Поиск

Монетизация власти

18.03.2010 00:00
Автор: Владимир Филичкин
«Российская газета» опубликовала основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2009 году под броским заголовком «Где в России жить хорошо». Многие не верят статистическим показателям, считая статистику как точную сумму неточных данных.
Монетизация власти*
не наше

Обладать властью – это дело случайное, а передать ее добровольно другому – это доблесть

Сенека мл.

«Российская газета» опубликовала основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2009 году под броским заголовком «Где в России жить хорошо». Многие не верят статистическим показателям, считая статистику как точную сумму неточных данных. Но других данных нет, остается анализировать что есть. Поэтому остается использовать то, что есть…

Но начнем с другого. За прошедшие десять лет власть в нашей стране выступала с разными инициативами. Сначала призывала удвоить валовой региональный продукт, потом создавала государственные корпорации, призванные разрабатывать нанотехнологии. Приоритетные национальные проекты, результаты которых, наверное, и не собираются оценивать. Потому что сегодня важнейшее направление – модернизация.

Линдон Джонсон утверждал: «Страна хочет спокойствия, она не желает, чтобы ее тревожили. Хотите провести революцию – пожалуйста, но не говорите о ней ни слова, пока укрепитесь у власти. Именно так Рузвельт провел свою революцию». Американский политический зубр знал, что без укрепления власти никакие реформы не могут быть реализованы.

Недавно Центральный банк опубликовал данные по ипотеке. За 2009 год объем выданных ипотечных кредитов в стране сократился более чем в 4 раза и составил 152,4 млрд рублей против 655,7 млрд в 2008 году. Большинство игроков, ранее выдававших ипотеку в заметных объемах, теперь ограничиваются обслуживанием накопленного портфеля.

На Южном Урале продолжает уменьшаться не только количество выдаваемых кредитов, но и спрос. При этом просроченная задолженность за год увеличилась почти втрое. Бизнес-структуры и индивидуальные предприниматели не возвратили в срок 18,8 млрд рублей. Из них 11 млрд приходится на долю юридических лиц. Это естественно: по данным статистики завершили прошлый год 40 процентов предприятий практически всех отраслей.

Физические лица в деле формирования долгов отстали ненамного: их доля в общей сумме составляет 7,3 млрд рублей. По итогам 2009 года банки предоставили кредитов на 42 процента меньше, чем в 2008 году. Юридическим и физическим лицам в Челябинской области в 2009 году было выдано кредитов в объеме 339 млрд рублей.

На вопрос «Российской газеты»: где в России жить хорошо, можно ответить: «Только не в нашей области». Кроме того, есть и другие причины…

Мы составили таблицу с индексами промышленного производства в областях Уральского Федерального округа, характеризующие падение объемов по сравнению с объемами 2008 года. Кроме того, приведены данные по строительству жилых домов в 2009 году, а также размер среднемесячной начисленной заработной платы в рублях. По Федеральному округу подсчитаны средние значения.

 

Индекс промышленного производства, %

Индекс по видам деятельности в %

Строительство жилых домов

Среднемесячная начисленная зарплата, руб.

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающее. производство

Распределение электричества, газа

Тыс.кв. метров

В % к 2008 г

Уральский федеральный округ

92,0

95,7

84,7

96,9

5300,0

85,1

22776,0

Курганская область

80,9

85,0

70,0

88,8

286,6

102,0

11999,0

Свердловская область

82,3

90,4

79,7

94,2

1594,4

93,7

17588,6

Тюменская область

97,3

95,9

105,6

103,1

1988,9

89,6

35578,3

Челябинская область

80,5

70,0

78,1

92,0

1430,1

70,7

15263,9

 

Из приведенных показателей следует, что промышленность нашей области в условиях кризиса в большей степени снизила объемы производства в 2009 году, чем другие регионы округа. Это в определенной степени отразилось в объемах строительства жилых домов по сравнению с 2008 годом. В результате по среднемесячной начисленной зарплате Челябинская область оказалась на предпоследнем месте. Из этого следует, что для восстановления устойчивого экономического роста промышленности области потребуется гораздо больше времени, чем другим субъектам Уральского Федерального округа.

Один из нобелевских лауреатов по экономике так бы оценил действие властей: «Очень удобное положение для тех, кто отдавал приказы, они были облечены властью, но не обременены ответственностью».

Что же говорил губернатор Сумин в последние годы о социальной сфере:

  • «Задача исполнительной и законодательной власти одна – служить людям, укреплять экономику и социальную сферу» (2005 г.)
  • «В повышении качества жизни и социальной защищенности прежде всего нуждаются ветераны войны и труда, инвалиды, малообеспеченные, молодежь. На защиту этих категорий населения выделено 7,3 млрд рублей». (2006 г.)
  • «Любые экономические успехи нужно прежде всего оценивать в плоскости повышения качества жизни и обеспечения материальных, духовных и культурных потребностей каждого человека». (2007 г.)
  • «Антикризисные меры, принимаемые правительством страны и области для восстановления динамики роста в отраслях реального сектора экономики, направлены на сохранение высоких параметров социальной политики, которые мы достигли за последние годы. Кризис не снимает с нас базовых социальных обязательств, потому что за каждой статьей расходов стоит конкретный человек». (2008 г.)
  • «Оправдал себя режим жесткой экономии бюджетных средств, который сохранится и в текущем году (2010 г.), в том числе на содержание управленческого аппарата. В прошлом году эти расходы были сокращены на 13%. (2009 г.)

На сегодня приходится признать, что кризис и его последствия явились полной неожиданностью, как для федеральных, так и региональных властей. Экономическая эйфория и самодовольство партии власти не позволили своевременно принять антикризисные мероприятия. Все считали, что главный виновник – дядя Сэм, а кризис пройдет стороной…

Сегодня специалисты сомневаются, что призывы к модернизации экономики дадут положительные результаты. Модернизация не сводится к технологическому рывку, она невозможна без постоянного социального обновления, нацеленного на повышение эффективности. Во всей зарубежной литературе по модернизации приоритет отдается не технике, социуму…

Высказывания нашего губернатора о социальной сфере области носят чисто политический характер. О каких «высоких параметрах социальной политики, которые мы достигали за последние годы»? ????Наверное только для чиновников, обитающих на улице Цвиллинга и на улице Кирова… Наши предположения подтвердились, когда познакомились с постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 28 января 2010 года № 2112. Речь идет о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Челябинской области, губернатор Сумин П.И. подписал закон 4 февраля 2010 года…

Мы с трудом пробрались через словесные джунгли. Вот п. 4 статьи 63 Устава (Основного Закона) Челябинской области: «Руководители Законодательного собрания, правительства области, иных исполнительных органов власти области, их заместители, депутаты, работающие в Законодательном собрании на профессиональной постоянной основе, руководители структурных подразделений аппарата Законодательного собрания, правительства области, их заместители продолжают получать назначенную им заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место службы (работы), но не более одного года после освобождения их от должности». Кроме того, подпунктом 4) установлено: «В случае, если на новом месте службы (работы) указанные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, то производится доплата до уровня прежней оплаты труда в течение одного года со дня ухода с должности. Оплата производится за счет средств областного бюджета».

А как же, Петр Иванович, режим жесткой экономии бюджетных средств, который сохранится в 2010 году?

Не менее впечатляющий п. 6 статьи 63: «Лица, замещавшие должности первого заместителя губернатора области, заместителя губернатора области, заместителя губернатора области – руководителя аппарата правительства области, заместителя губернатора области – министра не менее трех лет, имеют право на получение ежемесячной выплаты после достижения пенсионного возраста в размере 45 процентов от ежемесячного размера оплаты труда указанных лиц на день прекращения ими исполнения своих полномочий, пять и более лет – 75 процентов от ежемесячного размера оплаты труда указанных лиц на день прекращения ими исполнения своих полномочий».

Все эти подарки введены Законом Челябинской области от 28.01.2010 г. № 534-ЗО.

Основные гарантии обеспечения деятельности губернатора я не могу перечислить… Мне просто не поверите.

«Оппозиция в политике – партия, которая удерживает правительство от буйного помешательства», утверждал Амброз Бирс. А что делать, когда нет оппозиции?