Поиск

Кому он нужен этот Мишка?

16.02.2012 09:51
Автор: Владимир БАЙКОВ
Ровно год назад Андрей Бабушкин с пометкой «Срочно» направил в прокуратуру Челябинской области ходатайство в интересах осужденного Михаила Шеньшина. В приложении к ходатайству Андрей Владимирович приложил 50 листов ксерокопий важных документов, подтверждающих возможность фабрикации уголовного дела против человека, осужденного за убийство собственной матери.
Кому он нужен этот Мишка?*
не наше

Ровно год назад Андрей Бабушкин с пометкой «Срочно» направил в прокуратуру Челябинской области ходатайство в интересах осужденного Михаила Шеньшина. В приложении к ходатайству Андрей Владимирович приложил 50 листов ксерокопий важных документов, подтверждающих возможность фабрикации уголовного дела против человека, осужденного за убийство собственной матери.

Бабушкин - один из авторитетнейших правозащитников России. Он председатель общественной правозащитной благотворительной организации «Комитет «За гражданские права», член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ, член Президиума Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными органами, защищавший в судах и органах власти нашей страны, нарушенные права граждан более чем по пяти тысячам дел. И конечно же, его обращение заслуживало самого серьезного отношения…

Сегодня Андрей Бабушкин признает, что основная сложность в работе службы заочной правовой консультации комитета «За гражданские права», занимающейся оказанием правовой помощи тем, кто лично не может прибыть в Москву, состоит в том, что самостоятельно пересмотреть судебное или прокурорское решение правозащитники не могут. Они сами вынуждены обращаться в соответствующие государственные органы, которые часто оказываются не на высоте и ограничиваются стандартной дежурной отпиской. Никакой ответственности за такую «работу» чиновник в погонах, конечно же, не несет...

Андрей Бабушкин в феврале 2011 года проинформировал прокурора Челябинской области Александра Войтовича о том, что уголовное дело № 328033 расследовалось с явным обвинительным уклоном и в нем имеется целый ряд процессуальных нарушений. Показания основных свидетелей обвинения Лебедевой и Дворянчикова противоречат друг другу. В протоколе допроса потерпевшего в качестве потерпевшего был указан гражданин Соколов А.С., а окончательно потерпевшим был указан уже гражданин Смирнов А.С. Показания свидетеля Траута В.В., данные им на предварительном следствии против Шеньшина М.А., когда на него оказывали давление, отличаются от показаний, данных им в суде. И наконец, Шеньшина Е.А. находилась в доме своего сына Шеньшина М.А. в селе Бутаки Сосновского района и в поселке Кременкуль Сосновского района она не находилась и ее труп там не мог быть обнаружен.

Михаил Шеньшин был осужден 4 июля 2007 года Сосновским районным судом Челябинской области и приговорен к девяти годам лишения свободы в колонии строгого режима.

В соответствии с требованиями закона от 23 июня 2006 года следователь прокуратуры Сосновского района А.Сербин в помещении ИВС Сосновского РОВД составил подробный протокол ознакомления обвиняемого и его защитника со всеми материалами завершенного им уголовного дела. Вот только начальник челябинского следственного изолятора № 3 Александр Полянский почему-то утверждает, что в тот день содержавшегося в СИЗО Михаила Шеньшина адвокаты и следователи даже не посещали. И не верить Александру Михайловичу лично у меня оснований нет…

В обвинительном заключении от 28 июня 2006 года понять многое сегодня просто невозможно. Среди доказательств, якобы подтверждающих обвинение Шеньшина в убийстве матери, одновременно фигурируют взаимоисключающие процессуальные документы. Например:

  • рапорт дежурного Сосновского РОВД, согласно которому «по адресу: Сосновский район, с. Бутаки, улица Труда, 50, обнаружена гр. Шеньшина Е.А. с предварительным диагнозом ЗЧМТ, перелом основания черепа…»;
  • протокол осмотра места происшествия по адресу: Челябинская область Сосновский район п. Кременкуль, ул. Гагарина, 40, «в ходе которого зафиксирована обстановка произошедшего и обнаружен труп гр. Шеньшиной Е.А.»;
  • протокол осмотра трупа по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Бутаки, ул. Труда, 50, «в ходе которого на трупе гр. Шеньшиной Е.А. обнаружены множественные гематомы и ссадины».

Как нам стало известно, 78-летняя Елизавета Шеньшина тяжело болела. Состояла на учете в районной больнице с диагнозом «сахарный диабет, второй тип, тяжелое течение. Диабетическая полинейропатия. Диабетическая ангиопатия. ИБС. Стенокардия напряжения. Гипертоническая болезнь Дисциркуляторная энцефалопатия».

Врач скорой помощи Наталья Андреева дала показания по делу о том, что 2 февраля 2006 года был зафиксирован вызов бригады к Елизавете Шеньшиной и на тот момент у больной уже наблюдались гематомы и ссадины.

Утром 7 февраля Михаил Шеньшин вызывал бригаду скорой помощи вновь, так как его мать находилась без сознания. В одной из комнат действительно находилась женщина без сознания. Со слов сына, она находилась без сознания около двух дней. В карте вызова отмечено, что состояние женщины тяжелое, язык западает, что характеризует ее состояние как кому. Женщина была нетранспортабельна, поэтому ее и не госпитализировали. Потом в течение всего дежурства сын звонил на станцию скорой помощи несколько десятков раз, угрожал, требовал, ругался, чтобы они приехали еще один раз…

В 14.40 поступил очередной вызов к Шеньшиной от ее сына Михаила. Сын Шеньшиной был в состоянии алкогольного опьянения, агрессивен, оскорблял, настаивал на госпитализации матери.

Скорая приехала в 14.50. вместе с участковым инспектором милиции, после чего Михаила Шеньшина забрали в райотдел. Врач спросила у Михаила, что случилось с его матерью. Он ответил, что ее уронили, когда накануне несли из бани…

В ходе судебного заседания Михаил Шеньшин себя виновным не признал. Сообщил, что 7 февраля «вызвал скорую; приехал терапевт, спросил, что с матерью. Он ответил, что не знает… Затем он вновь вызвал скорую, так как мать в себя не приходила… В разговоре со скорой он вспылил, и та уже приехала с милицией, которая стала забирать его. Он позвонил жене, что его забирают в милицию, что мать в плохом состоянии, чтобы она приехала». Сотрудники милиции оставили знакомого семьи Константина Дворянчикова в нетрезвом состоянии с матерью Шеньшина, забрали у него телефон и отдали его Дворянчикову. Михаила Шеньшина отвезли в Долгодеревенское и на следующий день сказали ему, что его мать умерла.

Жена Шеньшина подтвердила, что днем 7 февраля ей на сотовый телефон звонил Михаил и говорил, что его мать находится в плохом состоянии. В дом к матери вместе с детьми она приехала только в час ночи. «По приезду неоднократно заходила в комнату к матери. После ухода из дома Дворянчикова, приехавшие медицинские работники сообщили, что «дело за временем». После отъезда врача, через 30 минут, Елизавета Шеньшина умерла.

Свидетель Дворянчиков в суде подтвердил, что ушел из дома Шеньшиной 8 февраля около семи часов утра. Шеньшина Е.А. еще дышала.

Судебный эксперт Челябинского бюро судебно-медицинской экспертизы установил, что смерть Елизаветы Александровны наступила от тупой травмы грудной клетки. Согласно заключению, «посттравматический период жизни потерпевшей, после причинения ей комплекса повреждений в виде тупой травмы грудной клетки, составлял небольшой промежуток времени, исчисляемый десятками минут. Не более одного - двух часов».

30 мая 2006 года уже расширенный состав судебно-медицинских экспертов уточнил, что «оценивая трупные явления, зафиксированные при осмотре места происшествия 8 февраля 2006 года в 11 часов 48 минут, можно сказать, что с момента наступления смерти до момента осмотра трупа имел место временной промежуток в пределах пяти-семи часов, с возможными незначительными колебаниями его в сторону укорочения или удлинения».

Но тогда получается, что телесные повреждения, от которых умерла 78-летняя Елизавета Александровна, были причинены ей тогда, когда ее сын Михаил, осужденный в последствии за ее убийство, находился в Сосновском РОВД…

Осужденный Михаил Шеньшин по-прежнему утверждает, что свою мать он не избивал, что состояние ее здоровья было тяжелым по причине тяжелого сахарного диабета. 7 февраля 2006 года он вызывал к ней скорую помощь, которая не вовремя приехала и никакой медицинской помощи ей не оказала. 26 декабря 2008 года следователем СО при ОВД по Сосновскому муниципальному району С.Г. Багоян по заявлению М.А. Шеньшина было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления в действиях врачей скорой помощи Андреевой и Байкаловой.

На свободу Михаил Шеньшин, скорее всего, выйдет только по окончании срока, отмеренного ему районным судом Сосновского района, - 19 июня 2015 года. Явные противоречия и несуразности в уголовном деле № 328 033 должностных лиц прокуратуры Челябинской области почему-то не заинтересовали…

* * *

Андрей Бабушкин «Карманная книжка заключенного»

Случилась трагедия: Вы или близкий Вам человек оказались за решеткой. Предстоят долгие месяцы, а может быть, и годы изоляции от близких, родных, друзей... Как помочь заключенному? Как он может помочь себе сам? Как поступить, чтобы эта помощь не обернулась во вред? Как сделать, чтобы обращение с заключенным было справедливым и гуманным? Много вопросов - тяжелых, безрадостных, но очень важных для того, кого это коснулось. Ответы на все эти вопросы содержатся в «Карманной книжке заключенного» правозащитника, председателя Комитета за гражданские права, Андрея Бабушкина.

«Карманная книжка» Андрея Бабушкина впервые появилась в конце 90-х годов, и с тех пор многократно переиздавалась вплоть до 2003 года, с учетом всех законодательных нововведений. Она давно стала бестселлером и считается лучшим практическим пособием по защите своих прав среди тех, кто за решеткой.