Русская зерновая компания» о поставке 20 тыс. тонн топлива и произвела 100%-ю оплату в размере 200 млн рублей. Но в область пришла лишь десятая доля заказа, точнее 2 тыс. тонн ГСМ на сумму 30 млн рублей. А потом поставки просто прекратились. 170 млн рублей исчезли. По версии следствия эти деньги через фирмы-посредники были переведены на счета в зарубежные банки на территории Маврикии, Нидерландов, Объединенных Арабских Эмиратов, США, Сирии, Аргентины, Латвийской, Литовской Республик, Швейцарской Конфедерации, Королевств Бельгии, Германии, Норвегии и обналичены. Вот только кто наличкой воспользовался, до сих пор неясно.
 
Уголовное дело №540368, прозванное делом «Продкорпорации», было возбуждено 24 августа 2006 года и расследовалось управлением ФСБ РФ по Челябинской области. Владелец финансово-промышленной группы «ЕвроАзия» Этимад Исмаилов, Аббас Джафаров, гендиректор «Русской зерновой компании», гражданин Украины Владимир Гузов обвинялись в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере и в легализации преступных доходов. Швадченко тоже поначалу подозревался в мошенничестве, но после того как начал активно сотрудничать со следствием, статья в отношении него была смягчена. Рассмотрение дела в суде началось в декабре 2008 года. 29 октября суд приговорил Исмаилова к 8 годам лишения свободы, Джафарова – к 5 годам, Гузова – к 9 годам, Швадченко – к 3 годам и 6 месяцам колонии. 
 
Отметим, в ходе прений сторон представитель прокуратуры Челябинской области просил приговорить Исмаилова к 10 годам лишения свободы, Джафарова – к 6 годам, а Гузова – к 8 годам заключения. По мнению гособвинения, Швадченко заслуживал лишь 3 лет лишения свободы условно.
 
Неделю назад председатель Центрального районного суда Андрей Хватков провел брифинг для СМИ, на котором прокомментировал итоги процесса. Поругав общественников, которые, по его мнению, вмешивались в дела суда, Хватков обратил внимание СМИ на то, что приговором не может быть довольна ни одна из сторон – это говорит об объективности вынесенного решения. Кроме того, и частное определение в адрес УФСБ тоже должно рассеять любые домысли о сговоре суда и чекистов. Самое важное, по мнению Хваткова, найти тех, кто похищенными деньгами воспользовался, так как следователи не смогли доказать, что подсудимые истратили 170 млн рублей на себя. Судья пообещал, что как только приговор вступит в законную силу, СМИ получат копии документов. Но вступление решения в силу откладывается, началась подача кассаций. А копии приговора уже получены заинтересованными сторонами, то есть ушли в массы. Одна из копий оказалась и в руках корреспондентов «URA.Ru». В определении суда отмечено, что уголовное дело в отношении неустановленных лиц по части 4 статьи 174-1 УК РФ выделено в отдельное производство. И направлено в следственный отдел регионального управления ФСБ на отдельное расследование.
 
Андрей Хватков: «Приговором не может быть довольна ни одна из сторон – это говорит об объективности вынесенного решения»
 
Из приговора суда: «В материалах уголовного дела отсутствовали какие-либо объективные доказательства совершения именно Исмаиловым, Гузовым и Джафаровым последующих финансовых операций и других сделок с денежными средствами, приобретенными ими в результате расследования. Данное обстоятельство само по себе уже свидетельствует о ненадлежащем расследовании настоящего уголовного дела старшим следователем по ОВД СО ФСБ Вячеславом Васильчиком. Органами следствия не предпринято достаточных мер к установлению места нахождения похищенных денег, а также к установлению и привлечению к ответственности ИНЫХ лиц, имевших отношение к действиям, связанным с дальнейшим движением похищенных денежных средств ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области», после их неправомерного изъятия подсудимыми. Так, следователь не установил фактических владельцев юридических лиц, на счета которых поступали похищенные денежные средства и с помощью которых эти средства легализовывались посредством многоходовых финансовых операций. Не предпринято должных мер к установлению местонахождения этих лиц, их последующему допросу и возможному привлечению к ответственности. Несмотря на то, что финансовые операции проводились с помощью интернет-системы «Банк-клиент», мер к установлению владельцев адресов не предпринято».
 
Нарушения требований закона, допущенные следователем Васильчиком, по мнению суда, также стали возможными и вследствие отсутствия контроля со стороны УФСБ России по Челябинской области. Если говорит проще, чекисты особо и не старались, чтобы искать тех, кто воспользовался похищенными деньгами. Далее по приговору: «Обратить внимание директора ФСБ России для принятия им соответствующих мер реагирования».
 
Суд по делу о «Продкорпорации» длился почти два года
 
Накануне управление Федеральной службы безопасности РФ по Челябинской области выступило с официальным заявлением по итогам судебного разбирательства. В пресс-службе УФСБ пояснили, что ведомство не делало этого до приговора, «руководствуясь нормами права и профессиональной этики». Чекисты констатировали, что вокруг этого уголовного дела раздувался ненужный резонанс, чтобы «дискредитировать позицию предварительного следствия и суда». «Среди использованных приемов - фальсификация, ложь, подтасовка фактов. А ради чего, собственно? Ради тех, кто украл бюджетные миллионы? Сегодня можно ответить на основные вопросы, которые ставились перед нами. Надеемся, ответы на них помогут разобраться в существе дела», - говорится в заявлении УФСБ. Что касается обвинения в том, что следователи не пытались найти пропавшие деньги, то и на этот счет есть объяснение. «Мошенники применяли давно проверенные жуликами схемы. По утерянным паспортам, документам умерших лиц открывались фирмы, существовавшие для проведения одной, но самой важной финансовой операции – получения многомиллионных сумм и их дальнейшего перевода на счета «прачечных» структур, отмывающих украденные деньги, путающих концы в мировой финансовой паутине. Следы «однодневок» и физических лиц устанавливались в ходе расследования через возможности Интерпола и финансовой разведки. Некоторые фигуранты прошли на слушаниях в качестве свидетелей. Все результаты розыска приобщены к уголовному делу, отражены в обвинительном заключении», - отметили в ФСБ. И добавили, что «признаков каких-то политических проектов бывшего руководства области в уголовном деле не изучалось, это не предмет уголовного права».
 
Заодно представители УФСБ поделились секретом, что, оказывается, один из обвиняемых по делу владелец финансово-промышленной группы «ЕвроАзия» Этимад Исмаилов во время следствия и суда предлагал свои услуги по поиску пропавших миллионов. Всего за 10% и в обмен на свободу. Правда, силовики умалчивают, почему лучшие следователи не смогли все-таки найти бюджетные деньги. Зато они прямо говорят, что готовы наказать чиновников, виновных в воровстве из казны. «Потерпевшая сторона – областные власти – должны оценить ущерб, нанесенный интересам региона, и подать заявление в компетентные органы для установления признаков состава преступления в действиях должностных лиц, принимавших распорядительные финансовые решения. Сейчас для этого есть все условия», - говорится в заявлении чекистов. 
 
Подсудимого Исмаилова неоднократно удаляли из зала суда
 
Сегодня, 10 ноября, на специальной пресс-конференции заявление УФСБ прокомментировал общественный защитник Исмаилова, председатель общественной организации «Челябинцы против коррупции» Владимир Филичкин. По его словам, за те годы, которые ведется расследование и разбирательство, в правоохранительные органы и в УФСБ, в частности, поступало несколько обращений с требованием найти пропавшие бюджетные деньги. Однако чекисты эти документы игнорировали. Более того, Исмаилов готов был помочь найти истинных мошенников, укравших средства областного бюджета. Он даже нашел в Москве двух человек, которые обналичили 120 млн рублей. УФСБ даже приглашало их на беседу, но те прислали справки о болезни. Это устроило следователей, и с тех пор про этих свидетелей воровства не вспоминали.
 
Кроме того, Филичкин утверждает, что есть заявление другого подсудимого, Гузова, о том, что он вынужден был дать взятку бывшему первому вице-губернатору Андрею Косилову в размере 500 тыс. долларов. И отписка о том, что признаков состава преступления не усматривается. «Уверен, что через некоторое время Косилов станет фигурантом уголовного дела, для этого нужно было, чтобы он перестал быть первым вице-губернатором. Он давал конкретные распоряжения, незаконно предоставил госгарантии под кредиты, которые позже были украдены», - уверяет Филичкин. Однако считает, что спустя пять лет после возбуждения уголовного дела найти пропавшие миллионы будет крайне проблематично. Правозащитник считает, что «УФСБ лукавит» и по другим пунктам своего заявления.
 
Между тем официальный комментарий о приговоре сегодня же дал первый вице-губернатор Олег Грачев. Так, чиновник заявил, что областные власти обязательно направят заявление в региональное управление ФСБ с просьбой продолжить расследование обстоятельств исчезновения средств областного государственного унитарного предприятия «Продовольственная корпорация». Как отметил Грачев, целью нового обращения станет правовая оценка действий должностных лиц, которые неоднократно упоминались в связи с нашумевшим уголовным делом.
 
«Поскольку в УФСБ считают, что теперь власти должны оценить ущерб, нанесенный региону, и подать заявление на должностные лица, принимавшие распорядительные финансовые решения, то мы это сделаем. Но по сути наше новое заявление будет состоять из перечисления тех же многочисленных обращений, которые уже были направлены по этому делу, с указанием конкретных фактов и конкретных фамилий», - прокомментировал Олег Грачев.
 
Первый вице-губернатор напомнил, что правовой оценки заслуживают, по крайней мере, два действия, допущенные лицами в прежнем руководстве Челябинской области. Это трехтраншевая 100-процентная предоплата поставок ГСМ, осуществленная в нарушение бюджетного законодательства, и банковская гарантия, выданная единолично одним из должностных лиц вопреки Бюджетному кодексу РФ и закону Челябинской области «О предоставлении государственных гарантий». Отметим, предоставление госгарантии должно осуществляться по решению правительства Челябинской области с соблюдением определенной процедуры.